«Робот по имени Чаппи» с Хью Джекманом. Разум и чувства

«Робот по имени Чаппи» с Хью Джекманом. Разум и чувства
Постер фильма «Робот по имени Чаппи»

С фильмом «Робот по имени Чаппи» Нил Бломкамп возвращается на родную территорию — и в переносном, и в буквальном смысле. Он прославился на весь мир после выхода «Района №9», где за декорациями научно-фантастического боевика о встрече с инопланетными жителями скрывалась едкая сатира на то, как «цивилизованное сообщество» обращается с населением третьего мира. Несчастные пришельцы, чей корабль потерпел крушение на нашей планете, выглядели как гастарбайтеры, которых цивилизованные земляне запихнули в гетто и ласково прозвали «моллюсками».

«Район №9», снятый в трущобах родного для Бломкампа Йоханнесбурга за сравнительно небольшой для фантастического фильма бюджет, возвестил кинематографическому миру о приходе гения. Казалось, на свет появился новый Джордж Лукас.

Кредит доверия был настолько велик, что Голливуд незамедлительно распахнул перед юным режиссером свои двери. Ему дали карт-бланш. «Элизиум», второй фильм южноафриканского вундеркинда, мог похвастаться и впечатляющим бюджетом, и голливудскими звездами, в числе которых оказались Мэтт Дэймон и Джоди Фостер.

И вот он сделал еще одну сатирическую зарисовку — те же трущобы, только на этот раз в Лос-Анджелесе, то же тусклое будущее, где проблемы перенаселения затмевают достижения технического прогресса. Но на этот раз и зрители, и критики приняли картину Бломкампа без особых восторгов. Осознав возложенную на него ответственность, режиссер стал излишне серьезным, позабыл про свою фирменную иронию и чересчур увлекся дизайном мира будущего. Он не учел, что для зрителя важна конструкция не только космической станции Элизиум, но и сюжета.

Чтобы провести работу над ошибками, Нил Бломкамп вновь отправился на съемки в Йоханнесбург. Как и в случае с «Районом №9», источником вдохновения для режиссера стала собственная короткометражка про полицейских-роботов Tetra Vaal, которую он доработал до полного метра. «Робот по имени Чаппи» — это история очаровательного андроида, которого ученые наделили способностями мыслить, чувствовать и учиться. Он умен, быстро набирается человеческого опыта и тут же привлекает внимание как гангстеров, так и местных органов власти.

Военные, привыкшие во всем следовать инструкции, опасаются, что робот с искусственным интеллектом — игрушка слишком опасная. Сложно предугадать, на что он способен и в каких коварных целях может быть использован теми, для кого не писаны ни закон, ни мораль. Их худшие опасения оправдываются, когда андроида похищает парочка местных преступников-фриков. Дальнейшие исследования искусственного интеллекта, конечно, не входят в их планы. Этим гангстерам Чаппи нужен как идеальная боевая машина для ограбления банка — поскольку робот еще молод и неопытен, то научить его в теории можно чему угодно.

План кажется гениальным, но на практике выходит, что мыслящий и чувствующий андроид — скорее препятствие в преступном бизнесе, чем подспорье. Он, конечно, сделан из железа, так что никакая пуля его не берет, но, когда доходит дело до ограбления, Чаппи вдруг открывает в себе философа и в самый неподходящий момент начинает размышлять об этической стороне своих поступков — такой вот андроид-Кант.

Бломкамп прославился тем, что классические сюжеты, известные на весь мир, подает как новые, освежив их элементами научной фантастики. Впрочем, старые истории режиссер не повторяет дословно — после ряда трансформаций они меняются почти до неузнаваемости. В «Районе №9» можно обнару- жить осколки вывернутой наизнанку истории про красавицу и чудовище (и даже аленький цветочек в финале есть). «Элизиум» — это история о мессии.

«Робот по имени Чаппи» — классический роман воспитания, героем которого впервые предстает не человек, а машина с искусственным интеллектом.

Поклонники режиссера могут удивиться, не увидев на экране лицо Шарлто Копли — звезды фильма «Район №9». На самом деле без него не обошлось и на этот раз: за каждым движением и звуком, издаваемым Чаппи, скрывается любимый актер Нила Бломкампа. А на экране, помимо обаятельного робота, мы увидим знаменитую хип-хоп-парочку из ЮАР Die Antwoord — Йоланди Фиссер и Ниндзя отвечают за эксцентрику в картине. Последний, давний фанат Нила Бломкампа, имеет татуировку с аббревиатурой «Района №9» на внутренней стороне губы. Бломкамп всерьез рассматривал его кандидатуру на главную роль в «Элизиуме», но рэпер, говорят, застеснялся. Дескать, играть в одном фильме с Джоди Фостер — для дебютанта слишком большая честь. Ну что ж, посмотрим, как он смотрится рядом с Сигурни Уивер.

«Робот по имени Чаппи» (Chappie) / США-Мексика, 2015 г. Режиссер: Нил Бломкамп. В ролях: Хью Джекман, Сигурни Уивер, Шарлто Копли, Дев Патель, Миранда Фригон, Йоланди Фиссер, Хосе Пабло Кантильо, Янус Принслу, Юджин Хумбанйива, Роберт Хоббс. В прокате с 5 марта (WDSSPR)

Материалы по теме

  • ЭКСКЛЮЗИВ: Хьюго Уивинг и Пэ Дуна о впечатлениях от «Облачного атласа» и сложности создания запоминающихся героев

    08 ноября 2012 / Илья Кувшинов

    На экраны вышла амбициозная стомиллионная экранизация романа Дэвида Митчелла «Облачный атлас», поставленная Томом Тыквером и созвездием Вачовски. THR.ru встретился с актерами Хьюго Уивингом и Пэ Дуной, чтобы поговорить о впечатлении, которое производит готовая картина, и сложности создания запоминающихся героев.

    Комментировать
  • Берлин 2013: Фестивальная зависть и новые фавориты в дневнике Елены Слатиной

    13 февраля 2013 / Елена Слатина

    Руководство Берлинского кинофестиваля официально объявило о том, что 63-й Берлинале обогнал киносмотр в Венеции по количеству зрителей. В отличие от Канн, где вся программа рассчитана только на аккредитованную публику, и Берлин, и Венеция продают билеты для всех желающих: их стоимость в зависимости от программы – от 6 до 13 евро. Очереди в кассы постоянно стоят, а залы всегда заполнены до отказа.

    Комментировать
  • Канны 2013: Гламурный триумф Майкла Дугласа и разочарование от Джеймса Франко в каннском дневнике Елены Слатиной

    21 мая 2013 / Елена Слатина

    У меня просто нет слов. Те, кто ругают ММКФ и «Кинотавр» – зайдите в wi-fi-кафе в фестивальном пресс-центре. Интернет падает каждые минут 10-15. Это ад какой-то!

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора