Рецензия: «Убийство в Восточном экспрессе» Кеннета Браны

Рецензия: «Убийство в Восточном экспрессе» Кеннета Браны
Кадр из фильма «Убийство в Восточном экспрессе»

Приехавший в Стамбул знаменитый частный детектив Эркюль Пуаро (Кеннет Брана с замечательными усами) так и не получил на завтрак идеальные яйца, зато влегкую раскрыл дело. Впрочем, времени на отдых ему не дали – телеграмма с вестью об очередном преступлении потребовала его срочного присутствия в Европе. Пуаро не без труда нашел место в переполненном Восточном экспрессе. В путешествие, кроме сыщика, отправились гангстер (Джонни Депп) с упитанным бухгалтером (Джош Гад) и пожилым секретарем (Дерек Джекоби), женщина-загадка (Мишель Пфайффер), русская княгиня (Джуди Денч) со служанкой (Оливия Колман), вспыльчивый граф-танцор (Сергей Полунин) с супругой (Люси Бойнтон), праведная миссионерка (Пенелопа Крус), симпатичная гувернантка (Дейзи Ридли), чернокожий врач (Лесли Одом мл.), немецкий профессор-расист (Уиллем Дефо) и другие интересные личности. Как видно из названия, в поезде произойдет убийство – персонажа Деппа через 15 минут после начала фильма найдут в запертом купе мертвым со множеством ножевых ран, – и «возможно, лучшему сыщику на свете», как называет себя сам Пуаро, придется поломать голову. Улик слишком много, подозреваемых тоже хватает, а тут еще пути засыпало снегом, поезд остановился, бежать некуда, торопиться – тоже.

Таких режиссеров, как Брана, принято умеренно хвалить – успешная работа в высокобюджетном кино и на театральной сцене, удачные экранизации Шекспира и Мэри Шелли, чувство стиля. Однако во всей этой приятной глазу деятельности не улавливаются отблески Большого Таланта, который подчас проявляет себя в гораздо более несовершенных и сомнительных фильмах. Не видно этих проблесков и в его новом фильме, сделанном при этом очень добротно, симпатично и с уважением к духу Агаты Кристи. Легкий запах нафталина всегда был к лицу ее экранизациям, так что старомодность и неспешность тут вполне уместны. При этом режиссер иногда позволяет себе вольности – временами от картинки веет пряничным Уэсом Андерсоном, драка на заснеженном мосту смотрится вполне в духе бондианы, а в финальном монологе-обращении ко всем «подозрительным лицам» Брана выдает такой театральный накал страстей, какой и не снился старушке Кристи. В кульминационной сцене его Эркюль Пуаро, пожалуй, даже слишком эмоционален, при том, что большинство остальных персонажей так и остались одномерными, обделенными внутренним миром големами, кроме совершенно прекрасной Мишель Пфайффер.

Сравнения с фильмом Сидни Люмета 1974 года неизбежны и, конечно, они будут не в пользу новой экранизации, но не столько из-за мощи актерского состава, подобранного 40 с лишним лет назад, сколько из-за нежелания или неспособности Браны работать с составом нынешним. Впрочем, это не значит, что в «Убийстве в Восточном экспрессе» 21-го века нет своей прелести. Окунаться в детективы Кристи – все равно что зайти в уютный профессорский кабинет с лампой под зеленым абажуром. Этот самый уют удачно передан в роскошных интерьерах поезда, в самом сочетании замкнутого пространства и неподвижности – понятно, что как только пути расчистят и экспресс будет готов к отправке, щекочущая нервы тайна будет разгадана. Жаль только, что Брана в заботах об уюте, костюмах и дизайне забыл оживить своих персонажей, дать им что-то большее, чем роли-функции. В финале Пуаро отправляется на Нил, где произошло какое-то очередное убийство. Если Брана и соберется снимать экранизацию «Смерти на Ниле», нам останется только пожелать ему вдохнуть в фильм больше жизни.

«Убийство в Восточном экспрессе» в российском прокате с 9 ноября.

Материалы по теме

  • «Убийство в Восточном экспрессе»: первый трейлер

    02 июня 2017 / Редакция THR Russia

    Профессор, лакей, граф и многие другие – каждый под подозрением с 9 ноября.

    Комментировать
  • «Убийство в "Восточном экспрессе"»: состав смерти

    08 ноября 2017 / Ольга Маршева

    Почему смотреть картину будет интересно даже тем, кто знаком с оригиналом и предыдущими лентами, — в материале THR.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора