«Земля будущего» с Джорджем Клуни. Если наступит завтра

«Земля будущего» с Джорджем Клуни. Если наступит завтра
Постер фильма «Земля будущего»

Однажды простая девочка находит ничем не примечательный значок с буквой T, который отдаленно напоминает логотип Супермена. Стоит взять его в руки, и с тобой начинают происходить странные вещи — ты вдруг попадаешь в некий то ли фантастический, то ли галлюциногенный мир.

На память тут же приходят нетленные строчки из Льюиса Кэрролла. «Все чудесатее и чудесатее», — подумала Алиса, оказавшись в Стране чудес. Главную героиню «Земли будущего» зовут, однако, не Алисой, а Кейси (Бритт Робертсон, и удивляют в этом чудесном мире будущего вовсе не говорящие кролики, которые носят при себе карманные часы, а то, что он поразительным образом напоминает Диснейленд, разросшийся до размера мегаполиса.

Вскоре оказывается, это не будущее, а параллельная вселенная, куда были отправлены лучшие умы человечества в слабой надежде, что там, в новом мире, человечество не наломает дров и научится наконец жить достойно — без войн, атомных бомб, терроризма и прочих гадостей. Гигантский парк аттракционов — всего лишь ширма, за которой ученые пытаются выстроить идеальный город, идеальное государство, идеальный мир.

Каким образом и почему простой девочке попал в руки значок, дающий пропуск в этот неведомый мир? Чтобы понять это, ей приходится разыскать в полузаброшенной и, кажется, необитаемой вилле угрюмого отшельника-изобретателя Фрэнка Уокера (Джордж Клуни). Он нелюдим, сварлив и смотрит на мир скептическим взглядом. Однако странный значок, который Фрэнк видит у Кейси, мгновенно меняет его отношение к ней.

И в этот момент в особняк врывается смутный тип, вооруженный лазерной пушкой. Герои успевают спрятаться в ванной, которая на поверку оказывается чем-то вроде вагонетки космических американских горок. Этот космический лифт движется со скоростью света, отправляя Кейси в полную неизвестность. Приключения начинаются.

Поначалу может показаться, что перед нами и не фильм вовсе, а рекламный ролик диснеевских парков аттракционов, разросшийся до полного метра. Здесь даже покрытый плющом особняк, в котором обитает герой Джорджа Клуни, напоминает дом с призраками, где дети визжат от страха. Но разве не с аттракционов, разве не с ярмарки начинался кинематограф? В первые годы ему, конечно, за это очень сильно доставалось: мол, посмотрите, какое это низменное развлечение, — воротили нос интеллектуалы в начале прошлого века.

Лишь огромный талант и нахальство иных режиссеров помогли убедить этих снобов в обратном. Вспомним, что в «Кабинете доктора Калигари» Роберта Вине, шедевре немецкого экспрессионизма, и в «Верном сердце» Жана Эпштейна, ключевой картине французского импрессионизма, ярмарка является важнейшим местом действия, которое определило во многом драматургию истории и даже движения камеры.

Кинематограф вообще очень близок к ярмарочным развлечениям. Его сущность — это аттракционы, фокусы иллюзиониста, захватывающий круговорот движения. Если рассматривать «Землю будущего» с этого ракурса, то получится, что фильм Берда — наглядная демонстрация того, какой путь прошел кинематограф за свою более чем 100-летнюю историю. Прогресс впечатляет.

«Земля будущего» только на первый взгляд кажется фантастическим фильмом. На поверку это не фантастика, а ретро-футуризм: картина пропитана ностальгией по детству, по эстетике снятых на Technicolor лент 1950-х. Так что совсем не случайно рабочим названием фильма была цифра «1952». Город-аттракцион будущего с его теряющимися в облаках шпилями башен и причудливой архитектурой очень напоминает иллюстрации фантастических романов из первой половины XX века. В такой ретро-футуристичной эстетике есть особая притягательность — вспомним дизайн космической станции из «Элизиума» Нила Бломкампа.

Это, конечно, не значит, что от «Земли будущего» не стоит ждать ничего, кроме виртуозного упражнения в спецэффектах. Вспомним, что тот же Берд снял мультфильм о крысе и ее кулинарных талантах под названием «Рататуй», который неожиданно завершался таким пронзительным монологом, что при желании его можно счесть лучшей в мире притчей о критиках. Так что Брэд Берд вполне в состоянии нас вновь удивить.

Не исключено, что «Земля будущего» окажется эдакой подростковой, облегченной версией «Интерстеллара», — сложно не заметить, что между сюжетами фильмов есть ироничные переклички. Героиня картины Берда тоже открывает за ширмой аттракционов таинственную лабораторию и выясняет, что ее задача — ни много ни мало спасти целый мир. Но в отличие от Кристофера Нолана Берд точно не будет тратить экранное время на философские занудства. Ему куда приятнее создать впечатляющий аттракцион и пригласить своих зрителей с ветерком на нем прокатиться.

«Земля будущего» (Tomorrowland) / США, 2015 г., 130 мин. Режиссер: Брэд Берд. В ролях: Джордж Клуни, Бритт Робертсон, Джуди Грир, Хью Лори, Кэтрин Хан, Тим МакГроу, Алийа О’Брайен. В прокате с 21 мая («Уолт Дисней Компани СНГ»)

Материалы по теме

  • Читайте в февральском номере

    23 января 2013 / Редакция THR Russia

    Содержание свежего номера журнала «The Hollywood Reporter – Российское издание», поступающего в продажу во вторник, 29 января.

    Комментировать
  • Новое видео: «Нимфоманка»

    04 ноября 2013 / Редакция THR Russia

    Очередной клип из нового фильма Ларса фон Триера появился в Сети, и в нем еще больше обнаженки, чем в предыдущих.

    Комментировать
  • «Снайпер» с Брэдли Купером. Жизнь после смерти

    03 марта 2015 / Алекс Бен Блок

    Чтобы стать десятым актером в истории, которого три года подряд выдвигают на премию «Оскар», Брэдли Купер приобрел права на мемуары ветерана иракской войны Криса Кайла, поправился на 18 кг и научился жевать табак, как заправский вояка. THR выяснил, как рождался проект, почему Стивен Спилберг уступил режиссерское кресло Клинту Иствуду и чем Кайл так заинтересовал Голливуд.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus