Торонто 2018: отцы, дети и уроки истории

Торонто 2018: отцы, дети и уроки истории
Кадр из фильма «Дикая жизнь»

В Торонто стартовал 43-й международный кинофестиваль. Зрителей ждут 44 мировые премьеры, 9 международных премьер, 12 североамериканских и 11 канадских премьер. Это очень — нет, ОЧЕНЬ много: ежедневное расписание фестиваля похоже на безумный паззл, собрать который под силу разве что Супермену.

Вот так выгляди расписание на 7 сентября

Фестиваль не имеет конкурсной программы и жюри — он максимально ориентирован на зрителей, которые голосуют после просмотров, и по итогам голосования вручается приз зрительских симпатий. Именно обычные киноманы — главные звезды Торонто: ради них на несколько дней перекрывается несколько прилегающих к фестивальным кинотеатрам улиц, устраиваются концерты и выставки, а в фестивальном центре TIFF Bell расстилают красную дорожку и ставят пресс-волл — чтобы каждый мог сделать фото на память.

Кинг-стрит перекрыта для народа

Официально фильм открытия Гала программы — «Король вне закона», но журналисты смогут посмотреть его только после премьеры. Если хочешь посмотреть кино — придется игнорировать пресс-конференции со съемочными группами: они накладываются на просмотры. Также придется лавировать между показами и ежедневно кроить свое расписание, откладывая громкие премьеры ради еще более громких. В общем, THR предстоит провести непростые две недели.

Для светской публики открытие TIFF намечено на вечер, но пресса и зрители уже вовсю окунулись в просмотры. В первый день удалось посмотреть три фильма — лайт версия, дальше будет напряженнее.

«Дикая жизнь» (Wildlife)

Фестиваль для THR начался режиссерским дебютом актера Пола Дано («Война и мир», «Нефть»), покорившем фестиваль «Сандэнс» в начале года (и мы даже немного рассказывали вам об этом). Дано снял очень тонкую камерную драму о людях, которые только выглядят взрослыми, а на самом деле копни — и вот она, инфантильность.

Джерри, Дженет и их сын-подросток Джо живут в унылой Монтане честной трудовой жизнью. Джерри работает в гольф-клубе, Дженет занимается хозяйством, Джо ходит в школу. Однажды Джерри теряет работу — и семейная идиллия сыплется, как карточный домик. Сначала Дженет решает работать вместо мужа, потом Джо устраивается на подработку — а Джерри так и не может ничего себе найти. Наконец, он уезжает тушить пожары — и вбивает этим последний гвоздь в крышку гроба своей семьи.

Кадр из фильма «Дикая жизнь»

История крушения семьи показана глазами подростка — все события мы видим через Джо, чувствуем то же, что и он. Режиссер-новичок на удивление точно и мощно погружает нас в эмоции ребенка, чьи родители занялись собой и только. Джерри не может обуздать уязвленную гордость после увольнения и бросает семью. Дженет не может справиться с обидой и бегством мужа и пускается во все тяжкие, совершенно не скрываясь от сына. Взрослые слетают с катушек и сами разрушают все настолько, что Джо вынужден повзрослеть в одночасье, задавая вопрос: «Что будет с нами дальше?», а позже решая за родителей эту проблему.

Дано сам написал сценарий вместе с подругой Зои Казан и Ричардом Фордом, а также выступил продюсером вместе с той же Зои и Джейком Джилленхолом, сыгравшим Джерри. С Джилленхолом Дано работал в «Пленницах» Дени Вильнева и в «Окче» Пона Джун-хо — и позже вот доверил ему свой дебют. Партнершей Джейка стала Кэри Маллиган, с которой он также уже снимался в фильме «Братья». Их дуэт — история потерянной любви и чистого эгоизма: каждый из родителей бездумно ранит Джо потому лишь, что и ему больно. Никто из них не думает о сыне настолько, что нам, зрителям, в какой-то момент становится по-настоящему страшно — потому что многие узнают в Джерри и Дженет (а, возможно, и в Джо) самих себя.

Маленькая история типичных ошибок и унылой жизни разворачивается на фоне красоты природы, а напряжение чувств Джо, покинутого своими родителями, подчеркивается совершенно изумительной музыкой — постарался композитор «Молодости» Дэвид Лэнг. Дано как режиссер очень аккуратно пользуется символизмом — так, Джерри смотрит на зарево заката, а позже исчезает в пожарах — и абсолютно тактичен со зрителем, не вынимая из него душу и кишки безудержным надрывом. Нет, здесь все очень просто и спокойно, несмотря на то, что для героев наступает совершенно дикая жизнь. И это — очень большой плюс картины: простыми красками и приемами Дано умудряется сыграть очень сложную партитуру.

В нашем прокате — с 18 октября. Посмотрите, как выглядит со стороны любая наша с вами семейная ссора. Честно скажем — жутко.

«Воспитательница» (The Kindergarten Teacher)

Таланты Джилленхолов на фестивале продолжились сестрой Джейка Мэгги, которая также выступила сопродюсером не менее пронзительной, чем «Дикая жизнь», драмой о потерянном ребенке. Ее героиня Лиза уже 20 лет работает воспитательницей в детском саду и явно потеряла вкус к жизни. Его она пытается найти на курсах поэзии — но и там ей не везет: преподаватель и однокурсники считают ее стихи банальными. Но однажды Лиза разбирает в бормотании своего маленького подопечного Джимми настоящие глубокие стихи — и тоже буквально слетает с катушек. Джимми, безусловно, гений, и Лиза разрывается между желанием воспитать маленького Моцарта и присвоить себе его талант. Она выдает стихи мальчика за свои, позже одумывается — но уже поздно. Она пытается убедить семью Джимми в том, что мальчик гениален, но те хотят, чтобы у него было нормальное детство и практичный характер. И тогда Лиза похищает Джимми, чтобы стать его наперсницей и ментором в искусстве. Все заканчивается очень и очень грустно — для обоих. Никакого криминала — просто любителю поэзии подрезают крылья, а поэт однозначно не станет гением.

Кадр из фильма «Воспитательница»

Режиссер и сценарист Сара Коландежло сделала англоязычный ремейк одноименной израильской картины Надава Лапида, который также принимал участие в создании сценария новой версии. Переработав оригинал, они умудрились найти какой-то фантастический поворот, чтобы рассказать банальную, в общем-то, историю гения и подмастерья, а также показать трагедию одержимого человека, который переносит свои мечты и несбывшиеся надежды на других. Лиза произносит это вслух: кричит Джимми, что он не нужен миру, что тот сотрет его так же, как и ее. Но только вот Джимми — всего пять, и это выводит историю на абсолютно гипнотический уровень. Мэгги Джилленхол — которую мы все и так ценим и любим — выдает здесь совершенно пронзительную игру, заставляя нас нутром чувствовать всю ярость, которая просыпается в холодной внешне Лизе. Удивительно, но ей удается держать удар проклятья «детей невозможно переиграть»: маленький Паркер Севак, конечно же, очаровательный, но Мэгги ни секунды не бледнеет на его фоне. Оба они показали нам очень грустную судьбу ненужных людей: духовные порывы Лизы не ценит никто, равно как и стихи Джимми, который уже избалован вниманием воспитательницы, но в самом финале возвращается в суровую реальность равнодушных взрослых.

В нашем прокате — с 20 декабря, но так как за производство отвечает Netflix, вы можете посмотреть кино раньше и узнать, как немножечко поддаться своим демонам и мигом потерять все.

«Петерлоо» (Peterloo)

Британец Майк Ли, известный по фильмам «Еще один год», «Уильям Тернер» и «Вера Дрейк», снял эпическое полотно о трагедии в Манчестере 1819 года. Рабочие собрались на мирный митинг за введение всеобщего избирательного права, но власти, напуганные единодушием народа (всего на площадь св. Петра пришло более 6 тыс. человек), жестоко разогнали собравшихся с помощью солдат, полиции и гусар. Были убитые и многочисленные раненые. Ли, родившийся неподалеку от места, где произошла резня, скрупулезно восстанавливает события тех лет — и не только события: нравы, образы, манеры, персонажей. Вот продажные судьи, готовые повесить человека за кражу пальто. Вот министры и лорды, плетущие паучьи интриги. Вот король-маразматик. Вот рабочие, которые толкутся в тесных квартирках и сражаются за свои права. Вот их жены, которые тоже хотят голосовать. Вот ораторы, своим красноречием толкающие рабочих на подвиги. Вот подстрекатели, которые призывают рабочих к оружию. Все эти ниточки в итоге сплетаются в тугой клубок, сжимаются в спираль, которая ударной волной сносит всех 16 августа 1819 года на площади святого Петра в Манчестере. Отсюда и Петерлоо — журналисты помнят недавнее сражение с Наполеоном под Ватерлоо и проводят затем параллели в своих статьях.

Кадр из фильма «Петерлоо»

Ли рассказывает эту историю с дотошностью маньяка: подробнейше останавливается на каждой мелкой вроде бы сцене, красочно передает пафосные выступления что в палате лордов, что с рабочих трибун. Команда костюмеров и художников-постановщиков совершила титанический труд: каждая деталь так и кричит о своей натуральности с экрана, чувствуется едва ли не историческая подлинность сукна, комодов и даже бумаги, на которой легендарный Генри Хант писал свои речи для митингов. В кадре — феерический набор лиц, рож, рыл, морд, грязных ногтей, кривых зубов, сосудистой кожи и разношерстных диалектов: кастинг-директора тоже не сидели на месте. Из актерского состава опознать можно лишь блестящего Рори Киннера, который известен массам как премьер-министр, совокупляющийся со свиньей в первой серии «Черного зеркала» — остальные же колоритные артисты собраны со всей великобританской земли и отлично выполняют свою задачу: показать людей той эпохи.

И вот эта тщательность и губит картину. Все эти великолепные точные детали и тщательно выстроенные сцены набрасываются на тебя и душат своей правдой. Ты погибаешь под их напором и объемом, а желание Ли максимально погрузить зрителя в ту атмосферу приводит к затянутости. В итоге перед нами — фильм-музей: достоверный, исторический, дышащий правдоподобием в каждом кадре — но очень громоздкий и удушающий.

Тем не менее, «Петерлоо» невероятно полезен с просветительской точки зрения: даже не все британцы знают о Манчестерской резне, не говоря уже об остальном мире. И, несмотря ни на что, это очень красиво снятое кино, где начало и конец — человек на войне с Наполеоном и на площади перед своими же гусарами — сливается в единое кольцо. Фильм еще не куплен для нашего проката, но если кто-то рискнет — тоже наберитесь смелости и посмотрите эту «эпохалку» на большом экране.

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора