Виктору Цою – 50 лет

Виктору Цою – 50 лет

Этот материал был опубликован в третьем номере «The Hollywood Reporter – Российское издание».Сергей Соловьеврежиссер и сценарист фильма «Асса», где Цой впервые спел знаменитую песню «Перемен» Когда я снимал «Ассу», то не понимал, с каким человеком работаю. Я, конечно, отнесся к нему просто как к одному из многочисленных представителей ленинградской андеграундной тусовки. С тех пор мое мнение о нем поменялось кардинальным образом. Некоторые его песни только сейчас до меня доходят. Витино место абсолютно никем не занято и не может быть занято. И не нужно этого ждать! А разговоры про «актуальность и современность» его песен – чушь. Думать об этом даже не хочется. «Актуально и современно» – то, что делается на веки вечные, а остальное – никому не нужное говно. Сергей Лобанрежиссер; в 2011 году вышел его фильм «Шапито-шоу», в одной из новелл которого фигурирует двойник Цоя Виктор Цой вместе с Тимуром Новиковым создали лучшую российскую поп-группу всех времен. Видимо, потому что это были очень адекватные люди, прекрасно разбиравшиеся в современном искусстве. И так как ныне всем очевидно, что дотянуться до группы «Кино» нет ни малейшей возможности, то никто и не пытается. Поэтому мы до последнего времени имели выжженную пустыню в области «сингер-сонграйтерства» и жалкие ростки в области интеллектуальной поп-музыки. Другими словами, существование такой мощной фигуры уничтожило возможность конкуренции в этой области. Рашид Нугмановрежиссер; в 1988-м снял «Иглу» с Цоем в главной роли, а в 2010-м выпустил новую версию «Игла Remix» Виктор никогда не планировал стать профессиональным актером. Тем не менее после «Иглы» мы с ним готовили к съемкам сразу два фильма: один в СССР, другой – с американцами и японцами. Он существовал перед камерой абсолютно органично, не терялся и не фальшивил в любых импровизированных ситуациях. А доказательством успеха стал опрос журнала «Советский экран», по результатам которого Виктор стал лучшим актером 1989 года. На него посыпались предложения сниматься, но он все неизменно отвергал. Это не только было ему неинтересно, но существовал и серьезный риск утраты имиджа. Алексей Учительрежиссер, продюсер; снял документальный фильм «Рок» о питерских музыкантах Для меня Виктор всегда был загадкой. А когда мне что-то непонятно, я начинаю копаться в материале, искать для себя ответы. Поэтому в 1987 году появился фильм «Рок» – хотелось разобраться, что в голове у этих людей из андеграундной тусовки. И так вышло, что все они в целом – и Цой в частности – сильно повлияли на мою судьбу. Многие музыканты того поколения забыты, а Виктора до сих пор боготворят. Он умел иногда запрятать какие-то вещи. Поначалу мне его тексты казались простыми. А теперь, когда вслушиваешься в «Алюминиевые огурцы», например, понимаешь, что в словах скрыт глубокий смысл. Александр Башировактер, режиссер; снимался с Цоем в «Ассе» и «Игле» Честно скажу, во время работы с Виктором Цоем я не сильно был им занят. Занимался своей жизнью – тогда меня то в КГБ забирали, то в милицию. И никогда не возникало ощущения, что вот «я с великим человеком». Думал тогда, что я – великий человек. Ну пел Витя песни, ну молодец. Но и Александр Башлачев был, и Петя Мамонов. Что вообще можно про друзей рассказать? Только ужасы какие-нибудь. Да и музыку тогда в кругу моих друзей не слушали, кино больше смотрели. Я не думал о будущем, мне казалось, что настоящее вечно. Не думаешь же, что ты или кто-то другой будете в анналах истории. Просто тогда было интересно делать что-то вместе, придумывать.

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus