Торонто 2017: «Война токов», «Сильнее», «Темные времена» и другие участники оскаровской гонки

Торонто 2017: «Война токов», «Сильнее», «Темные времена» и другие участники оскаровской гонки
Кадр из фильма «Темные времена»

В Канаде вовсю идет международный кинофестиваль в Торонто – или TIFF, как его сокращенно называют. Это крупнейший осенний киносмотр, с которого, по традиции, начинается оскаровская гонка: студии и продюсеры стремятся протестировать свои фильмы именно на этой фестивальной публике и прессе и понять, какие проект вызвал реакции и как дальше с ним работать . Количество программ на фестивале помимо конкурсной – огромно, поэтому мы отобрали самое интересное, что показали на TIFF 2017.

«Война токов» (The Current War)

Продюсерский проект Тимура Бекмамбетова вместе с оскароносным Харви Вайнштейном рассказывает об одном из главнейших изобретений 20 века – электричества. Действие фильма разворачивается в Америке конца 19 – начала 20 века. В центре сюжета, основанного на реальных событиях, противостояние великих изобретателей, промышленников, инженеров: Томаса Эдисона (Бенедикт Камбербатч), Джорджа Вестингауза (Майкл Шеннон) и Николы Теслы (Николас Холт). Первый выступал за распространение в США постоянного тока, а Тесла и Вестингауз – за переход на переменный ток. В мировой истории эта борьба получила название «война токов». Длилась она более 100 лет и завершилась совсем недавно – в 2007 году. Режиссером картины стал Альфонсо Гомес-Рехон («Я, Эрл и умирающая девушка», сериал «Американская история ужасов»).

Критик THR Дэвид Руни отмечает, что у фильма чувствуется претензия на «Оскар» - собственно, от Харви Вайнштейна другого ждать не приходится. Сценарий Майкла Митника игнорирует собственно запуск первой электрической лампочки – действие начинается, когда Эдисон уже протестировал тысячи вариантов и готовится найти все правильные компоненты для правильной лампочки в целях коммерческого производства. Руни отмечает, что при всей исторической аккуратности фильма в нем нет жизни, а персонажи слишком плоские. У Камбербатча была гораздо глубже и интереснее схожая роль изобретателя в «Игре в имитацию», здесь же его Эдисон – некая абстрактная фигура бескомпромиссного, блестящего неутомимого новатора. Роль Майкла Шеннона намеренно меньше, и его Вестингауз – человек тихий и спокойный. Все, что играет Николас Холт  - венгерский акцент и гордыню старой Европы. В итоге ни один персонаж не производит впечатления, даже Том Холландер в роли секретаря Эдисона.

Говоря о своей роли, Камбербатч назвал Эдисона «павшим героем»: «Он мог бы войти в историю как Стив Джобс, Билл Гейтс или Марк Цукерберг, но сам себя лишил этой возможности. Эдисон мог стать для человечества богом промышленности, но, из-за его одержимости выиграть "войну токов" любыми способами, потерял самого себя. Это был замечательный человек со множеством недостатков».

В российский прокат «Войну токов» выпустит кинокомпания Bazelevs, точная дата станет известна позднее.

Фото: Austin Hargrave

«Я, Тоня» (I, Tonya)

Экранизация реальной истории американской фигуристки Тони Хардинг, которая так хотела получить олимпийское золото, что вместе с мужем наняла человека, дабы тот сломало ногу сопернице Тони – Нэнси Керриган. Нэнси повезло – ногу повредили несильно, но Тоня в итоге Олимпиаду выиграла. Правда, преступление позже раскрылось, Хардинг лишили всех титулов-медалей и выгнали из фигурного катания. Думаете, девушка пропала? Нет! Тоня начала карьеру в рестлинге и боксе.

Вот такую необычную героиню сыграла Марго Робби, которая была уверена, что все это – выдумка, городская легенда, и очень удивилась, узнав, что история Тони – чистейшая правда. Критик THR Джон ДеФор отмечает сильную игру Робби и то, что она явно получала удовольствие, играя Тоню – от ее ранимых подростковых лет до момента изгнания из спорта и дней сегодняшних. Хвалит он и режиссера Крэйга Гиллеспи («Ларс и настоящая девушка») за то, что фильм получился живой и зловещий, при этом – вполне себе коммерческий. Его Тоня – буйный подросток, из которого пиарщики лепили идеальную американку. Но когда судьи не дают ей заслуженных очков на соревнованиях, она спокойно может заявить им: «Отсосите!» ДеФор отмечает, что Гиллеспи снял фильм так, как будто бы делал «Славных парней». Его камера не знает покоя и кружит вокруг Тони, даже если она просто плачет на льду.

«Сильнее» (Stronger)

Дэвид Гордон Грин снял фильм о реальном теракте в Бостоне в 2013 году и одной из его жертв, Джеффе Баумане, который смог опознать преступника. Джеффа, оставшегося в результате взрыва без ног, сыграл Джейк Джилленхол – он же дебютировал с этим проектом и как продюсер. Критик THR Дебора Янг отмечает, что «Сильнее» - простая и мощная реконструкция того, как Джефф заново строил свою жизнь после трагедии. Учился ходить на протезах, пытался отвечать за жену и ребенка. Самому взрыву в картине отведено мало времени – сюжет сконцентрирован на обычном человеке, который пытается справиться с потерей. Фильм. По словам Янг, получился очень простым и непретенциозным – и поэтому он находит язык с широкой аудиторией гораздо лучше любого артхауса.

Джилленхол точно играет самого простого парня среднего класса, который облажался на работе и хочет, чтобы его простили товарищи и взяли на матч «Ред Сокс». Он живет с требовательной матерью-алкоголичкой (Миранда Ричардсон) и пытается наладить отношения с бывшей девушкой Эрин (Татьяна Маслани) – они расстались уже в третий раз, но Джефф хочет все исправить. Эрин – марафонец, Джефф приходит посмотреть на ее забег и попадает в эпицентр взрыва. Далее, когда он очнулся в больнице без ног и смог опознать террориста, пресса делает из него национального героя и символ борца с терроризмом. Мать Джеффа купается в лучах его славы. Вот только сам Джефф несчастен.

Камера показывает нам героев на очень близком расстоянии, особенно в интимные моменты: вот Джефф мучается от боли, когда ему впервые сняли повязки, вот они с Эрин занимаются любовью, вот он пытается маневрировать в  узкой ванной и падает, больно ударяясь лицом.

Джилленхол привносит в роль больше юмора, чем драмы, но у него есть две отличные эмоциональные сцены: первая – когда он приходит в ярость от новости, что Эрин беременна, и буквально ползет за ней; вторая – когда Карлос Арредондо, известный  как мужчина в ковбойской шляпе, помогает Джейку после теракта, когда тот лежит, истекая кровью. Эта встреча символически дает Джеффу мотивацию выжить и начать снова ходить.

В основу фильма легли мемуары Баумана, который приехал на фестиваль представить результат и позировал вместе со съемочной группой.

Фото: Austin Hargrave

«Игра Молли» (Molly's Game)

Аарон Соркин дебютировал как режиссер – и этого достаточно для повышенного внимания к проекту. В основе – еще одна реальная история спортсменки, так и не попавшей в олимпийскую сборную. Молли Блум (Джессика Честейн), поработав в разных компаниях, открывает подпольный клуб для игры в покер, который приносит ей огромный доход и становится популярным среди голливудских звезд.

Поскольку сценарий написал также Соркин, за блестящие диалоги можно не беспокоиться – равно как и за актерскую игру не менее блестящей Джессики Честейн. Соркин уже не раз показывал нам истории реальных людей в кино – но впервые он работает с центральным женским персонажем. Молли – железная леди, она знает, что делает, и не дает себя одурачить, отмечает критик THR Тодд МакКарти. Две ее любимые фразы – «Я не доверяю людям» и «Для меня нет никаких героев». То есть у нее нет иллюзий насчет чьих-либо добрых намерениях. В клуб к ней приходили многие звезды Голливуда, но Молли всегда хранила их имена в секрете – этому же следует и фильм: никаких имен. Хотя, конечно, вы можете и догадаться, кто перед вами. Наблюдать за тем, как эти люди действуют грязно и проигрывают, а иногда выигрывают – отдельное удовольствие.

Несмотря на то, что в фильме много сцен с играми, Соркин не старается строить саспенс на какой-то отдельной игре и не соперничает с такой классикой, как «Залив ангелов», «Цинциннати Кид» и многими другими. Фокус всегда остается на Молли – но зрителю все равно не понять, как же она умудряется следить за всем, помнить все и держать в руках всю информацию о стратегии своих гостей.

«Смерть Сталина» (The Death of Stalin)

Армандо Ианнуччи экранизировал французский комикс Фабьена Нури про один из самых трагических моментов в истории Советского Союза. Кино, как и комикс – вымысел, основанный на правде, ироничный, и невероятно смешной. Журналисты уже окрестили картину самой смешной политической сатирой наших дней. Ианнуччи не снимал ни клюкву, ни антироссийское кино, ни тем более российское – это копродукция Великобритании и Франции, что сказалось и на кастинге. Актеры говорят каждый со своим акцентом, что только подчеркивает иронию происходящего.

Итак, Москва, 1953 год. Сталин хочет посмотреть у себя на даче вестерн с Джоном Уэйном. По радио он слышит концерт в прямом эфире и хочет послушать его еще раз. Продюсер шоу находит решение: заставить оркестр записать концерт специально для вождя. Однако пришлось заменить пианистку – и найденная буквально на улице исполнительница (Ольга Куриленко) соглашается сыграть всю партию заново. Именно она подложила в конверт с записью записку, прочитав которую, Сталин падает замертво. И теперь ближнему кругу придется решать, что делать.

Сначала власть переходит Маленкову в белом костюме (Джеффри Тэмбор), но его на политическом поле изящно переигрывает Никита Хрущев (Стив Бушеми). «Теперь ты у нас хороший парень?» - вопрошает его Берия, на что Хрущев отвечает: «Я – реформатор».

Критик THR Джон ДеФор отмечает блестящую игру всего ансамбля. Руперт Френд в роли Василия Сталина ужасно смешной, Джейсон Айзек в роли генерала Жукова стремительный и крадет фильм на мгновение. В целом Ианнуччи снял универсальный портрет власти, которая так или иначе уйдет. Когда Хрущев в итоге получает свой «трон» и слушает уже другой концерт в другом зале, мы видим, что за ним сидит Брежнев. Ни тираны, ни реформаторы не будут править вечно, какими бы незыблемыми они ни казались.

«Гага: 155 см» (Gaga: Five Foot Two)

Документальная картина о самой эпатажной (когда-то) певице современности. Перед нами – Леди Гага во время своего промо-тура альбома Joanne в 2016 году. Не то, чтобы это был культовый фильм вроде докумнеталок про Боба Дилана или «Металлику», пишет обозреватель THR Лесли Фелперин, но, тем не менее, перед нами – аккуратная смесь творчества, маркетинга и построения бренда. При этом певица довольно откровенно говорит о своей борьбе с депрессией, беспокойстве, пост-травматическом синдроме и хронических болях в сломанном бедре, равно как и расставании с женихом Тейлором Кинни. Мы видим даже ее визиты к доктору и длинный список лекарств, которые она принимает.

Фильм снят для Netflix и выйдет в эфир 22 сентября.

«Кинги» (Kings)

Основано на реальных событиях 1992 года в Лос-Анджелесе, когда судили чернокожего таксиста Родни Кинга. Год назад его избили четверо полицейских, но они были оправданы. Из-за такого решения суда в городе начались массовые беспорядки, в эпицентре которых оказались герои Холли Берри и Дэниэла Крэйга. Как отмечает критик THR Дэвид Руни, эти двое играют в англоязычном дебюте турчанки Дениз Гамзе Эргювена («Мустанг») Самых Роскошных Людей в Южном Районе Лрс-Анджелеса – вот так, с  больших букв. Милли (Берри) присматривает за местными детьми и выглядит великолепно, но так, как будто бы не прилагала для этого никаких усилий и вообще – она этого достойна, как говорится в известной рекламе. Несмотря на то, что Милил ужасно занята, ей всегда хватает сил одарить любовью каждого ребенка. Ее сосед Оби (Крэйг) – ходячий секс: по крайней мере, таким он видится Милли, которая забывает, что Оби вообще-то алкоголик, который в ярости стрелял из ружья с балкона в воздух. И вот когда начинаются беспорядки, Оби пытается помочь Милли спасти детей и спастись самой со злых улиц.

В картине звучит музыка Ника Кейва и Уоррена Эллиса. Холли Берри выдает все краски – от блаженной мадонны до решительного бойца, от эмоциональной нестабильной женщины до общественного активиста. То, что персонаж не выглядит реальным – претензии больше к сценарию, чем к актерской игре. Персонаж Крэйга также далек от правдоподобности. Юные актеры очаровательны, пусть даже некоторые их диалоги заставляют тебя мучиться.

«Дыхание» (Breath)

Саймон Бейкер дебютировал как режиссер (и снялся в собственном фильме). Его фильм – экранизация одноименного романа Тима Уинтона о двух скучающих подростках из австралийской провинции, которые сближаются с бывшей звездой серфинга Сандо – и он становится для них наставником. В фильме помимо Бейкера (он, разумеется, играет Сандо) снялись Ричард Роксбург и Элизабет Дебики. Двухчасовая картина, по мнению Дэвида Руни, обладает хорошим чувством места, что хорошо говорит об авторе.  Руни отмечает операторскую работу картины и ее энергию. Саймону Бейкеру также удалось хорошо поработать с актерским составом и выжать из него то, что ему было необходимо. Элизабет Дебики, сыгравшая жену Сандо, в очередной раз продемонстрировала свой хамелеонский талант и просто неотразима на экране. Ричард Роксбург, в свою очередь, показал, почему он считается лучшим актером Австралии.

«Три Христа» (Three Christs)

Ричард Гир играет психолога, который пробует новые метод лечения параноидальных шизофреников, возомнивших себя Иисусом Христом: он собирает их вместе на групповую терапию и смотрит, что будет. В основе лежит реальный случай 1959 года. Псевдо-Христов играют Питер Динклэйдж, Уолтер Гоггинс и Брэдли Уитфорд. Джулианна Маргулис играет Рут, жену доктора Алана Стоуна (Гир), которая когда-то была его ассистенткой. Что касается пациентов, у каждого из них своя история. Герой Динклэйджа пострадал от жестокого воспитания, в результате чего он придумал себя как англичанина с аристократичным акцентом. Герой Уитфорда страдает после смерти жены, и теперь ему чудятся различные запахи. Героя Гоггинса вырастила мать-фанатичка, также он получил психологическую травму в армии. Групповая терапия имеет некоторый успех, но затем нас ждут драматические моменты. Дэвид Руни отмечает, что фильм о бесчеловечном лечении душевнобольных пациентов на удивление смешной звучит как-то надуманно, а троица актеров играет попросту экранных психов.

«Она же Грейс» (Alias Grace)

Netflix экранизовал еще один роман Маргарет Этвуд («Рассказ служанки») о насилии над женщинами. В режиссерах мини-сериала на 6 эпизодов выступает Мэри Хэррон, снявшая «Американского психопата», сценарий написала Сара Полли («Господин Никто»), а главную роль исполняет Сара Гадон. Это история горнично-иммигрантки Грейс Маркс, которую в 1843 году осудили за убийство работодателя. Грейс утверждала, что ничего не помнит. Десять лет спустя доктор Саймон Джордон (Эдвард Холкрофт) пытается помочь ей восстановить события. Он проводит с Грейс несколько сессий – с этого и начинается сериал. И чем больше доктор слушает Грейс, тем больше убеждается в ее невиновности.

Обозреватель THR Дэниэл Файнберг отмечает, что насколько «Рассказ служанки» от Hulu яркий и зажигательный, настолько «Она же Грейс» - медленная история. Полли и Хэррон продемонстрировали мощную командную работу. Сценарий не дает нам никаких прямых утверждений о психическом состоянии Грейс. Долгие годы героиня молчала, так как в психушке наказание за болтливость может быть суровым, но сейчас, когда она получила возможность рассказать свою историю, Грейс не собирается упускать публику. В ее простой истории – смесь соблазнения и выживания, и Полли с Хэррон ничего не усложняют. Перед Сарой Гадон тем временем стоит сложная актерская задача – ведь сюжет соткан из противоречий. Наблюдая за ее разговорами с доктором, мы задумываемся – а не манипулирует ли она им? Могу ли в одной женщине ужиться невинность и убийца? Это мы и узнаем 3 ноября.

«Дыши ради нас» (Breathe)

Режиссерский дебют Энди Серкиса, в основу которого легла реальная история. Робин Кавендиш (Эндрю Гарфилд) в 28 лет перенес полиомиелит и оказался парализован от шеи. Но Робин не сдается и вместе с окфордским профессором придумывает инвалидное кресло, позволяющее подобным больным нормально передвигаться. Спродюсировал историю сын Робина Джонатан Кавендиш, который посвятил фильм своим родителям.

Обозреватель THR Стивен Далтон считает, что у Серкиса получилась бледная копия «Вселенной Стивена Хокинга» с банальным сценарием, плоскими персонажами и чрезмерно слащавой интонацией. Фильм, разворачивающийся в деревенских пейзажах с теплым пивом и зелеными лугами, больше похож на «Аббатство Даунтон», чем на серьезный байопик о выдающемся человеке с ограниченными возможностями и его преданной жене.

В российский прокат картина выходит 23 ноября.

«Темные времена» (Darkest Hour)

Джо Райт снял Гари Олдмана в роли Уинстона Черчилля, и журналисты в Торонто дружно прочат актеру «Оскар» - конечно, не только за невероятный пластический грим. Олдман невероятно пронзительно сыграл культового политика в мировой истории. Мы видим Черчилля в момент назначения его премьер-министром Великобритании, когда Гитлер грозится ее уничтожить. И вытаскивать страну из кризиса приходится именно Уинстону. Джо Райт показал нам все одиночество политика и всю тяжесть груза, легшего на его плечи.

На пресс-конференции Райт признался, что нашел общий язык с Олдманом благодаря… вейпу (электронным сигаретам). Эпохальная встреча произошла в Лос-Анджелесе, где актер и режиссер встретились, чтобы обсудить участие Олдмана в фильме. «Я заметно нервничал и был удивлен, что и Гари – тоже, - признался Райт. – Мы вышли из кафе на улицу и вейпнули. К концу процесса мы были уже как братья».

Гари Олдман уверяет, что, конечно же, боялся играть Черчилля – особенно после таких британских величин, как Роберт Харди, Ричард Бертон и Альберт Финни. «Я не хотел, чтобы на меня повлияли чужие работы. У нас у всех есть представление о Черчилле, которое сложилось в основном благодаря тем великим ролям, а не самому политику». Поэтому Олдман обратился к первоисточнику – самому Черчиллю: смотрел и читал его выступления.

В российский прокат картина выйдет 18 января.

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus