Роман Каримов: «Мне интересны люди, я люблю изучать их заморочки»

Роман Каримов: «Мне интересны люди, я люблю изучать их заморочки»
Роман Каримов

Автор «Неадекватных людей», «Вдребезги» и «Все и сразу» снял новую комедию - и снова о простых узнаваемых людях, попавших в абсурдную ситуацию. «Гуляй, Вася!» - история Мити (Ефим Петрунин), который хочет получить развод от бывшей жены Василисы (Любовь Аксенова), чтобы жениться на дочке олигарха. Но Василиса, она же Вася, ни в какую не желает разводиться, пока Митя не предъявит невесту. Бедный Митя срочно находит первую встречную барменшу (Софья Райзман) и просит ему подыграть. В который раз у Каримова получилось снять смешное и жизненное кино. THR расспросил режиссера, как ему эту удается.

Говорят, вы дауншифтили в Лондоне?

Может сложиться впечатление, что я такой успешный москвич. На самом деле, я родился в рабочей семье в Уфе в Башкирии. Детство прошло при очень скромном достатке. Поэтому вряд ли переезд в Лондон, где я впервые начал зарабатывать на жизнь, можно назвать дауншифтингом. Я работал там и в ресторанах, и на телевидении, много перепробовал профессий разных за два года. Один в чужом городе за рубежом: это была та самостоятельность, которая в дальнейшем привела к реализации моих творческих амбиций. Дала мне смелость отказаться от основной профессии и заняться творчеством. У меня ведь финансовое образование, а после Англии я много работал переводчиком.

А до финансового образования, в детстве у вас какие увлечения были?

Я любил рисовать и читать. Я очень рано начал читать. Мне повезло, у меня были активные двоюродные братья и сестра, и я к ним на лето приезжал в деревню. Они меня учили всему, и я в четыре года уже читал и спортом занимался. Я вообще считаю, что родителям, чтобы ребенок хорошо развивался, был самостоятельным и состоялся как личность, надо оставить его в покое. Надо просто перестать за него делать вещи. Дать ему быть самому по себе. Тогда он будет учиться сам искать выходы.

И вот в деревне это было такое детство с Цоем и Бутусовым на гитаре, Шварценеггерами и Ван Даммами в альбомах, и детскими фантазиями в одиночестве. Вот где-то там творческое зерно, желание что-то сочинять и родилось. Нечем было себя занять, не было ни телефонов, ни приставок. По сараям шарахался, видел перед собой деревья… В общем, природа, книги и немного сверстников. Оптимальная атмосфера для формирования собственного внутреннего мира.

Роман Каримов

Вы часто сами пишите музыку к своим фильмам. Музыке где-то учились?

Я не обучался музыке академически, это было хобби. Я работал с софтом - Fruity loops программа такая есть – многие музыканты с ней работают. Я делал музыку, мне нравилось, у меня даже получалось…

В каком стиле?

Эмбиент, брэйк бит и прочее. Потом я немного играл в рок группе, немножко научился на гитаре…. И так, в общении, я узнавал новое о музыке, о кино. Кто-то мне дал «Трейнспоттинг», а я ему «Сука-любовь». И мы чувствовали себя такими элитарными, ходили в специальные магазины смотрели фильмы из серии «Кино без границ», слушали продвинутую андеграундную музыку…

А режиссура в какой момент возникла?

Еще в Лондоне я понял, что для профессионального музыканта мне не хватает технических навыков, да и рынок перенасыщен. Зато мне хорошо удавалось совмещать. Я увлекался фотографией, музыкой, я писал истории – и понял, что мне нужно для реализации какое-то комплексное искусство, например, кино. Это интересно и не наскучит, потому что ты сначала пишешь, потом подбираешь актеров, общаешься с людьми, фильтруешь фальшь, клише, штампы. Коммуникация с актерами, со съемочной группой - это как раз способность, которая у меня была, хотя я не оратор. Всего понемножку. Потом освоил монтаж, поработал на телевидении, снимал короткометражки, изучал технику и софт. Люди смотрели, им нравилось, я вставлял свою музыку. Когда вернулся домой из Лондона в Уфу, я пришел на профессиональную студию «Муха» и там три года помогал делать клипы, а мне давали оборудование снимать мои короткометражки. Как только я понял, что чувствую здесь свой потолок, я переехал в Москву, написал сценарий «Неадекватных людей», поработал монтажером в компании «Парадиз», а когда появилось финансирование, снял кино и стал режиссером. Но я же не один такой, кто без образования стал режиссером.

Роман Каримов

Да, еще Тарантино. Это наверное, ваш любимый режиссер?

Вовсе нет. Я очень люблю у него только «Криминальное чтиво». Вообще я люблю фестивальных режиссеров, талантливых. Очень люблю Кена Лоуча, братьев Дарденн, братьев Коэнов с их суховатым юмором. Люблю то, где есть жизнь. Это могут быть и комедии вроде «Мы - Миллеры», и «Рассекая волны» Ларса фон Триера. Мне кажется, мейнстрим должен питаться работами великих мастеров, делая их более удобоваримыми. Это придает ему стиль, вкус, объем.

Как вам удается избегать всяких клише, штампов и пошлости?

Просто я очень критичный и циничный человек. Моя проблема наоборот – как бы не быть излишне стерильным. Как режиссер я заставляю людей делать больше, чем они готовы мне дать. Когда снимаем первый дубль, я говорю актеру: «Делай, что хочешь», а потом начинаем смотреть, что он наиграл, разбирать, что хорошо, что плохо. Вот здесь по-сериальному сделал, а здесь совсем ерунда. И тогда начинаем думать, как лучше. Снимаем еще дубли. И на монтаже я уже, скептически и критически глядя, выбираю то, что мне нужно.  Вариант, который свеж, нов и ближе к жизни, нежели к телеку. Это процесс рабочий, абсолютно не гениальный, не спонтанный. Я сам-то не гениальный, я системный. Я умею процессы разбирать на части  и компоновать в производственные и творческие процессы. А гениальных озарений и вдохновения у меня не бывает.

Роман Каримов с актерами фильма «Гуляй, Вася!» Романом Курцыным и Любовью Аксеновой

Откуда ваши персонажи – такие настоящие?

Личный опыт. Мне люди интересны, я люблю изучать их заморочки. Я люблю ездить в метро. Люблю простых искренних людей, мне нравится наблюдать за ними. Это не психология, а просто бытовые наблюдения. Понять, что человек испытывает, каким он видит себя, и в чем состоит ирония его существования. Под этим нет научной основы. И я не хотел бы, чтобы это превратилось в академический разбор мотивировок героев с превращением меня в одного из тех режиссеров, которые красиво говорят, но хреново снимают. У актера ведь есть текст, и все что ему нужно от меня - это объяснение, как его прочитать. А если его пичкать бэкграундом, а у него в это время жена жалуется, ему смски пишут, у него инстаграм мало лайкают… Тут академический подход приводит к проблемам.

Каковы ваши творческие планы? Что, кстати, стало с вашим предыдущим проектом – «Черной водой»? Он выйдет на экраны?

«Черная вода» странный проект, который создавался при странных обстоятельствах. Он наложился на тяжелый период в моей жизни, к тому же были большие производственные проблемы. У нас был всего один месяц на подготовку съемок и не было сценария. Потом у меня умерла мама, испортились отношения с девушкой, на съемках я сломал ногу, очень сложно, с заражением… Так что это «проклятый» проект, и нынешний «Гуляй, Вася!» для меня был способом отвлечься. А получилось здорово, весело, и жизнь просветлела.   

Пока не знаю, какое будущее у «Черной воды», год к ней не прикасался. Зато скоро выйдет «Днюха» - десктоп комедия. Это интересный компактный формат, действие в котором происходит на мониторах главных героев. А еще я открываю свое независимое актерское агентство STREETSAGENCY, хочу поискать молодых и талантливых. У меня это хорошо получается.

«Гуляй, Вася!» в прокате с 14 февраля.

Материалы по теме

  • Роман Каримов сделает фильм о «Яндексе»

    18 августа 2012 / Илья Кувшинов

    «Стартап» расскажет о создании одной из самых успешных российских IT компаний.

    Комментировать
  • Новый трейлер: «Гуляй, Вася» Романа Каримова

    21 декабря 2016 / Редакция THR Russia

    Романтическая комедия выходит в прокат 16 февраля следующего года.

    Комментировать
  • Рецензия: «Гуляй, Вася!» Романа Каримова

    14 февраля 2017 / Дмитрий Осташевский

    Хулиганский ромком, заставляющий поверить, что российская комедия жива.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Реклама

Письмо редактора