Рецензия: «Такса» Тодда Солондза

Рецензия: «Такса» Тодда Солондза
Кадр из фильма "Такса"

Человек выносит из гаража клетку с собакой и ставит в багажник. Современный мир коммерциализировал сделки с совестью: домашнего питомца теперь можно сдать в приют, откуда его заберут следующие хозяева, вряд ли лучше прежних.

Американец Тодд Солондз снимает по фильму в пять лет и сейчас собрался с силами не зря: «Такса» — своеобразная энциклопедия человеческих душ, где «душа» в лучшем смысле слова есть лишь у одного живого существа. И это не человек.

Композиционно картина выстроена, подобно гоголевским «Мертвым душам», с помощью галереи образов: части (а их четыре) связывает между собой путешествие собаки от хозяина к хозяину. Классик разоблачал помещичью Россию, Солондз выносит приговор всему человечеству.

Собачий ангел — чистое, безгрешное существо — попадает в мир людей, и те обращаются с ним так же плохо, как с самими собой. У главного героя даже нет постоянного имени: он побывает Дерьмом и даже Раковой опухолью (что прибавит штрихов к портретам хозяев).

Первые владельцы — обыватели, невротизирующие маленького и еще не испорченного сына, — тем более тошнотворны, чем более мы узнаем в них себя, друзей, соседей по подъезду. Они женятся, не зная друг друга, ждут от партнера решения своих проблем и, не дождавшись, ненавидят до смерти. Ребенку в такой «нормальной» семье — собачья жизнь (поэтому, вырастая, он станет психопатом, как и родители), собаке — и вовсе смерть.

Следующая мишень режиссерской сатиры — мягкосердечный ветеринар Дон (Грета Гервиг), спасающая животное от смерти, но не себя от нежного чувства к бестолочи мужского пола. Дальше таксе предстоит пожить с профессором киношколы (Дэнни ДеВито), снявшим единственный фильм и потому презираемым учениками и, как следствие, самим собой.

Персонаж, явно позаимствованный у Вуди Аллена с его увлечением Достоевским и наказаниями, снова чуть не лишает собаку жизни, причем в весьма гротескной манере при помощи современных способов массового уничтожения.

Человек, Который Боится, — герой нашего времени. Солондз отдавит все его мозоли — страх старости, исламофобию (собаку-«насильника» зовут Мохаммед), заденет и современное искусство как рупор цинизма и выразитель застывших чувств (не исключено, что это акт саморазоблачения).

Животное выигрывает у человека морально-нравственное состязание: вывод не новый и довольно сомнительный. Как говорил герой романа «Корни неба» Ромена Гари, «любовь к животным — одно, а отвращение к людям — совсем другое». Человек больше не задает себе вопрос «чем я хуже собаки», поскольку принял ответ как данность: чувствовать разучился, а разумом, отличающим высшее существо, не пользуется.

Да и отвращение к самому себе достигло критической точки. Проблематика мизантропической саги Солондза тем печальнее, чем легче режиссура — каждая следующая новелла становится все более художественно изобретательной. В финальной части с участием блистательной Эллен Берстин границы реального размываются, появляются сказочные персонажи, рожденные нездоровым воображением. Страх материализуется подобно Морре, отделяется от человека и заглядывает в него.

Первый полный метр Солондза, снятый в 1989-м, назывался «Страх, тревога и депрессия». Новый, несмотря на 16 прошедших с тех пор лет, можно было бы назвать так же. Годы идут, а в нашем зоопарке никто не лечится. Только собачку жалко.

«Такса» (Wiener-Dog) / США, 2016 г., 88 мин. Режиссер: Тодд Солондз. В ролях: Китон Найджел Кук, Дэнни ДеВито, Эллен Берстин, Трэйси Леттс, Жюли Дельпи, Грета Гервиг, Киран Калкин, Ригоберто Гарсиа, Коннор Лонг, Бриджет Браун. В прокате с 22 сентября (Russian World Vision)

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus