«Сандэнс 2018»: Чувство пола

«Сандэнс 2018»: Чувство пола
Кадр из фильма «Неправильное воспитание Кэмерон Пост»

На фестивале независимого кино «Сандэнс» в главной категории «Американская драма» победил фильм Дезире Акхаван «Неправильное воспитание Кэмерон Пост» (The Miseducation of Cameron Post). Трогательная история из начала 90-х о девочке, которую отправляют в терапевтический лагерь лечиться от «ошибочных сексуальных увлечений». В целом победители всех четырех конкурсных программ вполне отражают интересы нынешнего фестиваля: пол и  гендер, дети, политика и немного комедии. THR разбирается в трендах «Сандэнса».

Секс, семья и дети

Главную роль в «Неправильном воспитании Кэмерон Пост» сыграла взрослеющая, теряющая юношескую припухлость, зато набирающая актерскую силу Хлоя Грейс Морец. Даже не принимая во внимание художественные достоинства фильма (а они есть), он имеет дело с тем, что всегда любит «Сандэнс» - с историей аутсайдера, которого мир пытается нагнуть еще сильнее.

Кадр из фильма «Неправильное воспитание Кэмерон Пост»

Другой вопрос, что этот фильм заодно коснулся темы сексуального и гендерного самоопределения, которой в этом году в программах было с избытком. Это и феминистские интерпретации судеб известных героинь – «Лиззи» (Lizzie) Крэйга Уильямса Макнейла с Хлое Севиньи и Кристен Стюарт (об оправданной судом барышне-убийце Лиззи Борден) и «Колетт» (Colette)  Уоша Уэстмоленда с Кирой Найтли (о французской писательнице, долгое время вынужденной публиковаться под именем собственного мужа).

Кадр из фильма «Колетт»

О гендерной самоидентификации, причем, в очень юном возрасте - «Такой, как Джейк» (A Kid Like Jake) Сайлэса Ховарда с Джимом Парсонсом и Клэр Дейнс в ролях родителей 4-летнего мальчика, который любит «Золушку» и «Рапунцель», а одеваться предпочитает в юбку с блестками. Фильм, впрочем, не столько о мальчике, сколько о его родителях. Они склоны лояльно относиться к его желаниям. Но когда речь заходит об определении его в детский сад, им надо думать не о либерализме, а о том, как защитить сына от жестокости мира.

Калр из фильма «Такой, как Джейк»

На тему семьи и ее проблем и режиссерский дебют Пола Дано «Дикая жизнь» (Wildlife) - очень крепкая драма о кризисе отдельно взятой ячейки общества, история, увиденная глазами подростка. О семье и нестандартном способе ее выживания  – «Не оставляй следов» (Leave No Trace) Дебры Граник, едва ли не сильнейший фильм фестиваля. Благоразумно втиснутый во внеконкурсную секцию «Премьеры», дабы не мешать молодым режиссерам делать карьеру. Отец (Бен Фостер) и дочь (Томасин Маккензи) живут отшельниками, но рано или поздно девочка, растущая под влиянием отца, осознает собственные желания. Еще одна громкая премьера - «Талли» (Tully) Джейсона Райтмана и Дьябло Коуди с Шарлиз Терон в роли многодетной матери, которая больше так не может, и Маккензи Дэвис в роли странной няньки, которая встречается ей на жизненном пути и меняет все. Современная и довольно жуткая вариация сказки о Мэри Поппинс.

Политика

Детская тема пробралась и в политику. В категории «Американское документальное кино» победил «Кайлаш» (Kailash) Дерека Донина о лауреате нобелевской премии мира, борющемся с детским рабством. А лучшим в программе «Мировое документальное кино» назвали «Отцов и сыновей» (Of Fathers and Sons) Талала Дерки, мощное журналистское исследование жизни сирийцев, обитающих на контролируемых ан-Нусрой территориях и мечтающих о воцарении на земле всемирного халифата.

Кадр из фильма «Отцы и сыновья»

«Сандэнс» любит политику и чует общественный интерес. В этом году в его программах были фильмы о белом расизме, цензуре в интернете, беженцах, борьбе со СПИДом. И конечно о противостоянии чернокожих и полицейских (тут достаточно даже просто Pass Over Спайка Ли, своеобразной трактовки беккетовского «Возвращения Годо»). А также самой горячей темы - женщин в Голливуде. The Half Of Picture Эми Адрион – большое документальное исследование о женщинах в индустрии. Ничего, что не знали бы интересующиеся этим вопросом, но отличное в плане портретов конкретных профессионалов, частных историй женщин в кино.

Кадр из фильма The Half Of Picture

И немного смешного

Наконец, в категории «Мировая драма» выиграла турецкая лента «Бабочки» (Butterflies) Толга Карчелика, фильм с грустной затравкой (два брата и сестра едут хоронить отца), но в деталях смешной до такой степени, что напоминает лучшие образцы грузинского кино советской эпохи. Это еще одна и очень приятная деталь нынешнего «Сандэнса»: невзирая на общий тревожный, а временами и депрессивный настрой, комедии в его программах все же встречались. В «Премьерах» - «Девица» (Damsel) с Мией Васиковска и Робертом Паттинсоном, в котором внезапно открылся талант комика. Это запредельно эксцентричный вестерн о мужчине, который намерен жениться, но все выходит не так, как ему хочется. В программе Midnight - «Аризона» (Arizona) с Дэнни МакБрайдом, черная комедия об убийце, который хозяйничает в коттеджном поселке, полупустом из-за жилищного кризиса.

Кадр из фильма «Девица»

«Полночь» - это такая фестивальная секция, в которой обычно собирают все самое безумное, что удается найти отборщиком. Неофициальный победитель программы – «Мэнди» (Mandy) с неутомимой Андреа Райзборо - у нее на нынешнем «Сандэнсе» было аж четыре фильма, - и Николасом Кейджем, который сыграл тут свою лучшую за долгие годы роль. Пара, живущая идиллической жизнью где-то в провинции, внезапно становится объектом интереса секты и ее озабоченного в эротическом смысле лидера. Дальше последует такое, что лучше увидеть собственными глазами. Этот фильм оценила даже критика: его рейтинг на Rottentomatoes сейчас – 100%. Судя по всему, именно «Мэнди» с ее фонтанами крови и дуэлями на бензопилах стала самым высоко оцененным фильмов фестиваля.

Кадр из фильма «Мэнди»

P.S.:

В программе «Мировое документальное кино» участвовали сразу два фильма, связанных с Россией. Оба не остались без наград. Российско-американский «Наш новый президент» (Our New President) Максима Поздоровкина о внезапной любви россиян к Дональду Трампу получил премию за монтаж. И это логично, так как он практически целиком смонтирован из интернет-роликов, в которых имя Трампа татуируют на разных частях тела и поют о нем песни под баян. А швейцарский «Генезис 2.0» (Genesis 2.0) Кристиана Фрая и Максима Арбугаева посвящен якутским охотникам, собирающим кости мамонтов, а также ученым, которые мечтают клонировать древнее животное. Этот фильм получил награду за операторскую работу.

Кадр из фильма «Генезис 2.0»

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus