Венеция 2018: От Ван Гога до попсы

Венеция 2018: От Ван Гога до попсы

В своем новом фильме «Ван Гог. На пороге вечности» (At Eternity’s Gate) Джулиан Шнабель повествует о последних годах жизни Винсента Ван Гога (Уиллем Дефо). Что интересно, еще в 80-e, задолго до того, как в 1996 году Шнабель впервые участвовал в конкурсе Венецианского фестиваля со своим дебютом «Баския» (работа о жизни американского неоэкспрессиониста Жана-Батиста Баскии), он принимал участие в Венецианской биеннале искусств как художник.

Американский режиссер пытается показать мир глазами человека рисующего и понять, что же заставляет его творить. Ван Гог практически бежит из Парижа в Арль, где надеется найти покой, но оказывается один на один со своим одиночеством. Конфликты с местными жителями доводят его до госпитализации в психиатрической клинике, ссора с приехавшим к нему Гогеном усугубляет болезнь и приводит к очередному срыву. Правда, после каждого обострения на него накатывает вдохновение. Как объясняет сам художник, он не может не писать, только рисование помогает ему. В то же время Ван Гог верит в свое особое предназначение, он видит то, что не видят другие, и хочет поделиться этим с людьми. Во время очередного пребывания в психушке Ван Гог общается со священником (Мадс Миккельсен) и фактически сравнивает себя с Христом, о котором тоже заговорили только после его смерти. И единственное, что беспокоит художника в конце жизни - это вечность.

Ну, и самое интересное: в фильме показана относительно новая версия гибели Ван Гога. Он не сам убивает себя, а становится жертвой нападения подростков и умирает спустя сутки на руках у брата, попадая после смерти в вечность.

Еще один фильм о людях искусства представил обладатель «Оскара» Флориан Хенкель фон Доннерсмарк. Спустя 8 лет после выхода своего второго полнометражного фильма автор «Жизни других» и «Туриста» снял кино обо всем: об истории Германии, об искусстве, о судьбе, о преступлении и наказании. В «Работе без авторства» (Werk ohne Autor) фактически рассказывается история Герхарда Рихтера, самого коммерчески успешного из ныне живущих художников мира. Курт Барнет (Том Шиллинг, известный по «Простым сложностям Нико Фишера») родился и провел детство в Третьем Рейхе, учился в ГДР, творил в ФРГ. Еще мальчиком он посетил выставку так называемого «дегенеративного искусства» в Дрезденской галерее, в институте искусств его учили быть соцреалистом, но в итоге, переехав в западно-германский Дюссельдорф, где уже ничего не запрещали, он смог с помощью эксцентричного профессора (тут подразумевается еще одна знаменитость европейской художественной среды, Йозеф Бойс) найти свой стиль и показать в своих работах судьбу не только своей семьи, но и всей страны.

Параллельно с историей творческой жизни показана семейная драма. В смерти любимой тети Курта оказался виноват отец его жены, успешно адаптирующийся при любом режиме профессор Зеебанд (Себастьян Кох). Страх перед наказанием за совершенное и работы Курта - единственное, что смогло задеть безэмоционального врача. И здесь возникает вопрос, должен ли профессор понять, что он натворил, и измениться благодаря искусству, или зло должно быть наказано.

Фильм актера и начинающего режиссера Брэйди Корбета «Голос люкс» (Vox lux) уже о муках музыкального творчества. С одной стороны это драма о становлении поп-певицы Селесты, которую сыграли Рэффи Кэссиди и Натали Портман, с другой - своеобразная история пороков Америки. Тут и массовые расстрелы детей в школах, наркотики и ранняя беременность. Жизнь героини – это, по сути, жизнь страны.

Селеста с сестрой (Стэйси Мартин) жили обычной жизнью подростков, пока на одном из уроков музыки в класс Селесты не вошел одноклассник с автоматом. Девочка выжила и для церемонии прощания с погибшими друзьями написала вместе с сестрой песню. Как часто бывает в сказках, песню услышал продюсер (Джуд Лоу), и у сестер началась новая жизнь.

То, что было рефлексией пережитой трагедии и делалось для того, чтобы отвлечь людей от плохих мыслей, постепенно превращается в бизнес. Девочка с горящими глазами становится уставшей от жизни поп-иконой на грани нервного срыва. В 31 год она - мама девочки-подростка (дочку тоже играет Рэффи Кэссиди), думающая о доходах и принимающая наркотики. Вдобавок ко всем проблемам по иронии судьбы неизвестные, надев точные копии масок из ее видеоклипа, расстреливают людей в далекой Хорватии. Жизнь Селесты стала так далека от творчества, ее два главных кредо: «Первое - это деньги», «Второе - это шоу». Фильм заканчивается грандиозным шоу, на котором зритель помимо всего может послушать сразу несколько новых песен Сии, австралийской поп-звезды, автора бессмертного хита Chandelier, написавшей песни для фильма.

Потому что шоу должно продолжаться.

Материалы по теме

  • Абель Феррара: «Надеюсь, что это последний мой фильм в такой манере»

    15 июля 2014 / Аристон Андерсон

    Икона независимого кино рассказывает о том, почему вам надо «просто пойти, мать вашу, и посмотреть» его новую скандальную драму «Добро пожаловать в Нью-Йорк» – выдуманную историю на основе сексуальных преступлений Доминика Стросс-Кана.

    Комментировать
  • Кинофестиваль «ДОКер» объявил программу фестиваля и состав жюри

    10 мая 2017 / Редакция THR Russia

    Необыкновенный, новаторски снятый и самый трогательный фильм этой весны намерен покорить весь мир и достучаться мягкой лапой до каждого зрительского сердца.

    Комментировать
  • Канны 2018: Чистые глазенки

    21 мая 2018 / Марина Латышева

    Семья, дети, насилие – говорим об итогах Каннского кинофестиваля.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus