- Главная
- →
Кино- →
Сергей Соловьев: «Коммерческое кино — сфера, которая меня никогда не привлекала»Сергей Соловьев: «Коммерческое кино — сфера, которая меня никогда не привлекала»
Сергей Соловьев Сергей Оболонков25 августа Сергею Соловьеву, одному из ярчайших отечественных кинематографистов, исполняется 70 лет. Накануне юбилея THR напросился к режиссеру в гости. Правда, и разговор, и фотосъемка в итоге пошли совсем не так, как планировал наш корреспондент.
Этот материал был опубликован в августовском номере «The Hollywood Reporter – Российское издание».
«Абдулов говорил, что больше всего не любит три вещи — кино, театр и телевидение. Поскольку каждая из них для него — работа. Вот и я больше всего не люблю фотографию, так как сам ею занимаюсь», — рассказывает Сергей Соловьев, позируя перед камерой.»
И действительно, этот вид искусства для кинорежиссера — уже давно не увлечение, а что-то большее. Фотоснимки в квартире Соловьева буквально везде — на стенах, по углам, на рабочем столе в кабинете… На «Маке» режиссера также открыта папка с каким-то немыслимым количеством фотографий; когда компьютер засыпает, на мониторе вместо банального скринсейвера с аквариумными рыбками начинают сменяться кадры.
«Сейчас планирую снять еще один портрет Шнурова. Вон шуба и цилиндр лежат, подготовил для создания образа, — говорит Соловьев. — Хотя Сережа и так необыкновенно выразителен». Заодно Сергей Александрович вспоминает о том, что фронтмен «Ленинграда» — единственный человек, которого ему «до слез жалко» в связи с запретом на использование ненормативной лексики в художественных произведениях: «Я ему сказал: «Самую же суть твоего творчества поставили под сомнение!» А он ответил: «Суть под сомнение поставить невозможно, всегда найдутся слова, которые позволят ее сохранить, так просто нас не возьмешь!»
Впрочем, самого Соловьева запреты тоже не особо пугают: «Жизнь у меня получилась довольно длинная, так что я успел посмотреть, как можно нормально работать и при кошмарной советской цензуре, и при либеральной цензуре, и вообще без нее. Одно и то же. Контроль либо есть у тебя в башке, либо его нет. Концентрироваться на внешних условиях — смешная и глупая идея».
По задумке режиссера, обязательной частью шнуровского портрета должен стать монокль — такой уж сложился образ. «Вчера был на развале в Измайлове, полдня потратил и так монокля и не нашел. Но я найду и проведу эту съемку», — говорит Сергей Александрович. И добавляет: «Бывают люди по природе своей художественные и антихудожественные, одни от других отличаются, как мороз от жары в пустыне Сахара. Сережа — исключительно художественный человек. Объяснение простое: искусство — это способ передачи энергии друг другу. Когда прихожу к нему на концерт и слышу трубы, мне на душе сразу становится хорошо».
В домашних условиях, правда, кинематографист больше предпочитает слушать Густава Малера. Еще один его любимый композитор — Гия Канчели (тот самый, музыка которого звучит в фильмах Георгия Данелии). О нем Соловьев отзывается с упоением: «Выдающийся, гениальный! Когда я первый раз слушал в консерватории его «Стикс» (симфоническая поэма, впервые обнародованная в 1999 году. — THR), у меня сдвиг в сознании произошел. Ведь я искренне думал, что Бетховены и Малеры — это все дела давно минувших дней. Ничего подобного! Это мы пережили те времена, а Канчели так и остался Канчели. Его творчество — это великое музыкальное откровение. Таких, как он, всегда было очень мало. В какую-то эпоху — Володя Высоцкий, Окуджава. Вот сейчас — Сережа Шнуров. Их не нужно ни с кем сравнивать, это просто выплески эпохи, но именно они чрезвычайно важны».
Фотосъемка продолжается. Соловьев примеряет то расшитый золотом камзол, то простецкую кепку, меняет позы и переходит из комнаты в комнату. Результатами он не вполне доволен — получившиеся кадры, как он считает, не слишком художественны. Очевидно, что позировать ему надоело, и Соловьев переключается на сотрудников THR — и из героя фотосессии сам превращается в фотографа. В этом амплуа он чувствует себя более комфортно.
В процессе выясняется, что собственный юбилей Соловьев намеревается отпраздновать самым настоящим международным кинофестивалем. Мероприятие под названием «После «Ассы» будет проходить в Ялте с 22 по 25 августа. Среди запланированных событий — ретроспективы Алексея Балабанова, Сергея Бодрова-младшего и Евгения Юфита, а также открытие памятника Виктору Цою на набережной. Режиссер показывает буклет, в котором есть и фотография бронзовой фигуры, — Цой сидит на мотоцикле и вообще-то не очень похож на себя. Соловьев соглашается, что музыкант выглядит как инопланетянин, и добавляет, что это, в общем-то, правильно.
Еще одна составляющая фестиваля — самая, пожалуй, неожиданная — подборка индийских кинокартин. Впрочем, у Сергея Александровича есть объяснение: «Откуда взялась «Асса»? Дело вовсе не в моей политической прозорливости. Я просто искал какой-то модуль, способный дать зрительский успех. Тогда у Володи Меньшова вышла лента «Москва слезам не верит», и на нее толпы стояли. А моя картина «Чужая Белая и Рябой» проваливалась со страшной силой».
Замечаю, что это не помешало экранизации повести Бориса Ряховского взять спецприз в Венеции, а Соловьев продолжает: «…И я подключил всю свою умственную амбулаторию и понял, что правильный модуль есть: если вы возьмете «Ассу» в чистом виде, это абсолютно… индийское кино. И когда уже был закончен сценарий, я подумал: не может существовать хорошего индийского фильма, в котором бы не пели и не танцевали».
Если смотреть на вещи именно под таким углом, то включение болливудских кинолент в программу «После «Ассы» действительно кажется логичным. Кстати, в нее также войдет «Анна Каренина» самого Соловьева (эта картина — половина дилогии, в которую также входит лента «2-АССА-2» 2009 года). В общем, фестиваль обещает получиться интересным.
Между тем ни фотография, ни фестивальная, ни преподавательская деятельность — а он несколько раз переносил нашу встречу из-за занятости во ВГИКе, где готовился со своими студентами к дипломному спектаклю, — не мешают Сергею Александровичу работать над новыми собственными кинопроектами. В частности, все готово к съемкам «Елизаветы и Клодиль» — картины, которую он задумал достаточно давно.
Соловьев обращает внимание на крупную фотографию, стоящую в углу кабинета. На черно-белом снимке в полный рост изображен он сам в компании с двумя девочками-подростками. Кадр искусно состарен, кроме того, все три человека одеты весьма несовременно — кажется даже, что такую фотографию могли сделать еще век назад.
«Слева Адель Экзаркопулос, она будет играть главную роль», — объясняет режиссер. И действительно, стоит приглядеться — и угадываются черты одной из самых обсуждаемых актрис 2013 года, звезды фильма Абделатифа Кешиша «Жизнь Адель».
«Я ее нашел в Париже, на улице практически, — говорит Соловьев. — она мне потом звонила и спрашивала, можно ли ей сняться у приятеля (подразумевается Кешиш. — THR). А затем тому фильму дали «Золотую пальмовую ветвь», и сейчас она одна из самых знаменитых молодых актрис». Спрашиваю, не слишком ли Адель Экзаркопулос повзрослела для роли в «Елизавете и Клодиль». «Я все держу на контроле, езжу специально ее проверять», — смеется Соловьев.
«Для «Елизаветы и Клодиль» все уже подготовлено, нужно только два месяца на съемки, — добавляет режиссер. — Аня написала замечательную музыку и уже даже записала ее». Аня — это дочь Соловьева, Анна Друбич, отпраздновавшая 30-й день рождения всего за пару месяцев до 70-летия отца. Став композитором, она отметилась уже в саундтреках одиннадцати картин, включая не только «Анну Каренину» и «2-АССА-2», но и недавний кинотавровский хит — «Звезду» Анны Меликян.
Еще один запланированный проект связан со сравнительно новыми технологиями: Соловьев намеревается снять картину в стереоскопическом формате. Легко догадаться, что эта задумка не имеет ничего общего с тем 3D, какое можно увидеть, например, в работах Майкла Бэя: «Я хотел снять картину, в которой весь хронометраж беспрерывно говорит Евгений Гришковец. Даже написал сценарий по его же чудесной пьесе «Дредноуты». Там есть еще один персонаж — любимая женщина героя, она все время молчит. На эту роль я бы взял Лену Камаеву, которая у меня уже снималась в «Нежном возрасте». За всю картину у нее одна реплика, она что-то не расслышала и переспрашивает Женю: «Как?» Вот в такой картине 3D будет клевое, настоящее, скажем так».
А вообще, идей у Соловьева полно. По его словам, образовалось уже целое «кладбище замыслов». «Кладбище» — определение пессимистичное, но не вполне верное. Режиссер отмечает, что ни от одной из идей не отказывается, не хоронит их. Судьба этих проектов пока не решена, однако кое в чем Сергей Александрович уверен уже сейчас: коммерческое кино он снимать не будет.
«Коммерческими лентами надо заниматься серьезно. Для этого не требуется ВГИК — нужно оканчивать Финансовую академию. В ней стоит открыть специальный факультет, он будет выпускать не тех менеджеров-любителей, которые по ВГИКу ходят, — у них сознание испорчено каким-нибудь случайно увиденным Годаром, — а настоящих финансовых отморозков. Коммерческое кино — это отдельная сфера, которая меня никогда не привлекала», — говорит Соловьев.
Никогда… За этим словом между тем скрывается более 40 лет и 18 фильмов, начиная с новеллы в «Семейном счастье» 1969 года и заканчивая (пока!)«Одноклассниками» 2010-го. И пускай эти картины не устанавливают рекорды сборов, своего зрителя они неизменно находят. Сам режиссер относится к этому философски: «Я считаю, что кино вообще не должно оцениваться такой эфемерной малостью, как финансовый успех».
Материалы по теме
Гильдия режиссеров объявила список номинантов
08 января 2013 / Скотт ФайнбергИсторически выбор Гильдии является единственным максимально точным барометром предпочтений Киноакадемии как по части номинатов, так и по части лауреатов премии «Оскар».
КомментироватьРоберт Дауни-младший представил «Железного Человека 3» поклонникам
08 апреля 2013 / Денис ДаниловТони Старк собственной персоной, появившийся на сцене киноконцертного комплекса «Октябрь», оказался сюрпризом, подготовленным компанией The Walt Disney Company Russia фанатам Marvel.
Комик Энди Дик арестован за кражу ожерелья
10 ноября 2014 / Редакция THR RussiaВ 2008 году актер был задержан полицией за хранение наркотиков и сексуальные домогательства.

Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры:



