- Главная
- →
Кино- →
Революция «Звездных войн»: как Сага Джорджа Лукаса изменила лицо кинематографаРеволюция «Звездных войн»: как Сага Джорджа Лукаса изменила лицо кинематографа
Надежда Маркалова25 мая 1977 года, 40 лет назад, в прокат вышли «Звездные войны» в 32 кинотеатрах США, включая легендарный Китайский театр в Голливуде. Остальное, как говорится, история.25 мая мы отмечаем 40 лет со дня выхода картины Джорджа Лукаса «Звездные войны», ставшей эпохальной не только для ее автора, но и для всей культуры в целом. Этот фильм изменил весь ландшафт кинематографа целиком, и плоды этого изменения мы пожинаем по сей день, нравится это вам или нет.
Этот гениальный фильм был снят всего за 11 миллионов долларов, что даже по тем временам было совсем немного для такого масштабного и амбициозного проекта. Сюжет картины очень напоминает легенды о короле Артура, как напоминают ее, например, «Властелин колец» Толкина и «Гарри Поттер» Роулинг, и еще много подобных историй, использующих мотив избранности и становления героя. Считается, что Лукас «позаимствовал» эту историю в книге Джозефа Кемпбелла «Герой с тысячью лицами», однако, на момент создания «Новой надежды» Лукас с книгой знаком не был, иначе он пришел бы к финальной версии истории гораздо быстрее, а не нащупывал бы ее интуитивно на протяжении многих лет, постоянно меняя и переделывая. В итоге у него все равно получилась история короля Артура: Кеноби – это Мерлин, световой меч отца – Экскалибур, правда, поднятый не самим героем из камня, а вытащенный старым джедаем из древнего сундука, но не суть. В результате мучительных многолетних изысканий Лукас все равно пришел к давно известному древнему архетипу, многократно использованному и до него, и после.
В 1972 году, когда Лукас начал предлагать свой фильм студиям, все в страхе отказывались, потому что не понимали его вИдения: какие-то космические корабли, какая-то Сила, принцесса и монстр в длинной шкуре и почему-то без штанов. «Почему Вуки без штанов?» - спрашивали они. Кроме того, текст пестрил разными неизвестными названиями, типа Вуки, R2-D2, Олдараан или Татуин. Фантастика, конечно, существовала и тогда, и даже космическая, но она в основном была мрачной, показывала социальные катаклизмы и транслировала страх перед будущим (сравните: «Сойлент грин», «Парень и его пес», «Молчаливый бег»). Это было жанровое «гетто» для узкого круга любителей, больших финансовых дивидендов от этих проектов никто не ждал. И «Звездные войны» стали настоящим прорывом сразу в нескольких областях киноискусства.
Сиквелизация и построение Вселенной
Продолжения успешных лент, конечно, случались и до «Звездных войн» («Бондиана», «Затойчи» в Японии, «Приключения Лорела и Харди», британская серия комедий «Так держать!»), но они были отдельными приключенческими историями с регулярными персонажами, или даже без них. И еще они не были вписаны в стратегию студии на много лет вперед. Никто не строил единую вселенную из персонажей и историй. Более того, «Звездные войны» были фактически первым случаем, когда сиквел не повторял, а дополнял и развивал события первого фильма. Сага Лукаса была триптихом, истинная кульминация которого случилась только в третьей части. Ведь у второго фильма, по сути, нет окончания, разрешения конфликта, он этот конфликт только раскрывает. Но в то же время это не просто разрезанная надвое история, как, скажем, последний «Гарри Поттер». Именно «Звездные войны» были той Сагой, в которой целое оказывается больше простой суммы всех историй. Они проложили путь «Властелину колец», «Гарри Поттеру», «Голодным играм» и другим большим франшизам сегодняшнего дня. Лукас впервые показал Вселенную, в которой многие вложенные в общую канву Саги персонажи и локации могли стать самостоятельными «носителями» отдельных историй. На этой стратегии сегодня строят свое будущее студии Marvel, DC и даже Universal, недавно объявившая о создании «Темной вселенной» своих монстров. Да, конечно, комиксы Marvel и DC, тоже изначально внесли свою лепту в создание «Звездных войн», но, как и фантастика, тогда они тоже существовали в «гетто» той узкой аудитории, которая «рубит фишку».
Так что, если вам не нравятся постоянные сиквелы, спин-оффы и ребуты, можете смело винить в этом Лукаса! Кстати, несколько лет назад он сам признал, что оказал кинематографистам «медвежью услугу», ибо это вылилось в невозможность пробить к реализации свежую, оригинальную идею – студии предпочитают ходить протоптанными путями и не лезть на неизведанные территории.
Летние блокбастеры
До выхода «Звездных войн» в лексиконе киномаркетинга не было такого понятия, как «летний блокбастер». И хотя считается, что первым летним блокбастером были «Челюсти» Стивена Спилберга, они ни в какое сравнение не идут с космической Сагой Лукаса. Именно в 1977 году кинематографисты увидели, что такое настоящий летний блокбастер. И захотели еще. Напомним, что кино 70-х – это кино американской новой волны, малобюджетное, без спецэффектов, антивоенное социальное кино, кино сопротивления, кино поколения хиппи, простое и драматичное. Персонажи этих фильмов часто переживали посттравматический синдром и активно страдали. «Звездные войны» вернули в кино настоящего Героя с большой буквы, спасителя принцесс и покорителя злых волшебников, вернули дух приключений и чудес, существовавший во времена Золотой эры Голливуда, но потом забытый и утерянный. «Звездные войны» сделали фантастику и фэнтези мейнстримом, вытащили этот жанр из его «гетто» и подарили всему миру.
Студии, наконец, увидели, что настоящие чудеса можно продавать, продавать дорого и долго, заранее планируя их создание именно в то время, когда у многочисленной школьной детворы каникулы, и ей нечем заняться. Голливуд увидел массовую аудиторию, и то, что она может дать в плане прибыли. И «загорелся» ее «окучивать».
Спецэффекты и визуальные решения
Созданная Лукасом 1 июня 1975 года студия Industrial Light and Magic была первой студией нового типа, объединявшая специалистов разных областей. В 50-х годах студии-мейджоры расформировали свои спецэффектные отделы. Большинство специалистов по спецэффектам были вынуждены сменить профессию, уйти на пенсию или стать фрилансерами. В итоге в 70-е годы наметилась нехватка людей, обладающих нужными знаниями, поэтому Лукасу пришлось начинать практически с нуля. В ILM брали выпускников дизайнерских вузов, модельмейкеров-любителей, и всех, кто был готов учиться и экспериментировать. Возраст самого старшего, опытного специалиста и главы студии, был 28 лет, возраст самого младшего сотрудника – 18. Именно отсутствие ветеранов индустрии, которые «точно знали, как» позволило специалистам ILM взглянуть на задачи с другого ракурса, мыслить нестандартно и изобрести новый, более продвинутый велосипед. Они потратили миллион долларов и девять месяцев работы, не сняв ни одного кадра. Это повергало Лукаса в депрессию, а боссов студии «20-й век Fox» – в панику. Но оно того стоило – парни изобрели несколько новых технологий, которые изменили внешний вид кино навсегда.
Сегодня мы избалованы тем, что камера во время спецэффектных сцен может двигаться, менять ракурс, облетая фантастическую сцену по самой выигрышной траектории. Можете ли вы сегодня представить, что до «Звездных войн» этого не умели? Да, до 1977 года 99% сцен со спецэффектами были статичными, в лучшем случае, по кадру двигался космический корабль. Но Джордж Лукас хотел, чтобы камера вела себя так, будто она летит рядом с этими истребителями в соседнем корабле и облетает всю боевую сцену, чтобы показать ее наиболее динамично. Тогда это произвело настоящий фурор у зрителей! На самом деле Джон Дайкстра «всего лишь» изобрел компьютеризированную систему контроля движения камеры (в простонародье «моушн контроль»), без которой и сегодня не обходится ни одна спецэффектная съемка.
Еще одним изобретением в копилку «Звездных войн» стала разработка новой системы создания блуждающей маски с использованием хромакея, которая избавляла объекты от синей засветки и позволяла использовать на фоне синего экрана полупрозрачные объекты. Да, подобный метод был изобретен еще в 50-е, но таки светящийся изнутри синий экран был впервые опробован на «Новой надежде». Новая система требовала абсолютно ровного светящегося синего экрана, но давала невероятные результаты. Изобретатель системы Петро Влахос получил «технический» «Оскар» за свою инновацию.
ILM практически спасла компанию VistaVision от уничтожения. Дело в том, что при аналоговом копировании качество изображения ухудшается с каждым новым переносом отснятого с пленки на пленку. Но если изначально снять элементы на пленку бОльшего размера, качество изображения при переносе на меньший по размеру кадр ухудшается не так заметно. Поэтому с 1977 года для комбинированных съемок активно применяли систему VistaVision, имеющую площадь кадра почти в два раза больше, чем стандартная пленка 35 мм.
В процессе создания следующих серий Саги также был создан новый оптический принтер.
Иными словами, при создании картины был совершен технологический скачек, обеспечивший ренессанс спецэффектов 80-х. Обеспечив спрос аудитории на фильмы подобного плана, Лукас также подарил миру и инструменты для удовлетворения этого спроса.
Компания ILM фактически отвечала за все самые большие и громкие кинопроекты 80-х годов, включая революционный переход на цифровое производство визуальных эффектов в 90-х. Более 20 лет она была лидером в своей области.
Сопутствующие товары и фэн-движение
Джордж Лукас отказался от части своего гонорара за постановку «Звездных войн» в обмен на права на сиквел и персонажей. На студии Fox считали, что он просто наивный новичок, и они сделали очень выгодную сделку.
Однако, то что случилось потом, стало сенсацией: зрители хотели «есть, спать, носить и дышать» «Звездными войнами». Поэтому в магазинах стали появляться игрушки, одежда, постельные принадлежности, еда и повседневные товары с образами героев Саги. Добавьте к этому книги, комиксы и видеоигры, созданные с использованием определенных персонажей. Одни сопутствующие товары принесли миллиарды долларов прибыли и озолотили не только самого Лукаса.
Вся прибыль от продажи сопутствующих товаров шла создателю Саги, а боссы студии 20й век Fox, надо думать, кусали локти. Это было рождение индустрии сопутствующих товаров в том виде, в котором она существует сегодня.
Дизайн звука
Первый дизайнер звука – Бен Берт (придумавший для себя этот титул) создал звуковое сопровождение звездной Саги с нуля, записывая и комбинируя разные звуковые элементы для формирования звуковых образов персонажей фильма. Это потребовало создания новой звуковой системы для кинотеатров, недаром рожденная в недрах Lucasfilm звуковая система THX одно время доминировала в кинотеатрах и считалась верхом технологического прогресса.
Иными словами, как Пушкин изменил русский язык, превратив его в тот, на котором мы изъясняемся сегодня, так Лукас изменил кинематограф, его внешний вид и бизнес структуру. Возможно, если бы не случились «Звездные войны», рано или поздно все эти изменения бы все равно произошли, но история не терпит сослагательных наклонений!
Материалы по теме
«Звёздные Войны» в деталях: саундтрек, одежда, аксессуары
21 декабря 2016 / Редакция THR RussiaМайкл Джаккино и Disney подготовили сюрприз для поклонников легендарной космической саги.
КомментироватьРежиссёр новых «Звёздных Войн» Райан Джонсон: «В фильме вас ждёт много сюрпризов»
17 апреля 2017 / Редакция THR RussiaРежиссёр последней части франшизы «Звёздные войны» рассказал о названии картины, сюжетных поворотах и персонажах грядущего фильма.
Да пребудет с тобой 4 мая, или 8 способов отметить день ЗВ
04 мая 2017 / Редакция THR Russia4 мая поклонники всемирно известной космической киносаги «Звёздные войны» отмечают неформальный праздник – День Звёздных войн. Отпразднуйте и вы!
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: