Рецензия: «Тропы»

Рецензия: «Тропы»
Кадр из фильма «Тропы»

Этот материал был опубликован в августовском номере «The Hollywood Reporter – Российское издание».

Для Мии Васиковской «Тропы» стали символичной дорогой домой: уроженке Австралии пришлось испытать на себе все тяготы съемок на пленэре — в австралийской пустыне. Актриса, которую прославила роль в картине «Алиса в Стране чудес», вновь отправляется в увлекательное путешествие.

Вместо кроличьей норы — родной континент: путь ее героини пролегает через всю страну, к берегам Индийского океана. Однако, несмотря на смену локации, Миа Васиковска хранит верность статичности, бесстрастности и эмоциональной выхолощенности. И что для иного фильма было бы упреком, для «Троп» оказалось несомненным достоинством.

Продюсеры Эйн Каннинг и Эмиль Шерман, подарившие миру картину «Король говорит!», снова взялись за историю, основанную на реальных событиях. Титулованных особ в «Тропах» нет, но создатели фильма с неменьшим трепетом отнеслись к деталям.

В 1977 году 27-летняя Робин Дэвидсон прошла путь в 2700 километров по пустыне в компании четырех верблюдов и собаки. Многое осталось за рамками объектива Рика Смолана — фотографа National Geographic, навещавшего девушку в течение ее многомесячного похода. Поэтому, завершив свой путь, Робин решила сменить верблюжьи поводья на перо. Так появился бестселлер, известный в России под названием «Путешествия никогда не кончаются».

Путь книги к экрану длился 30 лет. На главную роль утверждались то Джулия Робертс, то Николь Кидман, но проект не двигался с мертвой точки. Пока «Тропы» вынашивались, родилась и состоялась актриса, лучше которой, кажется, никто не смог бы по ним пройти. Совпало почти все — внешность, происхождение, возраст, невозмутимость и упрямое спокойствие…

Даже Робин признается, что узнала в Мии саму себя. Редкая похвала, которую актрисе надлежит разделить с автором сценария Мэрионом Нельсоном, вытравившим из книги всю публицистику: с рассуждениями о феминизме 1970-х и статусе коренного населения он деликатно и лаконично попрощался в первых же кадрах.

Главная героиня картины жаждет одиночества: близкие люди ее утомляют, незнакомые раздражают. Одиночество представляется ей естественным состоянием, которого не достичь в условиях города, потому она и решается примерить на себя образ странницы. Если для автора книги важен рассказ о женщине, оставшейся наедине с дикой природой, то для Джона Керрана («Разрисованная вуаль») ключевое значение имеет сама Робин, оставшаяся наедине с собой.

В руках другого режиссера мог бы получиться созерцательный фильм о человеке и природе или же схематичное роуд-муви о героине, вновь и вновь переживающей тягостные воспоминания детства. Но Керрану удалось избежать и скучных созерцаний, и давно изученных схем.

Пустыня в картине не просто место действия. Никакого однообразия и пустоты, как на полотнах Сальвадора Дали. Благодаря прекрасной операторской работе Мэнди Уокер мы видим не только «открыточные» виды и картинки с тоскующим верблюдом. Перед нами живая, непокоренная и непокорная равнина, обдающая то жаром, то холодом. Солнце изматывает, но навязчивые вспышки туристских «мыльниц», преследующие героиню, мучают еще больше.

Чаще других в фильме возникают кадры дороги, песка под ногами и выжженной земли, рельеф которой напоминает линии на ладони Робин. Пустыня была ей предначертана, но это не приговор, а подарок судьбы. Жара иссушила кожу, волосы и сомнения. Стоило заблудиться, чтобы, испугавшись бескрайних просторов, испытать новое чувство.

«Домой!» — кричит Робин своей верной собаке Диггити, и та помогает ей выбраться, ибо знает, куда им идти. Путь через пустыню оказывается дорогой к дому, пусть пока и без адреса, и, конечно, к себе, обновленной, ощутившей разницу между одиночеством и уединением и, как и положено страннице, нашедшей свой оазис.

Фильм завершается подводными кадрами. Вода — это жизнь, необходимая даже в том случае, если она соленая и горькая на вкус.

Тропы (Tracks) / Австралия, 2013. Режиссер: Джон Керран. В ролях: Миа Васиковска, Адам Драйвер, Эмма Бут, Джессика Тоуви, Мелани Занетти, Райнер Бок, Роберт Колеби. В прокате с 31 июля («Премиум Фильм»)

Материалы по теме

  • В погоне за сюжетом: Почему Интернет и детские игрушки вдохновляют продюсеров больше, чем классическая литература

    05 мая 2013 / Иван Филиппов

    Стать соавтором высокобюджетного блокбастера сегодня может любой — внимание сценаристов переключилось с бессмертной классики на масс-культуру, причем иногда в самых неожиданных ее проявлениях. THR выясняет, почему продюсерам стало удобнее разыскивать идеи для будущих проектов не в головах литераторов, а в Интернете, детских игрушках и обертках жевательной резинки.

    Комментировать
  • Новый трейлер: «Нимфоманка»

    26 ноября 2013 / Редакция THR Russia

    В Сети, наконец-то, появился полноценный трейлер нового фильма Ларса фон Триера. Осторожно, порно!

    Комментировать
  • Бенедикт Камбербатч стал отцом

    15 июня 2015 / Редакция THR Russia

    Актер и его супруга Софи Хантер, поженившиеся в феврале этого года, объявили о рождении сына.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus