Рецензия: «Ученик» Кирилла Серебренникова

Рецензия: «Ученик» Кирилла Серебренникова
Кадр из фильма "Ученик"

Подросток Вениамин Южин (Петр Скворцов) заколотил окна в своей комнате, отказывается раздеваться на уроках физкультуры и разговаривает с окружающими исключительно библейскими цитатами. И вполне естественно, что главный конфликт у Вени возникает с учительницей биологии Еленой Львовной (Виктория Исакова), которая все больше сил отдает тому, чтобы убедить школьника в том, что Бог — архаичная концепция, противная теории Дарвина. С другой стороны, в друзья  и апостолы к Южину напрашивается хромоногий одноклассник Гриша (Александр Горчилин), которого Веня обещает вылечить наложением рук и молитвой.

Режиссер Кирилл Серебренников — верный последователь Бертольта Брехта. И не только в смысле изобразительных средств, но прежде всего в уверенности, что театр и вообще искусство должны находиться на острие актуальной повестки дня и говорить о максимально злободневных вещах.

Характерно, что для этих  несомненно благородных целей Серебренников часто использует произведения русской и зарубежной классической литературы, чем вызывает беспокойство надзорных органов и смешанные чувства публики: он частенько дописывает за Николаем Гоголем («Мертвые души») или Иваном Гончаровым («Обыкновенная история»).

Однако «Ученик» Мариуса фон Майенбурга — несомненная и абсолютная удача. Совсем свежая европейская пьеса, которую режиссер очень быстро адаптировал под российскую действительность, а потом так же стремительно решил экранизировать с теми же актерами — за исключением главного героя: на сцене «Гоголь-центра» его играет Никита Кукушкин.

Разумеется, удачную театральную постановку на злобу дня при переносе на экран подстерегал целый ряд опасностей. Прежде всего неизбежная при таких скоростях и фигуре постановщика театральность действа. В самом по себе жанре телеспектакля ничего дурного нет, однако такие фильмы редко предназначаются для большого экрана.

В случае с «Учеником» эта проблема в значительной мере была решена приглашением Владислава Опельянца — оператора последних фильмов Никиты Михалкова, — который способен навести глянец даже на сцену в грязном окопе. Удивительно, но здесь камера не напоминает о рекламе кофе, а двигается энергично и небанально. Выбранные ракурсы не дают зрителю расслабиться на длинных разговорных сценах, из которых в значительной степени состоит картина.

С другой стороны, персонажи по-театральному условны. Если побороть неизбежное раздражение от несколько утрированных интонаций и мизансцен, в контексте «Ученика» это перестает быть недостатком, поскольку таким образом создается эффект присутствия — актеры хоть и не обращаются к зрителю напрямую, но явно проверяют прочность пресловутой четвертой стены.

Собственно, взаимодействие со зрителем, его реакция на происходящее на экране — едва ли не самое любопытное, ценное и попросту главное, что есть в фильме. После первых фестивальных показов было очень занятно наблюдать за тем, как люди, выходя, обсуждают, с кем из героев себя ассоциируют.

На протяжении фильма Серебренников действительно ловко жонглирует симпатиями зала. Поначалу диковатый главный герой в какой-то момент показывает, что называется, характер и проявляет известную рассудительность. Его оппонентка — наоборот: вроде бы толковая и ироничная, постепенно, как говорится, слетает с резьбы и уходит в стыдную истерику, которая подменяет декларируемые ею принципы.

Проще говоря, мэтр подводит зрителя к тому несложному, но некомфортному выводу, что слепой фанатизм плох во всех проявлениях — даже если отстаивается самая правильная и разумная точка зрения. Отсутствие здравого смысла неизбежно приводит в бездну правых, левых, либералов, консерваторов, креационистов, дарвинистов — всех, кто не дает себе труда поверять поступки умом и совестью.

Более ценного и актуального высказывания сегодня, пожалуй, и не придумать.

 «Ученик» / Россия, 2016 г. Режиссер: Кирилл Серебренников. В ролях: Виктория Исакова, Петр Скворцов, Александр Горчилин, Юлия Ауг, Александра Ревенко, Антон Васильев, Николай Рощин, Светлана Брагарник, Ирина Рудницкая, Марина Клещева. В прокате с 13 октября («Вольга»)

Материалы по теме

  • Русский след: что ждать от грядущего Венецианского кинофестиваля

    28 августа 2012 / Ирина Любарская

    29 августа открывается Венецианский фестиваль. Программа этого года скромна как никогда: в основном конкурсе всего 18 фильмов, правда, вполне звездных. Среди сюрпризов — три картины российских режиссеров и Петр Шепотинник в роли консультанта «Мостры».

    Комментировать
  • В Москве открывается «Гоголь-Кино»

    01 ноября 2013 / Редакция THR Russia

    1 ноября премьерой «Мебиуса», «возможно самого радикального фильма Ким Ки Дука», открывается кинозал в серебренниковском «Гоголь-центре».

    Комментировать
  • В Сочи завершился XXVII фестиваль «Кинотавр». Фотогалерея

    14 июня 2016 / Редакция THR Russia

    Обладателями главных призов стали картины «Хороший мальчик», «Ученик» и «Чужая работа».

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора

Реклама

Новости партнёров