Рецензия: «Звездная карта» Дэвида Кроненберга

Рецензия: «Звездная карта» Дэвида Кроненберга
Кадр из фильма «Звездная карта»

Этот материал был опубликован в декабрьском номере «The Hollywood Reporter – Российское издание».

«Звездная карта» начинается как вольный сиквел «Космополиса» — предыдущего фильма Дэвида Кроненберга. Нас вновь встречает Роберт Паттинсон, и вновь в лимузине. Правда, на этот раз ему уготована куда более скромная роль: его персонаж — таксист Джером, который работает в Лос-Анджелесе и часто возит голливудских знаменитостей.

Впрочем, амбиций у него хоть отбавляй. Герой мечтает о карьере актера и пописывает в свободное время сценарии. На вокзале он встречает невзрачную на вид девушку Агату (Миа Васиковска) — всю в черном и с явными следами ожогов. Но очень скоро обнаружится, что с Голливудом ее связывают в буквальном смысле кровные узы.

«Для меня это экзистенциальный вопрос: если ты не знаменит, значит, не существуешь», — объяснял в одном из интервью Дэвид Кроненберг. Режиссер всегда старался держаться подальше от Голливуда, но, учитывая его патологический интерес к перверсиям, не мог совсем обойти его стороной.

«Звездная карта» — ловкий ход канадца. На первый взгляд — высокобюджетный фильм с кучей голливудских звезд, на деле — столь едкая сатира на «фабрику грез», что желчь, которой пропитана вся картина, по силе действия может сравниться разве что с продуктами жизнедеятельности Чужого. А те, как мы помним, легко проедали обшивку космического корабля.

Обнажая неприглядные стороны Голливуда, Кроненберг создает свою версию фильма «Сансет бульвар». «Звездная карта» — это настоящий парад уродцев, хотя ждать сенсаций не стоит: вы вряд ли узнаете о жизни звезд что-то принципиально новое. Одни из них крепко сидят на наркотиках, другие любят секс втроем, а третьи совершают по пьяни поступки разной степени шизофреничности.

Они насквозь лицемерны, их улыбки фальшивы, и в битве за роль они легко перегрызут тебе глотку. За фасадом благополучия и успеха скрываются травмы и комплексы, на которых с удовольствием паразитируют шарлатаны-психологи всех мастей. Одним словом, не люди, а настоящее собрание насекомых. И Кроненберг показывает это с особым цинизмом.

Главный наркоман — школьник по имени Бенджи, звезда телесериала «Плохая нянька». «Мы все проходили через это дерьмо. Правда, в наши времена не в таком юном возрасте», — хладнокровно комментирует его наркозависимость один из продюсеров. Еще одна голливудская звезда Гавана (потрясающая роль Джулианн Мур) танцует на радостях, когда узнает, что у ее конкурентки только что утонул сын: роль, которую она безуспешно добивалась до этого, теперь наверняка достанется ей.

Кроненберг построил свою карьеру, исследуя мутации современности. Мысль, озвученная в его фильмах «Муха», «Видеодром» и «Связанные насмерть», предельно проста: при соприкосновении с технологиями человек превращается в мутанта. Начиная с «Автокатастрофы» его внимание больше концентрировалось не на телесных, а на психологических изменениях.

Некоторые из картин режиссера были встречены с недоумением («Оправданная жестокость», «Порок на экспорт»), некоторые оказались явно неудачными («Опасный метод»), но уже к «Космополису» он обрел второе дыхание, чтобы теперь, в «Звездной карте», шагнуть на неизведанную территорию. Это сатира, но сатира, которая вступает в невозможную родственную связь с жанром ghost movie. Фильм населен призраками прошлого, которые преследуют героев и не дают им покоя. И тут, конечно, меньше всего ожидаешь, что материалист Кроненберг вдруг отважится вступить в сумеречную зону мистического жанра, причем не с ироничной ухмылкой, а вполне серьезно.

Еще меньше ожидаешь услышать в его ленте стихотворение Поля Элюара «Свобода». Подобного рода эксперименты и мешанина жанров легко могут сбить с толку как неискушенного зрителя, привлеченного участием Паттинсона, Мур и Васиковски, так и поклонников «классического» Кроненберга.

И все-таки кажется, что стихотворение Элюара звучит неслучайно, — уровень свободы, которой достигает режиссер в этом фильме, и впрямь потрясает. После просмотра остается ощущение, что канадский визионер нас еще не раз удивит.

«Звездная карта» (Maps to the Stars) / Канада-США-Германия-Франция, 2014 г., 107 мин. Режиссер: Дэвид Кроненберг. В ролях: Джулианн Мур, Миа Васиковска, Джон Кьюсак, Эван Берд, Оливия Уильямс, Роберт Паттинсон, Кьяра Гласко, Сара Гадон, Доун Гринхалг, Джонатан Уоттон. В прокате с 18 декабря (Top Film Distribution)

Материалы по теме

  • Джонни Депп и Натали Портман в новом клипе Пола МакКартни (ВИДЕО)

    13 апреля 2012 / Илья Кувшинов

    Постановкой клипа занялся сам сэр Пол, а гитарное соло исполнил Джонни Депп лично.

    Комментировать
  • ЭКСКЛЮЗИВ: Дэниэл Дэй-Льюис о любви к прошлому, неспокойном детстве и возвращении к актерству

    24 февраля 2013 / Стивен Гэллоуэй

    Главный голливудский чудак, способный забросить карьеру на пике славы, чтобы мастерить мебель, разводить лошадей и изучать сапожное мастерство. Единственный в мире актер, которому вручали «Оскар» за лучшую мужскую роль и в XX, и в XXI столетии. В беседе с редактором THR, состоявшейся незадолго до вручения очередной порции «Оскаров», Дэниэл Дэй-Льюис признался, что во многом винит свой длинный нос и скучает по «Линкольну».

    Комментировать
  • Дочь Леонарда Нимоя снимет документальный фильм в память о своем отце

    07 апреля 2015 / Редакция THR Russia

    В картине расскажут о современных методах лечения обструктивной болезни легких, которая унесла жизнь звезды «Стартрека».

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus