Трейлермейкер Вадим Худобец: «Давайте снимать максимально качественные картины и создавать к ним потрясающие трейлеры!»

Трейлермейкер Вадим Худобец: «Давайте снимать максимально качественные картины и создавать к ним потрясающие трейлеры!»
Вадим Худобец

Вадим, расскажи про свой путь «из грязи в князи». До 22 лет ты работал рядовым слесарем. Что заставило тебя начать заниматься созданием трейлеров для киноиндустрии?

Страсть к видеомонтажу у меня появилась ещё в школе, в 7-8 классах, когда родители купили мне первый компьютер, и я увидел так называемые «мувики» по игре Counter-Strike. Загорелся желанием научиться создавать такие же и заказал в интернет-магазине диск с набором программ по видеомонтажу, в состав которого входили Adobe Premiere, Sony Vegas (тогда он назывался Sonic Foundry Vegas Video) и Pinnacle Studio. Выбор пал на Sony Vegas, так как в нём был наиболее «user-friendly» интерфейс, и методом тыка начал монтировать первые игровые видеоролики. Затем была учёба в Энергетическом колледже и 2 года отработки слесарем. Во время учёбы я уже успел стать членом самой известной команды «MovieNations» по мувимейкингу в СНГ и занять призовые места на международной арене. И вот однажды я услышал первую трейлерную музыку, которая вызвала бурю эмоций и мурашки по коже. Это было около 10 лет назад, когда на рынке было всего несколько компаний, таких как Immediate Music, X-Ray Dog и Two Steps From Hell. Достать такую музыку было крайне сложно и чаще всего через друзей на закрытых иностранных форумах. Я начал следить за трейлерами к фильмам, чтобы услышать свежие треки и стал фанатом трейлерной (эпичной) музыки. Теперь в плеере звучал не привычный Punk, а эпичная оркестровая музыка, которая очень вдохновляла в те годы. Тогда же я подумал, что было бы круто делать трейлеры к фильмам в Голливуде, и начал свой новый этап в творчестве с создания нарезок (trailer cuts, mashups) из сотен готовых трейлеров. Получалось довольно неплохо, что и привело ко мне первых клиентов из России и США. Ну а дальше - портфолио и сарафанное радио сделало своё дело.

Сегодня ты - один из лучших трейлермейкеров СНГ. Вспомни ключевые моменты в твоей карьере, которые двигали тебя, выводили на новый уровень, или же наоборот отбрасывали назад.

Если говорить об заинтересованности Запада, то ключевыми работами были «ETERNA» и «FUCKING HEROES», а в России меня продвигали мои трейлеры к таким фильмам, как «ДухLess 2» и «Пиковая дама: Черный обряд» (вошёл в ТОП-5 лучших трейлеров за 2015 год по мнению журнала Бюллетень Кинопрокатчика - THR). Главное - это взаимоотношения между продюсером и трейлермейкером: если оба находят общий язык, то и работать в кайф, и продукт получается качественный. Порой кажется, что клиент просит внести правки, которые сделают рекламный ролик только хуже, но по итогу понимаешь, что он лучше знает свою целевую аудиторию и рычаги воздействия на неё, а ты, в свою очередь, пытаешься сделать трейлер максимально отполированным с технической стороны. Сложности чаще всего возникают, когда фильм продюсируют несколько компаний. Вдобавок, нужно учитывать просьбы прокатчика - тогда мы имеем серию мнений от клиента, которые могут противоречить друг другу, и приходится стараться удовлетворить интересы всех сторон.

Ты создаешь трейлеры к лучшим фильмам России. Но наверняка в твоей копилке есть трейлеры к самым разным работам.

Мне повезло поработать над многими жанрами: от треш-комедии и артхауса до хоррора и драмы. Каждый по-своему интересен и следует своим правилам в монтаже трейлера, а также позволяет развиваться и не скучать в одном жанре. На Западе же чаще всего трейлермейкер работает только в своём жанре, в котором он особенно хорош, у нас же приходиться быть мультизадачным, что можно отнести к плюсам. На создание трейлера может уходить от недели до нескольких месяцев, а иногда всего 3 дня, когда дедлайны жмут, или больше года, когда проект внезапно заморозили, но чаще всего 1-2 недели на первую версию трейлера и ещё некоторое время на внесение правок по просьбам клиента. Поэтому сложно подсчитать некую статистику, но на моём счету более 3 десятков трейлеров, тизеров и ТВ-спотов. Если говорить о работах, которые мне самому принесли массу удовольствия в процессе создания за последние годы, то я бы отметил трейлеры к фильмам «Хороший мальчик», «Селфи» и «Тренер».

В этом году твои трейлеры к фильмам «Время первых», «Матильда» и ролик «Fucking Heroes» были номинированы на Golden Trailer Awards в шести категориях. Как оцениваешь свои результаты? Расскажи про поездку в Лос-Анджелес на церемонию.

Это уже вторая попытка заявить на международной арене наши российские трейлеры, в прошлом году также был номинирован мой трейлер к фильму «Маршрут построен». Статуэтку пока не удалось увезти ни мне, ни моим российским коллегам по цеху, но в ближайшие годы мы должны взять их штурмом. В мире всего 2 церемонии по трейлерам и рекламе: Golden Trailer Awards и CLIO Awards (на данный момент там нет категорий иностранных трейлеров, но я общался с организаторами, и они обещали что-нибудь придумать). Церемония Golden Trailer Awards в Лос-Анджелесе больше похожа на вечеринку трейлермейкеров, музыкальных супервайзеров и продюсеров. Все немного под действием увеселительных напитков общаются и ждут свой приз, наверное, также и церемония «Оскар» проходит. Единственное, что меня удивило – это стеснительность трейлермейкеров. Почти все ребята, которые победили в своих номинациях, на сцене держались максимально скромно и смущались от всего происходящего. Вот такие мы стеснительные монтажёры.

Вадим Худобец

Если я попрошу тебя поделиться некоторыми секретами создания трейлеров, сможешь описать процесс своей работы? Так сказать, обзорная экскурсия от шеф-повара по его кухне.

Сначала я смотрю фильм как зритель, затем второй раз как монтажёр. В программе для монтажа (Sony Vegas Pro, Adobe Premiere, AVID Media Composer) я расставляю маркеры двух цветов, одним цветом я помечаю лучшие кадры, вторым лучшие реплики. Затем, с помощью горячей клавиши с функцией передвижения по маркерам, я могу быстро пробегать по фильму и быстро находить нужные мне кадры. Часто я вырезаю все ключевые реплики из фильма и строю из них черновую историю сюжета трейлера. Также полезно будет отсортировать отдельно все общие планы, экшен кадры и т.д. В Голливуде, если позволяют дедлайны, предпочитают разбирать фильм по полочкам, расписывая полностью все диалоги вручную, чтобы в любой момент можно было через поиск найти любое нужное слово или фразу из фильма. Я же предпочитаю держать всё в голове и некоторые записанные идеи в блокноте. Далее самое главное – найти подходящую музыку, с которой и начнётся монтаж. Это очень непростая задача, и её успех является и 80% успеха всего трейлера. Так как я варюсь в каше трейлерной музыки с самых истоков, это позволяет мне находить лучшую и актуальную музыку для своих работ довольно быстро или уже отобранные когда-то крутые треки как раз уже ждут своего применения в текущем проекте. Нужно понимать, что нельзя просто взять популярный трек и использовать его в трейлере, так как стоить он будет огромную кучу денег, на что ни одна из кинокомпаний не готова, поэтому искать нужно среди production music и trailer music библиотек, но часто и такие треки оказываются непосильными. Для примера: 2.5 минуты музыки для российского трейлера может стоить 2-5 тысячи долларов, когда для голливудского 1-2 миллиона долларов (за популярные мировые хиты).

Только после выбора музыки и начинается монтаж. После утверждения трейлера клиенту отсылаются материалы для его сборки в высоком качестве, покраски картинки, оформления титров и сведения стереозвука для ТВ и интернета, а также сведения 5.1 звука для кинотеатров.

Есть ли у нас в России «настоящие» трейлерхаусы, или же все трейлеры создают талантливые самоучки в одиночку?

В Голливуде созданием рекламных роликов занимаются трейлерхаусы – компании, которые специализируются именно на этом. Внутри компании продюсер руководит проектом, трейлермейкер монтирует ролик, ассистент трейлермейкера занимается подготовкой и сортировкой материала, музыкальный супервайзер предоставляет актуальную музыку по запросу, штатный композитор пишет custom музыку, дизайнер занимается разработкой титров. В России чаще всего трейлермейкер и есть трейлерхаус. Разработка концепта, поиск и подбор лучшей доступной музыки, монтаж, работа с саунд дизайном и наброски титров – всё это лежит на плечах одного человека. Иногда работаем в связке с композиторами, которые пишут музыку под наши запросы. Именно самоучки и работают над российскими трейлерами, а за именами российских трейлерхаусов стоят всё те же самостоятельные ребята. В создании полноценных трейлерхаусов в России нет смысла, так как бюджеты и поток фильмов очень низкий. В США над одним трейлером может работать не только несколько трейлерхаусов одновременно, но и по несколько трейлермейкеров внутри каждого из них. По итогу клиент может выбрать лучший вариант(-ы) или слепить из нескольких предложенных. У нас тоже существует такая практика, когда проект достаточно крупный и продюсеры страхуют себя, заказывая трейлер сразу у нескольких специалистов.

В последнее время уровень производства трейлеров на порядок вырос. Особенно это заметно по трейлерам для ключевых российских кинокартин. Львиная доля такого результата приходится на твою работу. Опиши настоящее состояние сферы производства трейлеров в России. Что нам нужно изменить в этой отрасли для того, чтобы приблизиться к уровню производства промо-видео в Голливуде?

В последние годы в России толковых специалистов действительно стало больше, что не может не радовать. Уровень наших ребят уже голливудский, иначе нас бы не приглашали на работу в зарубежные трейлерхаусы. Однако, наша киноиндустрия ещё не научилась ценить нас как специалистов и относиться к нам не просто как к подрядчикам, а как к равноправным продюсерам рекламных роликов. Но радует то, что продюсеры уже начинают прислушиваться и работать с нами как с партнёрами - только в таком случае возникает синергия, и на рынок выходит лучший продукт. И каким бы ни был крутым и качественным трейлер, сам фильм от этого лучше не станет, поэтому давайте снимать максимально качественные картины и создавать к ним потрясающие трейлеры!

Какие ошибки допускают новички при создании трейлеров?

К основным ошибкам я бы отнёс перегруженность трейлера информацией – когда в трейлере пытаются рассказать максимально много. Это делает ролик скучным, и он как бы «не дышит». Должны присутствовать паузы и акценты. Это же касается и слишком длинных титров, которые за пару секунд просто нереально считать. Далее я бы выделил отсутствие чёткой синхронизации видео и аудио – когда музыка просто играет фоном и живёт своей отдельной жизнью от видеоряда. Музыка должна подчёркивать и отыгрывать каждую эмоцию на картинке, а также должны присутствовать переходы между треками из разных актов, а не резко обрывать один трек и начинать другой. И также отметил бы отсутствие саунд дизайна и игнорирование мелочей. Именно доведение каждой мелочи, каждой склейки до ума – отличает профессионала от новичка.

Расскажи про свои дальнейшие планы. Как видишь развитие карьеры?

В планах поработать в одном из голливудских трейлерхаусов, сделать несколько отличных трейлеров к большим картинам, и неплохо было бы получить за это статуэтку когда-нибудь. Ну и конечно узнать всю кухню и её секреты изнутри и поделиться с вами!

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus