Торонто 2018: Кристен Стюарт изображает мальчика

Торонто 2018: Кристен Стюарт изображает мальчика
Кадр из фильма «Джеремая Терминатор ЛеРой»

THR посмотрел на кинофестивале в Торонто три картины, основанные на реальных историях. В одной из них женщинам приходится выдавать себя за мужчин, в другой — воровать государственные секреты, а в третьей мы видим пожилого джентльмена, которого никак не может поймать полиция.

«Джеремая Терминатор ЛеРой» (Jeremiah Terminator LeRoy)

Лора Альберт (Лора Дерн) — эксцентричная писательница, которая выпустила бестселлер «Сара» под псевдонимом Джей Ти ЛеРой. Джей Ти стал для Лоры своеобразным аватаром: она придумала ему биографию, в интернете нашла подходящее фото для обложки книги и раздает интервью по телефону. Однажды ее бойфренд-музыкант (Джим Стерджесс) приводит в гости сестру Саванну (Кристен Стюарт) — девушку андрогинного типа, очень похожую на фото «ЛеРоя», и у Лоры возникает идея: сфотографировать Саванну в образе Джей Ти и отправить в журнал для интервью. Далее Саванна изобразит ЛеРоя на фотосессии, потом сходит на презентацию — под присмотром Лоры в образе агента загадочного писателя. Светское общество очаровано нескладным стеснительным пареньком в странных паричках — девчонки счастливы, шалость удалась. Начавшись как безобидная шутка, афера выходит из-под контроля, когда Саванна-ЛеРой встречается с Евой, режиссером из Франции (Дайан Крюгер), которая хочет экранизовать книгу и сыграть мать ЛеРоя.

Кадр из фильма «Джеремая Терминатор ЛеРой»

Знаете, что самое интересное? Все это — реальная история, приключившаяся в Голливуде совсем недавно. Джей Ти ЛеРой прогремел в литературном мире Америки в 2001 году дебютным романом «Сара», выпустил в общей сложности три бестселлера, переведенных на 20 языков, а в 2006 году выяснилось, что его личность — литературная мистификация. Саванна Кнуп написала книгу «Девочка мальчик девочка: как я стала Дже Ти ЛеРоем», которая и легла в основу фильма Джастина Келли. И у него получилось то, чего так не хватает «Голосу Люкс» и «Смерти и жизни Джона Ф. Донована» Ксавье Долана — снять живое, легкое кино, которое весело и иронично говорит о серьезных вещах.

«Джеремая Терминатор ЛеРой» размышляет о природе славы и популярности, о стремлении жить двойной жизнью и скрываться под разными личинами. Изначально Саванна не хотела становиться ЛеРоем — но постепенно втянулась в эту ложь. Лора, предложив такую мистификацию, не отдавала себе отчета, что ЛеРой действительно заживет своей жизнью — вне ее контроля. Фильм поднимает вопросы — кто ты на самом деле и почему боишься быть собой? Почему притворяться кем-то другим так увлекательно?

Глубинная тема фильма, на самом деле — не столько увлекательность и опасность подменных личин, сколько место женщин в этом мужском мире. Лора ведь не просто так придумывает себе именно мужское альтер эго, да и Ева позже жалуется, как тяжело ей быть режиссером на площадке и что все время приходится быть лучше всех потому, что ты — девочка. Именно поэтому в картине — россыпь блестящих работ актрис, а два активных мужских персонажа — брат Саванны и ее возлюбленный — в основном идут у них на подпевках. Лора Дерн упоительно создает очень нервную травмированную творческую личность, которая буквально гипнотизирует нас своими руками — это едва ли не ее отдельные герои. Как писатель она обожает придумывать персонажей и играть в них — ей одинаково прекрасно удается телефонный ЛеРой и его агент-британка Спиди. С не меньшим счастьем играет свою Саванну и Кристен Стюарт, оттягиваясь на всех сплетнях о своей сексуальной ориентации. Ее героиня внезапно находит свое предназначение в том, чтобы быть подменышем — и начинает путать отношение людей к себе реальной и созданному ей ЛеРою. Сочный образ и у Дайан Крюгер: богемная и циничная львица, беззастенчиво использующая чувства Саванны в своих корыстных целях. И даже у Кортни Лав (совершенно неузнаваемой в картине) маленький проходной персонаж получился ярким и знаковым.

Джастин Келли сделал честный, забавный и безжалостный срез светского и творческого общества — без морализаторства и нравоучений, но проникающий в сердце. Если фильм купят для российского проката — не пропустите его ни в коем случае.

Кадр из фильма «Джеремая Терминатор ЛеРой»

«Код „Красный“» (Red Joan)

Еще одна удивительная реальная история, перенес которую на экран британец Тревор Нанн, ответственный за экранизации шекспировских пьес. 2000 год. Милая пенсионерка, физик в отставке Джоан Стэнли (Джуди Денч) арестована по подозрению в шпионаже для КГБ. Джоан обвиняют в том, что в 40-е годы прошлого века она была завербована Советским Союзом и передала разработки ядерной бомбы британских ученых. Агенты МИ-5 допрашивают божьего одуванчика, и в ходе допроса мы погружаемся в воспоминания Джоан — флэшбеками перед нами разворачивается вся история. Мы видим, как в 1938 году она поступила в Кембридж (молодую Джоан играет Софи Куксон), как познакомилась с еврейскими иммигрантам из России Лео и Соней, как Лео задурил ей голову коммунистическими идеями, как она влюбилась в Лео, как позже стала работать над сверхсекретным британским проектом по разработке ядерного оружия — и далеко не сразу понимаем, виновата ли Джоан в шпионаже или нет.

Кадр из фильма «Код „Красный“

Прототипом Джоан стала Мелита Норвуд, которую арестовали по подозрению в шпионаже в возрасте 83 лет. Поскольку история публичная, а Мелиту прозвали «бабушкой-шпионкой» — тот факт, что она действительно передавала КГБ документы, уже не спойлер. Отсюда картина Тревора Нанна несколько лишена основной интриги и сосредоточена, скорее, не на том, что — а на том, как.

В итоге у режиссера получилась мелодрама о шпионке, которая передавала секреты, чтобы спасти мир. Джоан вышла отважной, но глупой девушкой с добрым сердцем, которая хочет, чтобы среди сверхдержав было соблюдено равновесие сил. Она не сразу соглашается шпионить — и делает это совершенно из благородных порывов. Джоан в фильме много рыдает, спит с мужчинами и теряет от них голову — налицо иллюстрация мысли о том, какими дураками делает любовь умных людей.

Несмотря на слезы и романтику, а также пафосное звучание (сын Джоан бросает ей в лицо: «Ты предатель! Ты не любишь свою страну!»), «Код „Красный“» приятно смотреть. Барышни найдут здесь щекочущие нервы любовные приключения, приправленные государственной тайной, киноманы будут счастливы очередной прекрасной работе Джуди Денч — которая, как всегда, мощна и тянет всю историю на своих плечах. В России вы сможете увидеть ее 18 апреля 2019 года.

«Старик с пистолетом» (The Old Man & the Gun)

Третья реальная история также связана с грабежом — но более приземленным. Обаятельный Форрест Такер (Роберт Редфорд) всю сознательную жизнь грабит банки. На его счету — бесконечные заключения и 16 успешных побегов из тюрем. Сейчас ему 78 лет, и у него есть стиль: все сотрудники всех ограбленных банков описывают Такера как джентльмена, который выглядит счастливым. Поэтому деньги ему отдают едва ли не охотно, пугаясь — но подпадая под очарование. Увы, однажды Такеру не повезло: в момент ограбления одного из банков в нем находился детектив Джон Хант (Кейси Аффлек) с детьми, так что, узнав, что буквально на его глазах произошло преступление, Хант считает делом чести поймать Такера.

Кадр из фильма «Старик с пистолетом»

Дэвид Лоури («Пит и его дракон», «История призрака») снял очень милое атмосферное кино в духе «Поймай меня, если сможешь», стилизованное под 1970-е титрами, цветокоррекцией и углом съемки. Картину делают продуманные диалоги, юмор, выверенный сценарий и блестящий актерский ансамбль. Старая гвардия в лице Редфорда и Сисси Спейсек в роли возлюбленной Такера не играют — живут в кадре. То же делает и Кейси Аффлек, по актерскому таланту давно уже ставший «больше Бена»: у них с Редфордом получился прекрасный солнечный дуэт, подхватывающий энергию друг друга. Компанию актерам составляют Дэнни Гловер, Кит Кэррадайн и даже Том Уэйтс — в маленьких, но очаровательных ролях.

«Старик с пистолетом» — трогательное кино о том, какое счастье приносит человеку дело, которое он любит — пусть это и ограбления банков. И какое счастье приносит другим такой человек: и жертвы, и полицейские говорят о Такере с теплотой и улыбкой, а у детектива Ханта после встречи с ним просыпается вкус к жизни.

Для Роберта Редфорда роль Такера станет последней в кинокарьере: актер решил уйти на покой. По его словам, сюжет «Старика с пистолетом» помог принять такое решение. Такер, рассуждает Редфорд, не боится вновь оказаться за решеткой потому, что ему нравится сбегать и чувствовать себя живым. И Роберт захотел оставить кино именно с таким позитивным и радостным персонажем.

Материалы по теме

  • Торонто 2018: Роберт Паттинсон и Райан Гослинг в космосе

    12 сентября 2018 / Ольга Белик

    А Ксавье Долан заставил Кита Харингтона писать письма 11-летнему мальчику.

    Комментировать
  • Торонто 2018: «Курск» утонул, завод обанкротился

    13 сентября 2018 / Ольга Белик

    А Виола Дэвис заменила Лиама Нисона в ограблении.

    Комментировать
  • Торонто 2018: победит ли «Рома» и на этом фестивале

    14 сентября 2018 / Ольга Белик

    Альфонсо Куарон показал свой венецианский триумф, Натали Портман изобразила Леди Гагу, а Джеффри Райт сразился с волками.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора