Уроки терпимости: от «Жестокой игры» до Кэтлин Дженнер

Уроки терпимости: от «Жестокой игры» до Кэтлин Дженнер
Эдди Редмейн в «Девушке из Дании»; Китана Кики Родригес в «Мандарине»; Лаверна Кокс в сериале «Оранжевый – хит сезона»

Месяц назад на обложке Vanity Fair появилась «бабочка» Кэтлин Дженнер, которая трансформировалась из «гусеницы», легкоатлета-олимпийца Брюса. Это появление сопровождалось во всем прогрессивном мире такой волной всеобщего одобрения, о какой даже невозможно было мечтать лет десять назад, когда американские консерваторы все еще были склонны очернять ЛГБТ-сообщество без какого-либо страха быть за это заклейменными. Теперь же в США на федеральном уровне легализовали однополые браки, а история с Кэтлин все не затихает.

Появление обновленной Дженнер произошло в момент, когда в кино и на телевидении наблюдается невиданное доселе количество персонажей-трансгендеров. Подросткам, страдающим от проблем с гендерной идентификацией, теперь не надо далеко идти за ролевыми моделями - вот они, под боком, стоит только включить телевизор или сходить в кино. И пусть даже некоторые из воплощений трансгендеров вызывали закономерные споры относительно аутентичности и мастерства исполнения, многие из этих сложных ролей все же были сыграны с удивительной тонкостью – как на больших, так и на малых экранах.

Из последних ярких примеров – Джаред Лето, в 2014 году получивший «Оскар» за роль хрупкой и красивой Рэйон, доброго трансвестита, умирающего от СПИДа, в «Далласском клубе покупателей». Джеффри Тамбор отхватил «Золотой глобус» в этом году за благородную сдержанность и деликатный юмор, который он привнес в роль стареющего отца психованной семейки, решившего поменять пол в сериале «Очевидное».

Актриса-транссексуал Лаверна Кокс стала звездой сериала Netflix «Оранжевый – хит сезона», сыграв заключенную Софию, которая пытается наладить отношения со своим малолетним сыном и пройти гормонотерапию в условиях прогнившей системы здравоохранения. Тем временем, Эдди Редмейн, получив свой «Оскар», тут же затеял играть художника-трансгендера Лили Эльбе в картине Тома Хупера «Девушка из Дании» – это может стать еще одной потенциально оскаровской ролью для молодого британца.

Совсем скоро в американский прокат (и, пожалуй, никогда – в российский) выходит один из лучших фильмов «Санденса» этого года: малобюджетное инди Шона Бейкера «Мандарин», которое рассказывает о трансгендерной-проститутке, узнавшей о том, что ее бойфренд изменяет ей с обычной женщиной, и замыслившей задать жару им обоим. Впрочем, это кино интересно не тем, что оно о чернокожих проститутках-трансгендерах, а тем, что это смешной и добрый фильм о подружках – примерно как «Девичник в Вегасе», хотя по очевидным причинам ему не видать такого же успеха в прокате.

Неигровые проекты о «трансах» также часто появляются на ТВ. Та же Кэтлин Дженнер уже получила свой документальный сериал «Я – Кэт» на канале Е!, в котором будет исследовать свою «новую нормальную жизнь». А канал ABC Family только что выпустил проект «Становиться нами», рассказывающий о 17-летнем подростке, чей отец недавно стал женщиной.

Действительно, в современном мире гендерные трансформации не являются ни объектом для насмешек, как в классической серии «Южного парка» 2005 года «Новая модная вагина мистера Гаррисона», ни корнем зла, как с убийцами в исполнении Майкла Кейна в фильме Брайана Де Пальмы «Бритва» (1980) и Теда Левина в «Молчании ягнят» Джонатана Демме (1991).

И хотя активисты были в ужасе от таких негативных стереотипов, все же не хочется думать о стерильной индустрии, порабощенной политической корректностью и лишающей аудиторию важных кинематографических высказываний. В идеальном мире, конечно, транс-персонажи будут настолько органичной частью культурного ландшафта, что любые из них – как святые, так и серийные убийцы – будут воплощаться без сопровождения цензорского лая.

Даже американская индустрия развлечений до этой точки пока еще не добралась, но фундамент уже заложен при помощи тех персонажей-трансгендеров, которые маячили прямо перед носом у нескольких поколений кино- и телезрителей.

Критики любят – часто, по делу – обвинять Голливуд в недостатке социокультурного многообразия, однако многие из этих ролей были подкупающе непровокационными: от скромных и тонких (Карен Блэк в «Приходи ко мне на встречу, Джимми Дин, Джимми Дин» 1982 года, Гленн Клоуз и Джанет МакТир в «Таинственном Альбертне Ноббсе» 2011 года) до кричащих и модных (Джон Кэмерон Митчелл в «Хедвиге и злосчастном дюйме» 2001 года, Теренс Стэмп в «Приключениях Присциллы, королевы пустыни»).

«Собачий полдень» (1975) Сидни Люмета остается одним из важнейших фильмов на эту тему, так как в нем проницательно изображается любовь между грабителем банка в исполнении Аль Пачино и его нуждающемся в операции по смене пола партнере (Крис Сарандон). Джон Литгоу в фильме «Мир по Гарпу» (1982) сыграл в каком-то смысле предшественника Дженнера – бывшую звезду американского футбола, чью новую идею о собственной гендерной идентичности мало кто поддержал.

Та неподдельная искренность, с которой Хилари Суэнк в фильме 1999 года «Парни не плачут» изобразила трансвестита Брэндона Тину, убитого в консервативном провинциальном городке, принесла тогда еще никому не известной актрисе премию «Оскар». А достойная сопереживания роль предоперационного трансгендера в исполнении Фелисити Хаффман помогает закрыть глаза на все недостатки «Трансамерики» (2005).

Одну из самых незабываемых транс-ролей исполнил Джей Дэвидсон в «Жестокой игре» (1992) Нила Джордана – роль лондонской парикмахерши, которая закрутила роман с бывшим террористом из ИРА, когда-то расстрелявшим ее британского бойфренда. Тонкая, прочувствовання игра Дэвидсона добавила человечности персонажу, который вполне мог стать всего лишь функцией для выполнения сюжетного твиста.

На телевидении даже чаще, чем в кино, прибегали к помощи трансгендеров – в основном с целью добавить мейнстримовой истории безобидного юмора, пикантности и даже загадочности. За такие роли отвечали Лиза Эдельстайн в «Элли МакБил», Кэтлин Тернер в «Друзьях», Ребекка Ромейн в «Дурнушке Бетти», Дот Мари Джонс в «Лузерах» и Олимпия Дукакис в мини-сериале «Городские истории».

Пожалуй, ни один кинорежиссер не демонстрировал свою любовь к персонажам-трансгендерам так часто, как это делал испанец Педро Альмодовар. В его фильмах «Закон желания», «Все о моей матери», «Дурное воспитание» и, в особенности, «Кожа, в которой я живу» женщины-трансгендеры соблазнительные, страстные, временами манерные, но всегда настоящие.

Еще до обамовских времен чернокожие президенты в фильмах и телесериалах (от «Столкновения с бездной» до «24») популяризовали в США идею, что афроамериканец в качестве главы страны – не такая уж невиданная дикость. Так же и эта постоянно пополняющаяся галерея образов трансгендеров способна помочь некоторым избавиться от зашоренности и воспитать в себе терпимость взамен страха и ненависти.

Материалы по теме

  • Трент Резнор снова напишет музыку к фильму Финчера

    22 января 2014 / Редакция THR Russia

    Лидер Nine Inch Nails объединяется с Аттикусом Россом, с которым они получили «Оскара» за музыку к «Социальной сети».

    Комментировать
  • Фильм по мотивам игры «Монополия» компания Hasbro снимет со студией Lionsgate

    08 июля 2015 / Редакция THR Russia

    Сценарий к картине напишет режиссер и сценарист Эндрю Никкол («Шоу Трумэна», «Гаттака», «Терминал»).

    Комментировать
  • Наталья Крачковская попала в реанимацию

    22 июля 2015 / Редакция THR Russia

    Заслуженную артистку России госпитализировали в одну из московских больниц.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus