Стэн Ли о своих успехах: «Надо было быть более жадным»

Стэн Ли о своих успехах: «Надо было быть более жадным»

За 75 лет работы в комиксовой индустрии Стэн Ли собрал много сувениров. Его уютно захламленный офис полон всякой крутой супергеройской атрибутики. В одном углу стоит винтажный автомат для игра в пинбол с Человеком-пауком, в другом – статуя Человека-паука в человеческий рост. Стены увешаны совместными фотографиями с президентами США и Полом МакКартни,  книжные полки охраняет целая армия фигурок – Железный Человек, Капитан Америка, Тор, кукла, похожая на самого Стэна Ли. На полу стоит постер, который может легко затеряться среди всей комиксовой параферналии и немного не вписывается в общую тематику. «Когда я был пацаном, моим любимым героем был Робин Гуд, - кивает Стэн Ли на постер «Приключений Робина Гуда» 1938 года с Эрролом Флинном. – Я выходил из кинотеатра с воображаемым мечом на поясе в поисках девушки, которую надо было спасти. Я их до сих вообще-то ищу».

За последние 8 десятилетий Ли оживил свои детские фантазии на страницах тысячи комиксов, превратив их в огромный брэнд, который отбрасывает халкоподобную тень на всю современную поп-культуру. Когда студия Disney купила Marvel в 2009 году за 4 миллиарда долларов (Ли не получил ни копейки, но об этом позже), она получила самый ценный архив супергероев во всем мире. Фильмы про героев, придуманных Ли, собрали в мировом прокате 21,3 миллиарда долларов и это не считая телесериалы, видео-игры и атрибутики, которые также принесли миллиарды.

Стэн Ли в "Стражах Галактики".

«Я всегда писал для себя, - говорит седой дедушка в обязательных очках-авиаторах. – Я понял, что не особо отличаюсь от других людей. Если есть история, которая мне нравится, найдутся и другие с похожими вкусами».

Сейчас супергеройская индустрия переживает расцвет, но когда 17-летний Ли (в ту пору Либер) начал работать мальчиком на побегушках в издательстве Timely Publications, за редактором которого, Мартином Гудманом, была замужем его кузина, комиксы считались самым последним делом. Когда главный конкурент Timely, DC, запустил комикс про героя в красном плаще, издательство, вскоре поменявшее свое название на Marvel, начало создавать собственных супергероев. Тогда-то Либер под псевдонимом Ли нарисовал свой первый комикс про Капитана Америку.

Через 2 года Гудман назначил Ли шеф-редактором издательства. Первое время было нелегко. После Второй мировой интерес к супергероям поутих. В 50-е отношение к комиксам стало враждебным, проводились даже анти-комиксовые кампании. В начале 60-х разочарованный Ли, которому было уже под сорок, сказал своей жене Джоан, что подумывает бросить это занятие. Он предложила ему, пока он все не бросил, нарисовать комикс для своего удовольствия.

Именно это он и сделал - нарисовал со своим коллегой Джеком Кирби «Фантастическую четверку», который стал революционным в этом жанре.  В нем внимание неудачной личной жизни героев посвящалось не меньше места, чем их сражениям со злодеями. Мистер Фантастик был влюблен в Невидимую Леди, Существо представляло собой мизантропа с неизменной сигарой в пасти, а Человек-факел слишком уж был влюблен в старый автомобиль. В последовавшие 6 лет наступила эра Marvel: воображение Ли создало великих героев, каждый из которых были свои проблемы. Человек-паук – подросток-гик, Cорвиголова – слепой, Халк не справляется с приступами гнева, а Людей Икс ненавидят за то, что они не такие, как все.

Стэн Ли в фильме "Человек-паук".

Супергерои Ли жили в реальном мире – например, дом Мстителей находился на 5-й авеню – и они обитали в общей вселенной – Человек-паук проходил пробы в Фантастическую четверку, Существо играло в карты с Ником Фьюри. Ли создал гиковскую систему фанатских перемигиваний, он стал относиться к читателям, как к своим друзьям и оставлял для них на страницах комиксов разные внутренние шутки. «Я хотел, чтобы читатели ощущали себя частью группы избранных, - говорит он. – Остальной мир про это не знает, а нам весело».

В 1967 году Marvel обогнал DC как главный комиксовый брэнд, но в Marvel всегда было веселее работать. «Он был настоящим боссом, тут двух мнений быть не может, но он всегда давал нам почувствовать, что мы часть его команды» - вспоминает Рой Томас, ставший шеф-редактором в 1972, когда Ли стал главой издательства.

Ли уже был не изгоем, а знаменитостью, звездой из мира комиксов. Он появлялся в колледжах и в Карнеги-Холле, его приглашали рекламировать рубашки «Хэтэуэй». В 80-е он уже был не просто издателем, а олицетворением брэнда и появлялся в большем количестве камео, чем Альфред Хичкок.

Стэн Ли в "Фантастической четверке".

Но единственное, чего он не достиг за эти годы успеха – сказочного богатства. «Я полный дурак в вопросах бизнеса, - признается он. – Надо было быть более жадным». За все время финансовых взлетов и падений компании Marvel (их не раз покупали и продавали) Ли, который никогда не был ее владельцем, так и не смог на этом нажиться, во всяком случае, по-крупному. Он считает, что не стоило подписывать договор в 1998 году, где он продал правы на экранизации комиксов за 10 миллионов плюс миллион в год до конца жизни. Были споры по поводу того, сколько именно денег и уважения Ли заслужил за создание вселенной Marvel. Его бывший партнер Кирби, судившийся с компанией, пока не получил от нее восьмизначную сумму в 2015 году, сказал в интервью 1990 года, что Ли получил явно больше, чем заслужил. Но Ли не живет, как Джордж Лукас, разбогатевший на 4 миллиарда после продажи Lucasfilm. Он и его жена Джоан (у них есть дочь, Джоан Силия) живут в одном и том же доме в Голливуде вот уже 35 лет.

Достаточно вспомнить при этом, что одни только 3 части «Железного человека» собрали в мировом прокате 2,4 миллиарда.

Ли продолжает радовать себя и других. Последние 15 лет он является председателем медиа-группы POW!, которую он основал с Джиллом Чемпионом. В их послужном списке хит канала Sky TV, сериал «Счастливчик», и интернет-сериал “Cosmic Crusaders” про писателя, которого по стечению обстоятельств зовут Стэн Ли и которому помогает выйти из творческого кризиса команда инопланетян.

 «Меня постоянно спрашивают молодые люди – какя самая главная суперсила, - говорит человек, построивший империю благодаря своему восхищению Эрролом Флинном. – Я всегда называю везение. Если у вас есть везение, то все получится. Мне вот повезло».

Материалы по теме

  • Роджер Корман: Как я снял 400 фильмов, учил Копполу и пытался вернуть через суд свое состояние

    10 марта 2016 / Эрик Гарднер

    Крестный отец независимого кино и наставник Мартина Скорсезе и Джеймса Кэмерона заявляет, что финансовая компания должна ему 170 миллионов долларов.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus