- Главная
- →
Кино- →
76-летняя история Джокера глазами его создателей. Часть I76-летняя история Джокера глазами его создателей. Часть I
Ян КрыловХудожники и сценаристы комиксов рассказали в беседе с THR о том, как с течением времени менялся образ культового злодея.В этом году Джокеру (первое появление персонажа состоялось на страницах Batman #1 в апреле 1940) исполняется ровно 76 лет! В связи со скорым выходом «Отряда самоубийц», где Джаред Лето представит новую интерпретацию коварного арлекина, и долгожданным релизом мультипликационной адаптации легендарного графического романа Batman: The Killing Joke (1988) от сценариста Алана Мура и художника Брайана Болланда THR побеседовал с наиболее известными и уважаемыми авторами DC Comics. Каждый из них поделился своими творческими секретами и мыслями относительно многолетней трансформации этого культового персонажа.
1940-е: Дебют мистера Джея
Джерри Робинсон (01. 01. 1922 – 07. 12. 2011) – легендарный американский художник и создатель Джокера.
Поступив в Колумбийский университет (Нью-Йорк) в возрасте 19 лет, я начал увлекаться не только классической литературой, но и журналами о научной фантастике, что было вполне естественно для представителей молодого поколения того времени. После окончания Великой депрессии в Америке стали популярны фильмы о таких известных преступных авторитетах, как Аль Капоне и Джон Диллинджер. И неудивительно, что в комиксах тех лет Бэтмен чаще всего сражался с отпетыми гангстерами. Именно тогда мне показалось, что Брюсу Уэйну явно не хватает достойного антагониста подобно тому, какими были Мордред для короля Артура или же профессор Мориарти для Шерлока Холмса.
Разрабатывая эскиз классической карты Джокера, я всерьез задумался о роли придворных шутов в истории человечества: ведь они уже давным-давно существовали и при египетских фараонах, и при королевских дворах Средневековья. Имена, которыми мы, как создатели, наделяем своих героев и злодеев, кажутся мне крайне важными. Я назвал его Джокером после того, как нарисовал карточного шута со зловещей ухмылкой на лице. На меня также оказал сильное влияние сборник «Рассказы тайны и воображения» Эдгара Аллана По (издание 1919), подаренный родителями на моё 10-летие. Я остался под огромным впечатлением от потрясающих иллюстраций британского художника Гарри Кларка, где большинство персонажей имели весьма величественный вид и были облачены в странные одеяния. Все эти факторы существенно повлияли на формирование образа моего Джокера.
Однажды мы с Биллом Фингером (сценарист и создатель Бэтмена. — прим. THR) встретились в моей квартире и стали бурно обсуждать, каким же должен быть наш новый злодей. Фингер был страстным почитателем таких представителей немецкого экспрессионизма, как Фриц Ланг и Фридрих Мурнау. Он внимательно посмотрел на мой рисунок и тут же подметил, что шут очень уж напоминает ему актера Конрада Фейдта, исполнившего роль Гуинплена в экранизации романа Виктора Гюго «Человек, который смеется» (1928).
Билл посоветовал мне придать внешности Джокера выразительные черты Гуинплена, чтобы сделать его более гротескным и экстравагантным.
В конечном счете нам удалось добиться того, что Джокер стал в корне отличаться от всех злодеев, ранее существовавших в комиксах: бледный призрак в фиолетовом гангстерском костюме с зелеными волосами и кровавой улыбкой на лице. Мы превратили его в изобретательного убийцу и эксцентричного шута, обладающего безграничной фантазией и своеобразным чувством юмора. Джокер – самый настоящий психопат, который ни при каких обстоятельствах не признает себя виновным и всем существом ненавидит этот мир за то, что никто не может принять его таким, какой он есть. Вот поэтому он оставляет своим жертвам особую игральную карту, как напоминание о себе. Мы с Фингером специально решили не вдаваться в подробности, связанные с его происхождением, дабы не лишать этого клоуна некой ауры таинственности.
Когда мы впервые представили Джокера в Batman #1, то хотели сделать акцент на том, что все действия и поступки этого безумца абсолютно противоречат любому здравому смыслу. Лично нам с Биллом он очень импонировал, но мы совсем не знали, какой прием окажет ему широкая публика и даже всерьез намеревались показать смерть Джокера в конце сюжета. Тем не менее, наш мудрый редактор Уит Эллсуорт убедительно настоял на том, чтобы мы этого не делали, ведь, по его словам, было бы просто глупо избавиться от такого отличного злодея раньше времени. Оставив Джокера в живых, перед нами вдруг внезапно открылась уникальная возможность ещё глубже погрузиться в психологию этой неоднозначной личности.
Вот уже прошло более семидесяти лет, и мне по-прежнему приятно осознавать, что мы с Биллом всё-таки сумели создать нашего Джокера и тем самым подарили возможность всем последующим поколениям сценаристов и художников продолжить дальнейшее развитие этого феноменального персонажа».
Примечание: эксклюзивное интервью с мистером Робинсоном, которое он любезно дал нам во время «Комик-Кона» в Сан-Диего (22 июля 2011 года), было одним из последних в его карьере. Через полгода отца Джокера не стало…
Комиксы, которые следует прочитать:
Batman #1 – 37, #44, #52 – 53
(1940 – 1949)
Detective Comics #45, #60 – 64, #76, #137 – 138, #149, #168, #180
(1942 – 1952)
1970-е: Носитель хаоса
Сценарист Деннис О’Нил .
60-е оказались для Джокера далеко не лучшим временем. Неудачная интерпретация злодея в исполнении актера Сизара Ромеро (телесериал «Бэтмен», 1966 – 1968 годы) и неверная трактовка персонажа в комиксах превратили его в какое-то посмешище и жалкую пародию на самого себя. Вот почему мы с художником Нилом Адамсом решили во что бы то ни стало вернуть Джокера к его корням и осуществить полную перезагрузку принца преступности.
В сюжете The Joker’s Five-Way Revenge он предстает перед нами как нигилист и безжалостный серийный убийца. Он похож на кровожадную акулу, которая постоянно ищет новых жертв. В современных условиях Джокера следует рассматривать, как более беспощадную версию Ганнибала Лектера – гениального мерзавца, которого ни в коем случае нельзя недооценивать. Ты никогда не знаешь, что происходит внутри его безумного разума. На первый взгляд это может показаться не столь очевидным, но он намного умнее Брюса Уэйна, хотя по всем физическим параметрам изрядно ему уступает. Бэтмен – доблестный рыцарь и рационалист, искренне верящий в силу закона и справедливость, а Джокер – чистое олицетворение анархии и хаоса.
Художник Нил Адамс.
Мне очень нравилось рисовать Джокера, ведь, в отличие от многих других персонажей комиксов, у него есть собственное чувство стиля, с которым уж точно никто не может сравниться. Этот плут позволяет себе делать всё, что ему заблагорассудится, и его не мучают никакие угрызения совести. У Джокера всегда припрятан туз в рукаве: убив кого-то, он одерживает верх, а если ему суждено умереть от рук человека, потерявшего над собой контроль, то и в таком случае победа всё равно остается за ним. На мой взгляд, именно Хит Леджер лучше всех сумел воплотить философию этого сумасшедшего чудака в фильме Кристофера Нолана «Темный рыцарь» (2008). Я считаю, что он вполне заслуженно получил свой посмертный «Оскар» за эту непростую роль.
Сценарист Стив Энглхарт.
Когда я прописывал характер Джокера, то часто отсылался к комиксам Джерри Робинсона и Денниса О’Нила, в которых он был представлен как хладнокровный убийца и хитроумный властитель дум. Но мне захотелось ещё глубже проникнуть в подсознание этого злодея и попытаться приспособить его к современным реалиям. Джокер настолько многогранная личность, что его интерпретациям просто нет предела. Этому сумасшедшему лунатику ничего не стоит убить случайного прохожего только лишь для того, чтобы вдоволь насладиться его мучениями.
Для меня было крайне важно показать резкий контраст между Бэтменом и Джокером. Брюс Уэйн испытал за всю свою жизнь множество психологических проблем, но это ни в коей мере не помешало ему оставаться порядочным человеком. Джокер же начисто лишен любых моральных устоев и символизирует собой всё самое наихудшее и порочное, что скрывается в темных переулках Готэма. Уэйн прекрасно понимает, что если он уничтожит Джокера, то навсегда нарушит собственную клятву: никогда никого не убивать. Поэтому Брюс ни в коем случае не должен позволить своему заклятому врагу свести себя с ума.
Художник Маршалл Роджерс (22. 01. 1950 – 24. 03. 2007).
Мне нравится старая традиция из комиксов, которую когда-то заложил Джерри Робинсон: Джокер способен выживать при любых обстоятельствах, будь то последствия страшного взрыва или же падение с огромной высоты. Он обладает какой-то необъяснимой способностью обманывать саму смерть. Каждый раз, когда он выбирается из подобных перипетий, то становится совершенно другой личностью. Мертвенно-бледный цвет лица этого злодея делает его очень похожим на зомби, а неподвижная ухмылка способна вызвать неподдельный страх у всех будущих жертв.
В поисках вдохновения я частенько поглядывал на фотографию Гуинплена из фильма «Человек, который смеется», висевшую в то время в моем офисе. Мне не раз доводилось гримасничать перед зеркалом для того, чтобы лучше понять, что из себя представляет Джокер. Однажды, одной бессонной ночью, работая над очередным выпуском Бэтмена, мой близкий друг и коллега Стив Энглхарт неплохо подметил, что когда я нахожусь в состоянии жуткого нервного стресса, то буквально становлюсь таким же безумным и заводным, как сам Джокер.
Комиксы, которые следует прочитать:
“The Joker’s Five-Way Revenge” – Batman #251; #260, #321
(1973, 1975, 1979)
“The Laughing Fish & Sign of The Joker” – Detective Comics #475 – 476
(1978)
Batman: Dark Detective #1 – 6
(2005)
1980-е: Готэмский потрошитель
Сценарист и художник Фрэнк Миллер.
Трактовка Джокера в The Dark Knight Returns идет в полный разрез со взглядами многих предыдущих авторов. Этот урод подобен отвратительной и свирепой гиене, которая мертвой хваткой цепляется в свою жертву и не оставляет ей ни единого шанса на выживание. В моем комиксе Брюс Уэйн проходит через нелегкий путь духовного возрождения после десятилетнего отсутствия в Готэме. На протяжении всего этого времени Джокер пребывает в состоянии глубокой депрессии, ведь без Бэтмена его жизнь теряет всяческий смысл. Когда герой вновь объявляется в городе, то своим появлением он как бы провоцирует этого психа возобновить преступную деятельность.
Этот мерзкий ублюдок получает невообразимое удовольствие от одной лишь мысли, что его грязные поступки причиняют сильную боль Брюсу. В их напряженной финальной схватке Джокер, подобно дьяволу-искусителю, пытается вынудить Бэтмена отказаться от своих моральных принципов и вытащить наружу всё самое темное, что таится в глубине его израненной души. Но здесь вся ирония заключается в том, что так и не сумев вывести Уэйна из себя, Джокер, подобно самураю, собственноручно сворачивает себе шею, таким образом наконец-таки избавив Готэм от своего нелепого существования.
Художник Брайан Болланд.
При создании визуальной части Batman: The Killing Joke я оглядывался на сюжет The Man Behind The Red Hood! (Detective Comics #168; 1951) и фильм Дэвида Линча «Голова-ластик» (1977), который просто сразил меня причудливыми персонажами, странными декорациями и весьма экстравагантным черно-белым видеорядом. Мы с Аланом Муром (британский сценарист) пытались наделить Джокера положительными качествами, которыми он обладал вплоть до того дня, когда произошла его безвозвратная трансформация из Красного колпака в бездушного и бессердечного негодяя. Я хотел правдиво передать тот ужас и отчаяние, которые довелось испытать Джокеру из-за сильнейшего нервного срыва, вызванного полным крахом его семейной жизни.
Вот почему ему так нравится причинять страдания людям и с садистским наслаждением наблюдать за тем, как вдребезги разбиваются чужие судьбы. Алан даже специально придумал для нашего комикса отличный музыкальный номер («The Looney Song»), который весьма точно раскрывает всю сущность Джокера.
Джокер всегда приходит ниоткуда и уходит в никуда. Он появляется именно тогда, когда вы меньше всего этого ждете. Несмотря на то, что они с Брюсом Уэйном заклятые враги, между ними всё же прослеживается определенное сходство: каждый из них пережил свою страшную трагедию (у одного – гибель родителей; у другого – распад потенциальной семьи), которая предопределила их дальнейший жизненный путь. Поэтому Алан сделал финальную сцену такой провокационной: созидатель-герой и разрушитель-злодей вместе насмехаются над абсурдностью человеческой жизни. В конце сюжета Бэтмен предлагает Джокеру остановить их вражду и объединиться для достижения более благих целей, но клоун категорически отвергает эту мысль, прекрасно понимая, что его бесчисленным грехам нет и не может быть прощения.
Сценарист Джим Старлин.
Когда я писал A Death in the Family, то пытался довести Джокера до критической точки и превратить его в сущего безумца, который никогда и ни в чем себе не отказывает. К примеру, в понедельник он распространяет ядовитый газ смеха по всему Готэму, в cреду заключает сомнительную сделку с местным террористом, а в воскресенье берет в плен Робина (Джейсон Тодд) и просто так, шутки ради, до смерти избивает его металлическим ломом. Жестокость Джокера не знает границ и настолько сводит читателей с ума, что у них в голове возникает правомерный вопрос: найдется ли когда-нибудь такой смельчак, которому окажется под силу наконец-таки замкнуть эту кровавую цепь убийств?
Хладнокровная расправа Джокера над Робином вынуждает Брюса заново пережить ту неимоверную боль, которую он испытал в далеком детстве, когда преступник Джо Чилл лишил жизни его любимых родителей. В память о погибшем друге Уэйн помещает костюм Джейсона в специальную стеклянную витрину, установленную в Бэт-пещере, и дает себе зарок стать ещё более беспощадным и бескомпромиссным в своей вечной борьбе с преступностью. Мне хотелось бы только добавить, что саму идею с монументом, воздвигнутым в честь Робина, я позаимствовал у Фрэнка Миллера из его комикса The Dark Knight Returns».
Комиксы, которые следует прочитать:
The Dark Knight Returns #1 – 4
(1986)
Batman: The Killing Joke
(1988)
“A Death in the Family & The Return of the Joker” –
Batman #426 – 429; #450 – 451
(1988 – 1990)
Материалы по теме
Подлинная история встречи Бэтмена и Супермена. Часть первая
17 марта 2016 / Ян КрыловВ преддверии выхода фильма «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» THR изучил историю рождения 2 главных супергероев комиксов, их последовавшего знакомства и дружбы.
КомментироватьПодлинная история встречи Бэтмена и Супермена. Часть вторая
24 марта 2016 / Ян КрыловTHR продолжает знакомить читателей с совместными подвигами Бэтмена и Супермена на страницах комиксов.
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: