- Главная
- →
Кино- →
Рецензия: «Звездная карта» Дэвида КроненбергаРецензия: «Звездная карта» Дэвида Кроненберга
Владимир ЛукинЦиничная сатира Дэвида Кроненберга на Голливуд, где кинозвезды предстают толпой лицемерных уродцев.
Этот материал был опубликован в декабрьском номере «The Hollywood Reporter – Российское издание».
«Звездная карта» начинается как вольный сиквел «Космополиса» — предыдущего фильма Дэвида Кроненберга. Нас вновь встречает Роберт Паттинсон, и вновь в лимузине. Правда, на этот раз ему уготована куда более скромная роль: его персонаж — таксист Джером, который работает в Лос-Анджелесе и часто возит голливудских знаменитостей.
Впрочем, амбиций у него хоть отбавляй. Герой мечтает о карьере актера и пописывает в свободное время сценарии. На вокзале он встречает невзрачную на вид девушку Агату (Миа Васиковска) — всю в черном и с явными следами ожогов. Но очень скоро обнаружится, что с Голливудом ее связывают в буквальном смысле кровные узы.
«Для меня это экзистенциальный вопрос: если ты не знаменит, значит, не существуешь», — объяснял в одном из интервью Дэвид Кроненберг. Режиссер всегда старался держаться подальше от Голливуда, но, учитывая его патологический интерес к перверсиям, не мог совсем обойти его стороной.
«Звездная карта» — ловкий ход канадца. На первый взгляд — высокобюджетный фильм с кучей голливудских звезд, на деле — столь едкая сатира на «фабрику грез», что желчь, которой пропитана вся картина, по силе действия может сравниться разве что с продуктами жизнедеятельности Чужого. А те, как мы помним, легко проедали обшивку космического корабля.
Обнажая неприглядные стороны Голливуда, Кроненберг создает свою версию фильма «Сансет бульвар». «Звездная карта» — это настоящий парад уродцев, хотя ждать сенсаций не стоит: вы вряд ли узнаете о жизни звезд что-то принципиально новое. Одни из них крепко сидят на наркотиках, другие любят секс втроем, а третьи совершают по пьяни поступки разной степени шизофреничности.
Они насквозь лицемерны, их улыбки фальшивы, и в битве за роль они легко перегрызут тебе глотку. За фасадом благополучия и успеха скрываются травмы и комплексы, на которых с удовольствием паразитируют шарлатаны-психологи всех мастей. Одним словом, не люди, а настоящее собрание насекомых. И Кроненберг показывает это с особым цинизмом.
Главный наркоман — школьник по имени Бенджи, звезда телесериала «Плохая нянька». «Мы все проходили через это дерьмо. Правда, в наши времена не в таком юном возрасте», — хладнокровно комментирует его наркозависимость один из продюсеров. Еще одна голливудская звезда Гавана (потрясающая роль Джулианн Мур) танцует на радостях, когда узнает, что у ее конкурентки только что утонул сын: роль, которую она безуспешно добивалась до этого, теперь наверняка достанется ей.
Кроненберг построил свою карьеру, исследуя мутации современности. Мысль, озвученная в его фильмах «Муха», «Видеодром» и «Связанные насмерть», предельно проста: при соприкосновении с технологиями человек превращается в мутанта. Начиная с «Автокатастрофы» его внимание больше концентрировалось не на телесных, а на психологических изменениях.
Некоторые из картин режиссера были встречены с недоумением («Оправданная жестокость», «Порок на экспорт»), некоторые оказались явно неудачными («Опасный метод»), но уже к «Космополису» он обрел второе дыхание, чтобы теперь, в «Звездной карте», шагнуть на неизведанную территорию. Это сатира, но сатира, которая вступает в невозможную родственную связь с жанром ghost movie. Фильм населен призраками прошлого, которые преследуют героев и не дают им покоя. И тут, конечно, меньше всего ожидаешь, что материалист Кроненберг вдруг отважится вступить в сумеречную зону мистического жанра, причем не с ироничной ухмылкой, а вполне серьезно.
Еще меньше ожидаешь услышать в его ленте стихотворение Поля Элюара «Свобода». Подобного рода эксперименты и мешанина жанров легко могут сбить с толку как неискушенного зрителя, привлеченного участием Паттинсона, Мур и Васиковски, так и поклонников «классического» Кроненберга.
И все-таки кажется, что стихотворение Элюара звучит неслучайно, — уровень свободы, которой достигает режиссер в этом фильме, и впрямь потрясает. После просмотра остается ощущение, что канадский визионер нас еще не раз удивит.
«Звездная карта» (Maps to the Stars) / Канада-США-Германия-Франция, 2014 г., 107 мин. Режиссер: Дэвид Кроненберг. В ролях: Джулианн Мур, Миа Васиковска, Джон Кьюсак, Эван Берд, Оливия Уильямс, Роберт Паттинсон, Кьяра Гласко, Сара Гадон, Доун Гринхалг, Джонатан Уоттон. В прокате с 18 декабря (Top Film Distribution)
Материалы по теме
ЭКСКЛЮЗИВ: Правила игры — cекреты актерского мастерства от Алексея Баталова
21 ноября 2012 / Редакция THR Russia«В каждом из нас с рождения живет гениальный артист», — говорит Алексей Баталов всем, кто приходит к нему учиться во ВГИК. THR Russia встретился со звездой советского кино, чтобы узнать, как погрузиться в роль, побороть страх сцены и заплакать перед камерой.
КомментироватьЭКСКЛЮЗИВ: Джессика Честейн о жизни в окружении фотографий врагов и душевном стриптизе
19 февраля 2013 / Галина Галкина«Я так взволнованна! — объявила корреспонденту THR Джессика Честейн вместо приветствия. — Наконец я смогу разболтать все, о чем должна была год молчать». Перед премьерой одного из самых засекреченных проектов в истории мирового кино актриса рассказала о жизни в окружении фотографий врагов, передвижении по трем континентам и душевном стриптизе.
Новый фильм Тарантино будет называться «Ненавистная восьмерка»
12 января 2014 / Редакция THR RussiaС вожделением ловим слухи о новом проекте Квентина Тарантино: появилось название, кастинг директор, остальное можем сами додумать
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: