Рецензия: «Знаешь, мама, где я был?» Лео Габриадзе

Рецензия: «Знаешь, мама, где я был?» Лео Габриадзе

«Я был маменькин сыночек. У меня был всегда чистый воротничок, со старшими говорил на Вы».

Рисунки родного для Резо Габриадзе Кутаиси сменяются съемкой самого Резо во плоти, а за кадром неизменно звучит голос знаменитого рассказчика. Знаменитый режиссер, сценарист и кукольник совершенно честно рассказывает о собственном детстве, да так, что даже самой откровенной выдумке невозможно не поверить. Причем выдумки очень талантливо мешаются с реальностью — переходы между тем и другим совершенно не чувствуются.

В этом кроется истинный талант рассказчика: суметь увлечь слушателя так, чтобы тот попросту перестал фильтровать информацию и начал слушать, веря каждому слову. Сделать сражение маленького мальчика с немцами столь же реальным, как и поездки к дедушке в деревню. А Резо, несомненно, великий рассказчик: в этом можно было убедиться и раньше, еще на его сценариях и фильмах с его участием, а уж слышать рассказ непосредственно из его уст и вовсе одно удовольствие. Здесь кроется уникальность фильма: его основу составляет устный рассказ, сделанный в лучших традициях народного творчества, и фильм был бы прекрасен и без видеоряда. Истории увлекают, рисуя в голове картинки не менее богатые, чем-то, что происходит на экране.

Но Лео Гарбиадзе не стал останавливаться лишь на этом, и создал из рисунков отца целый мир. Анимация здесь довольно простая и местами несколько условная, но ее более чем достаточно — особенно с учетом качества изначальных рисунков. Стиль Резо очень самобытен и необычен: при внешнем минимализме он подкупает какой-то простодушностью и честностью. Единственное изменение оригинальной графики — это добавление цвета, на что команда мультфильма пошла осознанно: все же долго смотреть на черно-белую графику довольно тяжеловато.

Трудно сказать, документальный это фильм или нет. Да и фильм ли тоже вопрос открытый: съемки стоят на стыке анимации и живой съемки самого Резо. Главное здесь — чистое ностальгическое чувство по детству, которое осталось позади, но сохранилось где-то в сердце: со всеми его нелепостями и шалостями, интересной призмой восприятия реальности и особым теплым чувством глубоко внутри. Удивительным образом рассказы Резо легко переносят в то детство, которого у зрителя быть попросту не могло — и все же ощущается оно как собственное. Только ради этого ощущения уже стоит посмотреть «Знаешь, мама, где я был?»: шанс вернуться в детство дается не каждый день, тем более пережить его в столь ярких красках.

Помимо прочего, истории полны гуманности: в них нет места темным мыслям, и даже послевоенная жестокость хоть и упоминается, но ощущается совершенно беззлобной. И это тоже выделяет фильм на фоне большинства картин: история вышла по-настоящему доброй и личной, рассказанной словно старым другом, и остаться равнодушным здесь довольно трудно.

«Знаешь, мама, где я был?» появится в рассийском прокате 26 апрел 2018 года.

Материалы по теме

  • Лео Габриадзе: «Нужен ли бюджет на чувства и эмоции?»

    23 апреля 2018 / Сергей Сергиенко

    Знаменитый режиссер Резо Габриадзе стал анимационным героем. THR выяснил, как так вышло.

    Комментировать
  • «Знаешь, мама, где я был?»: назад в детство

    21 апреля 2018 / Анна Полибенцева

    Леван Габриадзе с помощью магии анимации смог вернуть детство своему отцу Резо, на целый час превратив его в 10-летнего мальчика, только постигающего законы жизни.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора