Рецензия: «Молодость» Паоло Соррентино

Рецензия: «Молодость» Паоло Соррентино
Кадр из фильма "Молодость"

Паоло Соррентино — режиссера нашумевшей  «Великой красоты», которая принесла ему «Оскар» и «Золотой глобус», — не спу­тать ни с кем. В фильме «Мо­лодость» он берет себе в союз­ники культурные ценности не только Италии, но также Аме­рики (в лице Харви Кейтеля и Джейн Фонды) и Брита­нии (в лице Майкла Кейна). Швейцария, в которой разво­ рачиваются основные события, привычно держит нейтралитет. Страна­-камертон, выявля­ющая чужие страсти, уже дав­но обменяла эмоции на долгую счастливую жизнь.

Место действия — феше­небельный спа­-отель в Альпах, в котором двое в прямом смыс­ ле слова старых друзей задер­живаются на все лето. Фрэд (Кейн) — популярный компо­зитор и дирижер, к которому обращаются «маэстро» и чьими сочинениями заслушивается королева Великобритании. Мик (Кейтель) — сценарист и режиссер с уже ставшей для всех привычной приставкой «великий».

Цель первого — чтобы его наконец оставили в покое. Вто­рого — успеть снять еще один киношедевр, который должен стать его творческим завеща­нием. В отеле полно их ровес­ников, но есть и представите­ли более молодого поколения. Например, популярный актер, который готовится к новой ро­ли (Пол Дано).

В наличии и все прелести дорогого курорта — подвижная круговая сцена с кавер­бэндом, исполняющим по вечерам популярные мелодии, штатная проститутка в лобби и арти­сты, которые показывают шоу мыльных пузырей (тонкая ирония на тему сладкой жизни).

По форме это не такое монументальное полотно, как «Любовь» Михаэля Ханеке, и не занимательная антрополо­гия в духе «райской» трилогии Ульриха Зайдля. Это все тот же оксюморон, сочетание кит­ча поп­культуры с силуэтами, грацией, звуками и тишиной высокого искусства. Поэтому в кадрах, пусть и выстроенных с хирургической точностью, так много воздуха. А в разговорах, построенных в большинстве своем на громких фразах, — достоверность и глубина.

В качестве идеального фона Соррентино использует интерьеры комнат отеля, кото­рые похожи друг на друга как две капли воды, этакие одина­ковые золотые клетки. И всеоб­щее благополучие лишает нас социальных подробностей.

Молодость здесь — поня­тие не только физическое. Хотя физиологических подробно­стей в фильме хватает: круп­ных и общих планов полу­- (а то и полностью) обнажен­ных постояльцев гостиницы, богатый набор отвисших боков и упругих форм, дряблой кожи и блестящего лоска. И все же молодость таится прежде всего в душе и в искусстве. Будь то способность возвыситься над миром и его суетой. Или дири­жирование королевским орке­стром.

Попытка обмануть моло­дость заканчивается печально. Миг — и вот она горит на щеке следом от пощечины. Соррентино — большой лю­битель печальных баллад, но он (и в этом опять же свойство молодости) не расстается со своей витальностью и жизне­любием. Вот и здесь: застаре­лая ссора двух высоколобых супругов заканчивается самым естественным и мощным — до животного крика — примире­нием в ближайших кустах.

Так, делясь с нами не­ серьезным взглядом на жизнь, автор учит не бояться себя, своих слез, жалости к себе и сентиментальности.  Ошибок прошлого, будущего и насто­ящего. Проблем с простатой и самоидентификацией.  Перед героями два пути — сломаться перед лицом собственных пред­ставлений о себе или, приняв свою природу, возглавить пусть маленький, но свой оркестр.

Дважды в течение фильма Соррентино возвращается в родную Италию — на сей раз в Венецию, которая буквально утопает из-­за красоты и кра­сотой же спасается. Во время наводнения по узкой дощечке, перекинутой через площадь Сан-­Марко, шагает, будто по подиуму, мисс Вселенная. Фрэд и официально признанная са­мая красивая женщина в мире пытаются разойтись, как два барана на горной тропе. И снова ему, старику, надо подви­нуться. Уступи, и она придет к тебе сама. Нагая и бесподоб­ная, как Афродита, решившая вернуться в пену морскую.

Красота молодости — как раз в ее мимолетности. В том, что она обязательно уйдет, чтобы дать дорогу кому­-то другому.

«Молодость» (Youth) / Италия-Франция-Швейцария-Великобритания. Режиссер: Паоло Соррентино. В ролях: Майкл Кейн, Харви Кейтель, Рэйчел Вайс, Пол Дано, Джейн Фонда, Марк Козелек, Алекс МакКуин, Луна Зимич Мийович, Том Липински. В прокате с 22 октября (A-One Films)

Материалы по теме

  • Новый постер: «Интерстеллар»

    07 мая 2014 / Редакция THR Russia

    В Сети появился первый постер нового научно-фантастического фильма Кристофера Нолана.

    Комментировать
  • Новый постер: «Молодость» Паоло Соррентино

    29 апреля 2015 / Редакция THR Russia

    Майкл Кейн и Харви Кейтел любуются великой красотой молодости на плакате каннского конкурсанта.

    Комментировать
  • Харви Кейтель: «Мы обязаны правдиво показывать насилие в кино»

    10 августа 2016 / Аристон Андерсон

    Актер считает, что жестокость в компьютерных игр представляет опасность для подростков.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus