Трудный выбор «Золотого орла»

Трудный выбор «Золотого орла»
Мария Лемешева, редакционный директор и главный редактор The Hollywood Reporter - Российского издания

The Hollywood Reporter внимательно следит за подготовкой к «Золотому орлу», и наш новый номер, который выходит накануне премии и будет вручен всем гостям церемонии, посвящен этому событию: как проходит голосование, каковы прогнозы киноакадемиков, как будет выглядеть в этом году статуэтка, — обо всем этом можно узнать, открыв наш журнал.

Очень радует, что в этот раз столь серьезная конкуренция и жесткая борьба за главный приз, потому что это прямое следствие того, что российских фильмов — хороших, достойных, с внушительными кассовыми сборами — в ушедшем году было много. Впервые так трудно предугадать лидера, а явных фаворитов в основных категориях нет.

Достаточно посмотреть на пятерку картин, претендующих на звание лучшей. Каждая выстрелила, заставила о себе говорить. «Легенда №17» — замечательный фильм, полюбившийся массовому зрителю, я с чистым сердцем отдала бы ему главную награду. В то же время, как не отметить «Географ глобус пропил» — сильную и долгожданную работу Александра Велединского, и «Сталинград» Федора Бондарчука — нашумевший проект с колоссальными сборами и новейшими технологиями? Не говоря уже о дебютной картине Жоры Крыжовникова «Горько!», буквально взорвавшей отечественную кассу и вызвавшей столько споров и диаметрально противоположных отзывов.

Более того, в этом году, впервые в главной номинации представлен анимационный фильм. Речь идет о работе маэстро Георгия Данелии «Ку! Кин-Дза-Дза». Эта рисованная картина недавно получила престижную международную премию аниматоров, которую называют азиатским «Оскаром». И вот ведь что интересно: в конкурсе традиционно принимают участие японские художники, которые давно уже считаются гуру мультипликации, и, как правило, призы делятся между ними. И тут приезжает российская картина, дебютная работа в этом жанре для Георгия Николаевича, и легко и непринужденно оставляет позади самого Хаяо Миядзаки, настоящего «бога аниме».

Мне кажется, это не только успех нашего кинематографа, но и серьезная заявка на победу на «Золотом орле». Вдохновляет то, что киноакадемики не пропустили эту работу, оценили ее и решились на то, чтобы включить в шорт-лист.

* * *

Думаю, в этом году надо отнестись к победе, как к воле судьбы. Номинанты настолько сильны, что мне кажется, разница между ними может быть вообще в 1–2 голоса, которые и станут решающими. Академики такие же живые люди, как мы все, и у них есть своя внутренняя логика. Если взять тот же «Оскар», например: сколько раз мы сталкивались с тем, что какая-то крупная звезда наконец получает «Оскар» с 15-й попытки и не за самую сильную свою работу, потому что, видимо, в голове у академиков в какой-то момент назревает мысль: «Сколько можно мурыжить человека, пора уже дать!»

Хотя и зеркальная ситуация не редкость — когда именитого номинанта неожиданно для всех обходит новичок. Я, например, удивлена и расстроена, что в номинации «Лучшая актриса года» нет Екатерины Васильевой. The Hollywood Reporter уже отметил ее призом «Событие года» за интересную работу в фильме Карена Оганесяна «Марафон» — Екатерина Сергеевна там настолько хороша, органична, плюс она представительница нашей старой актерской школы.

Но в тоже время не могу не согласиться с появлением в шорт-листе Юлии Александровой, исполнительницы центральной роли в фильме «Горько!» Да, она еще очень молода, в начале карьеры, но ее фильм — нашумевший, его посмотрело огромное количество зрителей, и Юлия безупречно справилась со своей задачей. Можно только порадоваться, что «Золотой орел» выдал ей такой аванс.

И конечно, наша редакция болеет за Свету Иванову (участницу проекта «Лица года» The Hollywood Reporter), сыгравшую в «Легенде №17» верную подругу Валерия Харламова, я же лично желаю победы одной из моих самых любимых актрис Лене Лядовой — глубокой, чувственной, очень аккуратной в выборе работ, и вновь не ошибшейся с ролью супруги географа Служкина, издерганной от неустроенности бытовой и личной.

Кстати, в номинации «Лучший актер года» академики на этот раз приняли необычное решение — сразу в двух номинациях заявлены тандемы актеров: Меньшиков/Козловский в «Легенде №17» и Белый/Пускепалис в «Метро». Это вызвало больше всего споров и вопросов. Хотя был уже прецедент, когда вручали двенадцати актерам за фильм «12» Никиты Михалкова. И действительно, там невозможно было выделить кого-то одного.

Подобный опыт был и в Каннах, когда в 1996 году в конкурсной программе участвовала драма Жако ван Дормеля «День восьмой», своего рода парафраз фильма Барри Левинсона «Человек дождя». Тогда в номинации «Лучший актер» приз был вручен актерскому дуэту — Даниэлю Отою и Паскалю Дюкенну, театральному актеру с синдромом Дауна, который, собственно, и сыграл в фильме человека с этим тяжелым заболеванием, и это была настолько потрясающая актерская работа, что наградили обоих. Так что «Золотой орел» в этом смысле лишь продолжает общемировую практику.

Меньшиков порадовал и удивил своих поклонников: он впервые сыграл возрастную характерную роль. Мы привыкли видеть артиста в образе моложавых героев, эффектных красавцев, а тут вдруг он предстал на экране уставшим от жизни пожилым тренером, возможно, выпивающим, со сложным и жестким характером. И надо сказать, Олег Евгеньевич очень естественно расширил границы своего амплуа. Вряд ли кто-то удивится, если именно он будет держать победную статуэтку вместе со своим партнером Данилой Козловским (кстати, у Данилы уже есть один «Золотой орел» в отличие от его более именитого старшего коллеги).

Однако и солирующий Константин Хабенский, уже взявший приз на «Кинотавре», имеет все шансы вновь выйти на сцену. Публика давно ждала от этого актера большой и запоминающейся роли, и вот своего рода возвращение состоялось.

* * *

Каждый год неизбежно можно услышать скептические комментарии, мол, академики не объективны, да и голосуют ли они в реальности? Так вот, мы провели собственное расследование и выяснили, как именно проходит голосование. В нашем новом номере мы об этом подробно рассказываем и даже показываем все этапы отбора номинантов.

Мы признали, что на сегодняшний день схема отлично отлажена. Мы обращались к кинематографистам и можем подтвердить, что они смотрят фильмы и следят за творчеством коллег, то есть голосуют НЕ по принципу «ты мне — я тебе» или «фильм не смотрел, но дружу с режиссером». У Киноакадемии внушительный список членов, тем более что в ее ряды ежегодно вливаются новые победители.

12 лет вручается «Золотой орел», так что за эти годы в организации появилось множество молодых, талантливых, активно участвующих в процессе кинематографистов. Уж их-то упрекнуть в том, что они консервативны или ангажированы, точно нельзя.

Полную версию интервью Редакционного директора The Hollywood Reporter Марии Лемешевой и шеф-редактора Александра Фолина слушайте в рубрике «Что смотрите» радиостанции «Серебряный дождь». Прямые ссылки здесь и здесь.

Материалы по теме

  • ВГИК попал в список самых выдающихся киношкол мира

    26 июля 2012 / Илья Кувшинов

    Московская киношкола, в которой обучались Андрей Тарковский и Никита Михалков, удостоилась упоминания в почетном списке, составленном редакцией The Hollywood Reporter и значимыми игроками киноиндустрии.

    Комментировать
  • Окрыленные успехом: Рекордсмены премии «Золотой орёл», в число которых входят Ксения Раппопорт и Андрей Звягинцев

    22 января 2013 / Редакция THR Russia

    За десять лет, что вручается кинопремия «Золотой орёл», появилось немало её лауреатов, которым для демонстрации полученных за их актёрские, режиссёрские и сценарные работы крылатых статуэток уже не хватит рук. Пока в списке лидеров — обладателей трёх «орлов» — семеро. Возможно, в этом году в нём окажутся и новые имена.

    Комментировать
  • Кира Муратова и Рената Литвинова представили «Вечное возвращение»

    26 сентября 2013 / Татьяна Баталова

    В Москве состоялась долгожданная премьера нового фильма Киры Муратовой «Вечное возвращение», показанная в прошлом году на Римском кинофестивале. Московской публике картину представили сама режиссер и ее давняя муза Рената Литвинова.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus