В Оренбурге на IХ кинофестивале «Восток & Запад. Классика и авангард» раздали «Золотых сарматских львов»

В Оренбурге на IХ кинофестивале «Восток & Запад. Классика и авангард» раздали «Золотых сарматских львов»
Открытие фестиваля «Восток & Запад. Классика и авангард».

Награды за фильм «Я здесь» сыпались на кинорежиссера Ренарса Вимба как из рога изобилия: специальный диплом Гильдии киноведов и кинокритиков СК России, специальный приз генерального спонсора фестиваля клубного комплекса ЯР и сразу два «Золотых сарматских льва» - за лучший фильм и лучшей актрисе, исполнительнице главной роли. Любопытно, что на эту роль режиссер пригласил непрофессиональную актрису. «Мы проводили кастинг по всей Латвии» - рассказал режиссер корреспонденту  THR. «Отсмотрели почти 2 тысяч претенденток, остановили свой выбор на школьнице Элине Васка -  и не ошиблись». Хорошее начало - получить Главный приз  фестиваля «Восток $ Запад. Классика и авангард» от  жюри, во главе которого — один из мэтров мирового кинематографа, член Американской киноакадемии искусств и Европейской  киноакадемии Файт Хайдушка. Он был продюсером большинства картин выдающегося австрийского кинорежиссера Михаэля Ханеке («Белая лента», «Пианистка», «Любовь), а сразу после Оренбурга  господин Хайдушка отправится на заседание оскаровской Академии. На вопрос THR, каковы его главные критерии при выборе лучшего фильма  конкурсной программы, г-н Хайдушка ответил так:  «Для меня главное в фильме это история. Кстати, именно истории, то есть сценарии – самая большая проблема современного кинематографа. Следующий критерий - режиссерская работа и игра актеров. И наконец, в  фильме обязательно должна  быть видна его идея».  По его мнению, все это совпало в картине «Я здесь», снятой режиссером по собственному сценарию. Это история взросления юной латышской девушки Раи, живущей в провинции, оставшейся  без родителей и взявшей на себя ответственность не только за себя, но и за младшего брата. Картина уже получила «Хрустального медведя» на Берлинском кинофестивале и стала победителем кинофестиваля «Балтийские дебюты».

Приз за лучший фильм  программы российского кино получила картина «Огни большой деревни» еще одного режиссера-дебютанта Ильи Учителя. Главный приз Гильдии киноведов и кинокритиков, «Белого слона», увез в Данию Петер Энтони, режиссер фильма «Человек, который спас мир». Приз ему вручили в первую очередь как человеку, который открыл российскому зрителю практически не известного на Родине героя, Станислава Петрова, которого, оказывается, знает и почитает весь мир. Этот советский офицер в 1983 году буквально предотвратил ядерную  войну. Всего одно решение - но чего это ему стоило. Это «байопик» с реальным героем в главной роли, смесь документального и игрового кино. Наверное, этот выбор жюри Гильдии киноведов и критиков – редкий случай совпадения с выбором зрителей. У публики картина вызвала оглушительный успех. И так, по признанию режиссера, происходит в любой стране, где он уже побывал, от Японии до Америки.

На фестивале было столько событий, и порой весьма неожиданных. Например, кинорежиссер Александр Прошкин получил специальный  приз «За лучший сценарий», при том, что в основе  его фильма «Райские кущи» российского конкурса - знаменитая пьеса Александра Вампилова «Утиная охота». Первый режиссерский опыт актера Данилы Дунаева «Кролик» так понравился спонсорам фестиваля, что они подарили Даниле сразу миллион на новый фильм. Кстати, в  программе «Актер-режиссер» были две короткометражки, которых смело можно назвать «маленькими шедеврами»: «Электрический стул» актера Евгения Зверева с потрясающими ролями Ольгой Лапшиной и Виктора Сухорукова и «Элизиум» Юлии Мельниковой с великолепной Людмилой Чурсиной.  Артур Смольянинов презентовал коллективный проект «Кинопоэзия», а Сергей Безруков прилетел в Оренбург буквально на один день с фильмом своей жены Анны Матисон «После тебя», где он был един сразу в двух лицах - как продюсер и как исполнитель главной роли. И не зря прилетел – получил «Золотого сарматского льва»  «За вклад в киноискусство». Оказалось, это была первая кинонаграда Народного артиста России.

Вообще награды с формулировкой «за вклад в киноискусство» в Оренбурге кого-то откровенно порадовали (как того же Сергея Безрукова или Сергея Шакурова), а кого-то развеселили (как Файта Хайдушку, который с улыбкой заметил, что вообще-то собирается снять еще не один фильм). А Народная артистка России Лариса Удовиченко, член жюри Международного конкурса, такой формулировкой была явно огорчена. Впрочем, она призналась THR , что кинофестиваль в Оренбурге у нее все-таки самый любимый: «Здесь всегда очень хорошая подборка картин - и в конкурсе и вне конкурса, в программе «Актер-режиссер», в коротком метре, в мультипликации - все хорошего качества. Потом здесь нет никакого давления, даже косвенного, на принятие решения именно по той картине, которая фестивалю важна. Все отдано на волю жюри. Мне доводилось бывать на фестивалях, где приходилось с устроителями фестиваля едва  ли не воевать, отстаивая свое мнение».  

Фестивальная неделя вместила в себя еще и презентацию Академии кинематографии и театрального искусства Никиты Михалкова. Все выпускники 2016, первого года существования Академии, получили возможность представить в Оренбурге свои дипломные работы – и среди них были ленты весьма достойные.  Вообще в этом году фестиваль «Восток & Запад. Классика и авангард» стал каким-то особенным. Открывался он в День российского кино, церемония открытия была впечатляющей и собрала более четырех тысяч жителей Оренбурга. Кино здесь любят, и всякий раз задаешься вопросом - почему нашего кино нет в прокате? На фестивальных показах залы полны даже в будни на дневных сеансах. А ведь фестивальное кино зачастую оказывается очень непростым для восприятия.  Президент и основатель этого кинофестиваля Татьяна Воронецкая призналась THR:

«Когда фестиваль только начинался, было множество трудностей, надо было зрителей как-то увлечь и завлечь, а качественное кино получить было непросто. А потом еще привезти в Оренбург из дальних стран множество огромных коробок с  фильмами, снятыми тогда еще на пленку. Честно говоря, я даже не была уверена, что мы просуществуем долго. Но девять лет – это уже срок. Хотя появились и новые трудности: теперь за показ фильмов в конкурсе приходится платить их создателям, чего раньше не было». Сегодня «Восток & Запад. Классика и авангард»,  как сообщил на пресс-конференции по случаю открытия фестиваля директор Департамента кинематографии Министерства культуры Вячеслав Тельнов, входит в десятку лучших российских кинофестивалей.

Фото предоставлены пресс-службой фестиваля.

Материалы по теме

  • Новые плакаты «Матча»

    29 марта 2012 / Илья Кувшинов

    В Сети появились три постера к драме Андрея Малюкова, повествующей о подвиге футболистов команды «Динамо» в оккупированном фашистами Киеве.

    Комментировать
  • Держи ритм: 10 фильмов, в которых танцуют

    26 февраля 2018 / Редакция THR Russia

    Потанцуем? Смотрите в онлайн-кинотеатре Okko: десять лент, после которых на диване не усидишь.

    Комментировать
  • Кровь и престол: съемки сериала «Годунов»

    05 мая 2018 / Михаил Рузманов

    THR узнал подробности масштабной саги, которая обещает раскрыть секрет интриги, возведшей Годунова на престол.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus