Рецензия: «Убойная стрижка» Роберта Карлайла

Рецензия: «Убойная стрижка» Роберта Карлайла
Кадр из фильма "Убойная стрижка"

Барни Томсон (Роберт Карлайл) полжизни стрижет клиентов в заштатной парикмахерской в Глазго. Он не жалуется на жизнь, пока вместо козырного кресла у окна его не ссылают в непопулярный угол у туалета. Как только Барни осмеливается высказать неудовольствие владельцу салона Вулли (Стивен Маккоул) и начинает качать права, тот и вовсе указывает ему на дверь.

Слово за слово — и вот уже бездыханное тело начальника валяется на полу с воткнутыми в сердце ножницами, а «соплежуй Барни», как зовет его мамаша Семолина (Эмма Томпсон) — вульгарная рыжая тетка с необоримым пристрастием к спиртному и азартным играм, — сам не понимает, как это случилось. Вечером Семолина, наткнувшись на труп босса в багажнике и нисколько не смутившись, обещает взять на себя проблему утилизации, и Барни покорно тащит останки Вулли к ней домой.

Тем временем полиция разыскивает маньяка, рассылающего почтой куски расчлененных трупов по всему Глазго и окрестностям. Особенно усердствует инспектор Холден (Рэй Уинстон), прожженный кокни, рассматривающий свое пребывание в стране победившего чертополоха (цветок чертополоха — неофициальный символ Шотландии. — THR) как тяжкое бремя судьбы…

Шотландская парикмахерская сага — режиссерский дебют разменявшего шестой десяток Роберта Карлайла, давно живущего в Канаде. Но вырос-то актер в Глазго и снимает родной «гадючник» с неподдельной нежностью, как покрытую плесенью землю обетованную.

На заре карьеры Карлайл отдал дань британскому соцреализму, засветившись у Кена Лоуча. Затем его снимали такие маститые авторы, как Дэнни Бойл, Алан Паркер  и Шэйн  Медоуз. Однако в один прекрасный день актер снова обнаружил себя в сериалах, с которых когда-то начинал.

Для нового поколения зрителей Карлайл — больше не беспутный Бегби из эпохального «На игле» (наркодрама Дэнни Бойла 1995 года. — THR). Теперь его имя ассоциируется в основном с популярным телесериалом «Однажды в сказке». То ли кино обмельчало, то ли телевидение расцвело, но в карьере актера давно не было интересных киноролей — чем не повод самому сесть в режиссерское кресло и заполучить из первых рук выигрышную роль.

Заодно дебютант облагодетельствовал слегка потерявшуюся в последнее время Эмму Томпсон. Будучи всего на пару лет старше Карлайла, она великолепно вписалась в характерную роль разбитной мамаши — и за такой бенефис любая актриса отдала бы пару лет жизни.

«Убойная стрижка» (в оригинале «Легенда о Барни Томсоне», но прокатчики, видимо, посчитали этот вариант названия недостаточно эффектным) — экранизация первого эпизода из серии комиксов Дугласа Линдси о парикмахере из Глазго. Эта бесстыжая черная комедия напоминает о веселом цинизме фильмов знаменитой британской студии Ealing.

Сознательно или нет, но Карлайлу удалось воспроизвести не букву, а дух илинговских комедий: в полных едкого сарказма шаржах на шотландский уклад он ухитрился беззастенчиво объясниться ему в любви. На премьерном показе Эдинбургского кинофестиваля этот месседж был воспринят должным образом — соотечественники новоявленного режиссера приняли фильм на ура.

В то же время «Убойная стрижка» и не местечковое кино для ограниченной аудитории: картина прекрасно встраивается в ряд недавних британских черных комедий с национальным колоритом авторства Мартина МакДона — «Залечь на дно в Брюгге», «Семь психопатов» и «Однажды в Ирландии». Поклонникам такого сорта абсурдистского юмора — сюда.

«Убойная стрижка» (The Legend of Barney Thomson) / Канада-Великобритания, 2015 г., 96 мин. Режиссер: Роберт Карлайл. В ролях: Роберт Карлайл, Эмма Томпсон, Рэй Уинстон, Мартин Компстон, Эшли Дженсен, Брайан Петтифер, Стивен  Маккоул. В прокате с 26 мая («Артхаус»)

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus