Стивен Спилберг: «Каждый день фильмы меняют мир»

Стивен Спилберг: «Каждый день фильмы меняют мир»

«Что делает меня счастливым, кроме жены и детей – они, конечно, на первом месте – так это ощущение, когда я просыпаюсь с идеей и знаю, что она идеально подходит для той истории, которую я собираюсь рассказать» - рассказывает Стивен Спилберг, которому в этом декабре исполнится 70 лет, но который не выглядит, будто собирается останавливаться. – Если у меня при работе над новым проектом появляется по идее в день, и эти идеи хорошие, и я вставляю их в фильм – и, заметьте, я говорю о фильме на пленке, а не о цифровом фильме – то вот вам и причина, почему я не могу перестать снимать».
Это редкая и уникальная привилегия – пообщаться с человеком, который снял самые кассовые и любимые зрителями фильмы в истории кино. В их числе «Челюсти», «Близкие контакты третьего вида», «Инопланетянин», трилогия про Индиану Джонса, «Парк юрского периода», «Список Шиндлера», «Спасти рядового Райана», «Мюнхен», «Линкольн» и недавний «Шпионский мост». И беседа была тем более уникальной, потому что Спилберг готов был говорить не только о кино, но и о своей дислексии, о своих неудачах и сожалениях и об «Оскаре» и связанным с ним в этом году расистским скандалом. 
Мы начали говорить о «Мосте», фильме о герое «холодной войны», Джеймсе Доноване (Том Хэнкс), и о том, как Спилберг, росший в постоянно страхе ядерной атаки, был рад его снимать и перешли на Фрэнсиса Гари Пауэрса, а потом Спилберг рассказал о жутковатом моменте, который пережил его отец во время визита в СССР, когда у него отобрали паспорт.
Фильм, сценарий к которому написали братья Коэн и Мэтт Чарман, получил рейтинг в 91% на сайте RottenTomatoes.com, собрал в мировом прокате более 163 миллионов и был номинирован на 6 «Оскаров». 
На этот раз Спилберг не номинировался как лучший режиссер. Он уже получил эту награду дважды, за «Список Шиндлера» и «Спасти рядового Райана», но так как он является одним из продюсеров номинировавшегося как лучший фильм «Моста», это делает его чемпионом в данной категории – как продюсер он номинируется в 9-й раз. 

Кадр из фильма «Близкие контакты третьего вида».

Спилберг родился в городе Цинциннатти, штат Огайо, рос в Саратоге, штат Калифорния и вспоминает детство без особой радости. Учеба давалась ему тяжело – из-за проблем с чтением он постоянно становился объектом насмешек одноклассников и учителей. Он выяснил, в чем заключается проблема относительно недавно: «Я понял, что у меня дислексия только 9 или 10 лет назад». Правда, потом он понял, что в этом его дефекте была и положительная сторона: «У дислексиков остро развиты другие способности, и, я думаю, моя способность наблюдать и замечать компенсирует то, что я не могу читать так хорошо, как мне бы хотелось».
Родители Спилберга развелись, когда он уехал учиться в колледже, и это было для него очень травматично. При этом он увлекался кино и пытался его снимать с самых ранних лет. Как-то во время летних каникул, когда Спилберг гостил у родственников, живших рядом с Юниверсал Сити, он отправился на экскурсию по студии Universal и отделился от группы, чтобы самому все осмотреть. Потом он стал ходить туда каждый день с таким видом, словно он там работает, и «проходил в костюме для бар мицвы и с тоненьким галстуком мимо охранника Скотта, который пускал меня не глядя». Спилбер добавляет, что тогда он был намного «наглее – не понимаю сейчас, откуда это во мне взялось».
Несколько лет спустя, заканчивая университет, Спилбер снял короткометражку «Бредущие» (Amblin 1968), которая очень приглянулась одному из директоров MCA/Universal, Солу Шайнбергу, человеку, «который стартанул мою карьеру» и который до сих пор считается кем-то вроде «советника» режиссера. Шайнберг предложил Спилбергу семилетний контракт и работу на телевидении. В 1969 году 22-летний Спилберг снимал Джоан Кроуфорд в сериале «Ночная галерея» («Я дико волновался во время съемок, но она с меня чуть ли не пылинки сдувала») и 2 года спустя доказал своим полнометражным телевизионным дебютом, «Дуэль», что ему можно дать деньги на съемки кино. 

Кадр из фильма «Дуэль».

Есть что-то поэтичное в том, что после достижения успеха он вернулся на студию Universal, где он основал свою компанию Amblin, с которой работал на протяжении десятилетий. В прошлом декабре студия и компания стали партнерами.

На раннем этапе своей карьеры Спилберг, за редким исключением, предпочитал работать в фантастическом жанре – «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега», «Инопланетянин», «Близкие контакты третьего вида». Затем его интерес переключился на исторические проекты – «Список Шиндлера», «Спасти рядового Райна», «Мюнхен», «Боевой конь», «Линкольн» и «Шпионский мост». Есть ли какая-то причина этих перемен? 
«Не совсем, - говорит Спилберг со смехом. – Я люблю историю, но мне нравятся и сюжеты, для которых необходимо включать воображение».
Можно взглянуть на 1993 год как на переломный год в его карьере – именно тогда вышли подряд семейный блокбастер «Парк юрского периода» и серьезная драма «Список Шиндлера», - но Спилберг считает, что более важный момент произошел за 10 лет до того. 
«Я думаю, поворотным моментом стал выход «Инопланетянина», когда я увидел, как люди на него реагируют - говорит режиссер. – Когда я увидел, что он делает с людскими сердцами, как он собирает семьи перед экранами, я сказал себе: «О господи, у меня же есть огромная власть… Надо быть с ней осторожней. Тут можно не только помочь людям, но и навредить». Фильм также помог и в его отношении к отцовству: «Я совсем не хотел иметь детей, пока не поработал с этими тремя ребятишками. Тогда-то я и осознал всю прелесть отцовства».

Кадр из фильма «Инопланетянин».

На протяжении десятилетий Спилберг работал с одними и теми же людьями, как было принято в Голливуде периода «Золотой эпохи». В число его постоянных коллег входят композитор Джон Уильямс, который написал музыку ко почти всем фильмам начиная с «Челюстей»; монтажер Майкл Кан; оператор Януш Камински; художник-постановщик Рик Картер и до недавнего времени продюсер Кэтлин Кеннеди, которая ушла возглавлять компанию Lucasfilm. «Знаете, мы всегда готовы подстроиться друг под друга, и решающим фактором является взаимное доверие» - признается Спилберг. 
Но он открыт для работы с новыми людьми. Спилберг говорит, что десять лет пытался привлечь к сотрудничеству Дэниела Дэй-Льюиса и что съемки «Линкольна» с ним в главной роли помогли ему стать лучше понимать профессию режиссера. «Мы действительно в какой-то момент поверили, что находимся в 19-м веке, - говорит Спилберг. – Мы все почувствовали, что находимся в присутствии великого человека, и такого ощущения у меня не возникало ни на одной моей картине». Похожий опыт режиссер пережил во время съемок «Шпионского моста» с Марком Райленсом, известным по работе по театре. Спилберг сразу же пригласил его в свой новый фильм, «Большой и добрый великан» по бестселлеру Роальда Даля, сценарий к которому писал сценаристка «Инопланетянина», Мелисса Мэтисон, скончавшаяся от рака в ноябре прошлого года. «Я предложил ему эту роль прямо после первого дня съемок «Шпионского моста», настолько я был впечатлен» - говорит режиссер.

Кадр из фильма «Шпионский мост».

Также в числе любимых актеров, с которыми ему довелось поработать, Спилберг называет Ричарда Дрейфуса (он снялся у режиссера в трех фильмах –  «Челюстях», «Близких контактах третьего вида» и «Всегда») и Тома Хэнкса (снялся в 4 картинах - «Спасти рядового Райна», «Поймай меня, если сможешь», «Терминал» и «Шпионский мост»). Спилберг также хотел бы снять в своем фильме Мэрил Стрип и уточнил, что у него есть «по-настоящему огромное желание поработать с ней». 
Хотя ему очень нравится работать с великими актерами, не это является его любимой частью съемочного процесса. «Мне очень нравится снимать кино, - делится Спилберг. – С годами я стал даже больше любить снимать, чем в молодости. Но больше всего я люблю монтировать. Я и снимаю с оглядкой на монтажную, в том смысле, что я не снимаю произвольно выбранные кадры, чтобы потом разобраться с ними в пост-продашене. Я уже представляю в голове, как будет выглядеть фильм до того, как прихожу на площадку и снимаю все сцены в соответствии с этим образом в голове. Поэтому я монтирую, пока снимаю. Я монтирую каждый день – до начала съемок, в обеденный перерыв и иногда где-то около часа после окончания съемок. Если мы работаем пять дней в неделю, я монтирую по субботам. Я делаю это потому, что могу увидеть, как фильм оживает у меня на глазах, и я могу многое менять в процессе».
Какое качество в себе он хотел бы убрать или изменить? «Я хотел бы стать более терпеливым, - признается Спилберг. – Иногда я слишком тороплюсь с чем-то, чтобы поскорее переключиться на что-то, что меня еще больше волнует. С годами я лучше стал фиксироваться на каждом отдельном моменте, но нетерпеливость всегда была моей проблемой. Даже не знаю, смог ли я ее окончательно побороть. Бывает, я переснимал многие сцены в 10 утра, а потом останавливался и говорил себе: "Слушай, есть причина, почему ты снял так, а не иначе. Не надо все переделывать!"».
Спилберг говорит, что с годами его отношение к реакции на его фильмы сильно изменилось. «Я представлял себе своего потенциального зрителя еще до того, как начал снимать кино, - говорит он. – Конечно, я ошибся с «Линкольном», потому что я думал, что мы никого не сможем заманить в кинотеатры, а он оказался самым кассовым политическим фильмом всех времен. «Шпионский мост» тоже очень прошел в прокате, а я этого не ожидал». А как он относится к рецензиям на свои фильмы? «Когда я был моложе, я не читал их – мне было страшно. Но последние годы я их читаю. Это интересно…я стал более философски ко всему относиться».

Кадр из фильма «Поймай меня, если сможешь».

На вопрос, какой его фильм с его точки зрения был непонят зрителем, он отвечает: «Один из моих самых недооцененных фильмов – «Поймай меня, если сможешь», которым я очень горжусь. Это были одни из лучших съемок в моей жизни, и они точно войдут в пятерку любимых. Многие отнеслись к нему как к кондитерскому изделию, а как по мне, в этой истории есть настоящее мясо, и я ей очень горжусь. И я считаю, что Лео был там необыкновенным, и Том великолепно сыграл».
40 лет назад «Челюсти» Спилберга, ставшие первым блокбастером, изменили всю политику киноиндустрии. Теперь фильм должен собрать много денег за первый уикенд или уступить свое место в этой гонке другому фильму. Конечно, это мешает прокату не таких очевидных блокбастеров, то есть фильмов наподобие тех, что Спилберг стал снимать в последнее время – для таких картин было бы лучше идти в прокате чуть дольше, чтобы привлечь зрителей. Но Спилберг не согласен, что все началась с «Челюстей», и отрицает, что теперь большие студии из-за гонки за прибылью стараются не рисковать с менее развлекательными проектами.  «Мне кажется, все ругают большие студии, - настаивает он, - но забывают, что в каждой студии есть свои подразделения, которые финансируют фильмы для фестиваля «Санденс» и прочих фестивалей такого рода. Они финансируют низкобюджетные проекты и помогают в их дестрибюции. И иногда внутри одной студии высокобюджетный фильм и фильм с маленьким бюджетом могут конкурировать в борьбе за "Оскар"».

Много лет назад у Спилберга были сложные отношения с оскаровской церемонией. В связи с успехом «Челюстей» он позволил съемочной группе снимать себе в день объявления оскаровских номинатов и не был назван в их числе, хотя многие и он сам были уверены в обратном. «Это было плохим решением. Я был настолько уверен в себе, что, как только мне предложили снимать мою реакцию, когда вечером по телевизору объявят номинантов на «Оскар» , я сразу сказал: «Давайте». Это было мне неплохим уроком. Нельзя быть ни в чем уверенным». Потом, когда Спилберг стал самым знаменитым американским режиссером, его трижды номинировали в категории «Лучший режиссер» (за «Близкие контакты…», «Инопланетянина» и «…В поисках утраченного ковчега»), но он ни разу не выиграл. Затем фильм «Цветы лиловых полей» был представлен в 11 номинациях, но не в номинации «Лучший режиссер». Пошли слухи, что члены Киноакадемии просто завидуют успеху Спилберга. Тем не менее, Американская академия вручила ему на следующий год награду имени Ирвинга Тальберга за выдающийся продюсерский вклад в развитие кинопроизводства. Однако после выхода «Списка Шиндлера» талант Спилберга было сложно игнорировать. Он получил «Оскары» за лучшую режиссуру и лучший фильм, и еще один «Оскар» как режиссер 5 лет спустя за картину «Спасти рядового Райана».

Кадр из фильма «Спасти рядового Райана».

Однако в 1999-м надежды Спилберга получить «Оскар» за военную драму «Спасти рядового Райана» не оправдались. В том году произошло столкновение двух крупнокалиберных проектов: «Райан» компании DreamWorks (Стивен основал ее в 1994-м вместе с Дэвидом Геффеном и Джеффри Катценберг) уступил в борьбе за звание лучшего фильма «Влюбленному Шекспиру», за производство которого отвечала студия Miramax Харви и Боба Вайнштейнов.  Соперничество было настолько ожесточенным, что в конце оскаровской ночи Спилберг не чувствовал ничего, кроме отвращения. «Не то чтобы меня это оттолкнуло. Я старался терпеливо ко всему относиться», — признается режиссер. Ссылаясь на 1940-1950 годы, когда студии голосовали только за свои проекты, он сказал следующее: «Конкуренция была всегда. Это наша с вами реальность, в рамках которой мы пытаемся существовать. Мы потратили огромную сумму денег, и я не собираюсь сидеть здесь и жаловаться, будто нам не хватило средств для рекламной кампании, как это двумя годами ранее делал Джон МакКейн (американский политик. — прим. THR). Но я думаю, что количество так называемых «подарков» должно быть сведено к нулю. Против этого «заманивания» я и выступаю — люди шлют тщательно проработанные брошюры и корзинки с подарками. На мой взгляд, единственное, что должно учитываться, — это DVD  с вашим фильмом, и ничего больше. Никаких званых вечеров и тому подобного. Но люди очень любят разного рода вечеринки, поэтому мои слова вряд ли кого-то остановят. Я не против таких встреч, но они обычно перетекают в рекламную кампанию, и ваша работа начинает отходить на второй план. Сила убеждения берет верх над силой истории, вклада, который вы хотели внести своей картиной…  Вот что я имею в виду».

Было бы непростительно, если бы я не спросил Спилберга о «расистском «Оскаре» (второй год подряд не номинирован ни один темнокожий актер), а также мерах, которые приняла киноакадемия в связи с разгоревшимся скандалом. Я ожидал осторожный, четко сформулированный ответ,  но вместо этого получил вот что: «Я всегда поддерживаю членов киноакадемии, — говорит режиссер, — но отсутствие некоторых актеров в числе претендентов меня сильно удивило. В частности, я был поражен тем, что без номинации остался Идрис Эльба. На мой взгляд, его работа в «Безродных зверях» была одной из лучших в категории «Лучшая мужская роль второго плана». К тому же я видел «Голос улиц». Вскоре после премьеры мы с женой сходили на него в кино, и этот фильм поразил нас до глубины души. Удивлен, что его не номинировали».

Президент «Оскара» Шерил Бун Айзекс отреагировала на скандал незамедлительно. Согласно новым правилам, статус членов киноакадемии будет проверяться каждые 10 лет и те из них, кто продолжает работать в киноиндустрии, будут получать право голоса на следующие 10 лет. Новый регламент кажется разумным, но есть кое-какие подводные камни. «Вернитесь на пару лет назад, когда драма «12 лет рабства» получила «Оскар», а Лупита Ньонго удостоилась золотой статуэтки за лучшую женскую роль второго плана. Я не верю, что киноакадемия страдает от врожденного или какого-то пассивного расизма, потому что большинство его членов белые. Точно так же я не уверен на 100%, что правильно лишать голоса людей, которые внесли свою лепту в кинематограф и сейчас находятся на пенсии. Это касается и тех, кто не становился лауреатом премии «Оскар» (обладатели статуэтку автоматически получают иммунитет), но служил верой и правдой на благо нашей индустрии».

«Меры, принятые киноакадемией, несут превентивный характер. Таким образом, организация показывает, что она открыта для каждого, и это очень-очень важно. Проблема ведь заключается не в самой академии, поэтому нужно перестать показывать на нее пальцем и винить во всем. Корень проблемы гораздо глубже. Это касается людей, которые нанимают персонал, людей, которые стоят возле главных ворот больших и независимых студий. Дело также в историях, которые нам рассказывают, и тех, кто их пишет. Вопрос расового разнообразия начинается с чистого листа бумаги. И всем нам нужно быть более открытыми во время поиска новых талантов.

Но обращает ли Спилберг внимания на цвет кожи, пол или сексуальную ориентацию людей, которых нанимает для работы над своими проектами? Нет. По словам режиссера, главный критерий отбора — профессиональные качества. «Вы ведь в курсе, что у меня два темнокожих ребенка? На протяжении всей своей жизни я был дальтоником. Взгляните на мои фильмы, на каст или же съемочную группу. Над моим картинами работают самые разные люди».

В конце нашей беседы я хотел узнать, какой Спилберг в жизни и дома. В 1991 году он женился на актрисе Кейт Кэпшоу, и вместе они воспитывают 7 детей. Он стал наставником для других режиссеров (например, Джей Джей Абрамса) и любит, когда кто-то называет его работу источником вдохновения. Стивен не увлекается обычными видами спорта (такими, как гольф), предпочитая им «стендовую стрельбу». «Я играю в видеоигры. Увлекаюсь ими со времен Pong'a, — признается режиссер, добавляя, что огромное удовольствие получает от просмотра телевидения. — Сейчас я смотрю в день гораздо больше мини-сериалов, чем когда-либо прежде. По качеству сценарии этих проектов ничуть не уступают полному метру». Но ничто не может вытеснить из его сердца любовь в кино. Почему? Ответ прост: «Каждый день фильмы меняют мир».

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus