Триер и его чистилище

Триер и его чистилище

Умирающая, окровавленная Джо (Шарлотта Генсбур) лежит на грязном полу в мрачных лабиринтах декораций под музыку Rammstein, ее реанимирует пожилой одинокий блондин по имени Селигман (Стеллан Скарсгард). Удобно устроившись в его кровати, как на кушетке психотерапевта, Джо в подробностях рассказывает, что всю жизнь она удовлетворяла свою болезненную похоть. Занимаясь моральным самобичеванием, Джо каждый раз вырывает из памяти экстремальные эмоции своего прошлого опыта, выступая в качестве прокурора животной составляющей человеческой сущности. Селигман же становится адвокатом, адвокатом дьявола, каждый раз доказывая, что без животного не было бы и человеческого, без черного – белого, без тела не было бы и души. На риторический вопрос, жива ли еще Джо или уже мертва, хочется ответить, какая разница, ведь оргазм – это маленькая смерть и людям суждено умирать, проходить сквозь чистилище и воскресать вновь.

Структура повествования фильма замысловата как стволы оголенных деревьев, нежно любимые папой Джо (Кристиан Слейтер), врачом, а по совместительству ботаником-любителем. Картонная комната Селигмана – это ствол, каждая отдельная часть воспоминаний Джо – ветви. Чем дальше от ствола-основы, тем мудренее и ветвистее культурологические поиски и размышления. Но в результате любая высокая материя, любая философская ли, музыкальная ли, литературная ли тема зацикливается на сексе, на процессе совокупления. Все дороги ведут к сексу.

Процесс взросления гадкого утенка (или по аналогии с деревьями, как на ясене с грязными пальчиками вырастают листья) связан в первую очередь с физическим самопознанием - девочка обнаруживает между ног щель, еще не зная, для чего она служит, но, уже научившись извлекать из этой находки удовольствие.

Лишение девственности юной Джо (Стейси Мартин), представлено как процесс чисто механический. На роль дефлоратора Джо выбрала Жерома (Шайа ЛаБаф), за его красивые руки. Обычно, секс, выполненный без эмоций, в быстром темпе, у людей принято называть «кроличьим». Жером выполняет три толчка во влагалище и пять в анальное отверстие, по кроличьи безучастно, а затем переходит к своему мотоциклу, сам не подозревая, что цифры 3 и 5 являются составными числами ряда Фибоначчи. Эта теория была выдвинута математиком в результате решения задачи с кроликами в книге «Liber abacci», написанной в 1202 году: число пар кроликов создает ряд, каждый член в котором — сумма двух предыдущих. Так банальное спаривание кроликов приводит к золотому сечению.

Технология ловли рыбы нахлыстом с помощью наживки-нимфы (от греческого – невеста) – прямая аллегория ловли юной нимфоманки случайных партнеров для секса. Особенно если эта ловля происходит в поезде. Вагоны в поезде длинные и узкие, состав движется быстро, как вода по течению, рыбешка–мужчина может прятаться в купе вагонов, ничего не подозревая о готовящейся на него охоте, для этого может понадобиться «короткая нимфа» или даже «дальняя». Но успех всегда на стороне умелого рыболова.

Женский портрет, десертная вилка и женское начало в мужчинах, полифония де Палестрина, хоральная прелюдия Баха – разные голоса, звучащие в полной гармонии. Опять на ум приходит секс - групповой, секс со множеством партнеров, многозвучие, - разные, непохожие мелодии развиваются и дополняют друг друга, в результате – получается гармония. Скорее, я бы обратила внимание на хоральную прелюдию Баха из фильма«Солярис» Тарковского, так как диалог с Тарковским будет в фильме не единожды, как и с Бергманом, да и диалог с самим собой, с более ранними фильмами Триера.

Не случаен выбор имени главного героя, выслушивающего откровения Джо и оправдывающего ее. Селигман, какое дурацкое имя, произносит Джо, однако пытливый зритель сможет без труда обнаружить в недрах интернета некоего Мартина Селигмана - американского основоположника позитивной Психологии. Счастливая жизнь не связана со стремлением к пику удовольствий, утверждает психолог. Конечно же Джо несчастлива - она ненасытна и не может получить удовольствие от секса. Во всяком случае, до встречи с Жеромом, с которым у нее примешивается секретный ингредиент – любовь. Но на долго ли?

Триер не только манипулирует зрителем и героями, но и поучает. Селигман – это еще и энциклопедия, в разговор о болезненной гиперсексуальности, о чувстве вины и состоянии страха, вплетается в разговор и новелла Алана По «Падение дома Ашеров», шедевр мастера ужасов, знатока изъянов человеческого сознания. Как определить вину человека страдающего гиперсексуальностью, если это лишь способ скрыть тайную проблему или заглушить внутреннюю боль?

Позитивная психология Селигмана изучает черты характера и особенности человеческого поведения, которые свойственны удовлетворённым, счастливым людям, не обременённым психическими нарушениями. Но существуют ли такие люди, или все-таки, мы все немного Джо и все немного Селигман…

Аскетический герой Скарсгарда – полная противоположность эгоистичной, гиперсексуальной Джо, но он так же не выглядит счастливым в грубо сколоченных декорациях, которые якобы являются его квартирой, он скорее умиротворен, мудр, потому что явно знает - данное пространство это временное пристанище - чистилище, а вот чистилище это наше или только Джо я надеюсь, будет понятно во второй части.

Автор - Алиса Амблар, генеральный директор компании AstraFilm, специально для российского издания The Hollywood Reporter.

Материалы по теме

  • Рабы не мы

    09 декабря 2013 / Александра Гордиенко

    12 декабря в прокат выходит драма Стива МакКуина «12 лет рабства» — наиболее вероятный лидер оскаровской гонки этого года.

    Комментировать
  • Кортни Лав ищет «Брэдов Питтов» на роль Курта Кобейна

    24 июля 2014 / Редакция THR Russia

    На режиссерское кресло претендуют постановщик «Войны миров Z» Марк Форстер и автор «Бастиона» Орен Моверман.

    Комментировать
  • Идрис Эльба экранизирует триллер «По должен умереть»

    13 января 2015 / Редакция THR Russia

    Согласно сюжету романа, Эдгар Аллан По объединяет усилия с бывшим боксером, чтобы уничтожить демонов и отомстить за смерть своей жены.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора