Рецензия: «Соль Земли»

Рецензия: «Соль Земли»
Кадр фильма «Соль Земли»

«Соль Земли» нужно показывать всем политикам прежде, чем они будут принимать какие-либо глобальные решения. И всем руководителям крупных корпораций. Да что уж там, вообще всем жителям Земли.

Крупнейший фотожурналист мира Себастьян Сальгадо, который объездил со своей камерой самые страшные — и прекрасные — уголки нашей планеты, вместе с режиссерами шаг за шагом вновь проходит свой творческий путь. От тех дней, когда он впервые взялся за фотоаппарат и начал снимать все подряд — от свадеб и ню до портретов своей жены — до момента, кода он понял, что его взгляд на планету может что-то изменить.

Его путь лежал сквозь джунгли Амазонии по нетронутым цивилизацией землям, он прошагал тысячи километров с кочевниками и индейцами, мигрировал с беженцами и умирающими от голода и обезвоживания жителями Африки, путешествовал с врачами без границ, наблюдая за десятками, сотнями смертей и запечатлевая их.

Каждое его путешествие, длившееся по нескольку лет, приносило нескончаемые мотки пленки с кадрами, от которых невозможно оторваться — и на которые нельзя смотреть без боли и слез.

Фотографии Себастьяна Сальгадо сами по себе говорят куда лучше любых слов. И для очень сильного эффекта на зрителя в документальном кино вполне можно было бы ограничиться просто слайд-шоу с комментариями автора. Но режиссеры не стремились пролистать его работы. Они решили пойти дальше и заглянуть в жизнь фотографа — и помог в этом соавтор и сорежиссер Вима Вендерса, сын Себастьяна Джулиано.

Благодаря включению семейного, бытового контекста в эту историю, она перестает быть плоской и чисто морализаторской. За образом смелого и бесстрашного отца, который бросается в самое пекло в поисках сюжета, встает сын, проживший всю жизнь с матерью. Для него Себастьян Сальгадо остался далеким супергероем, который раз в пять лет приезжал домой, но лишь для того, чтобы в скором времени снова уехать в неведомые земли. И который никогда не был отцом. Для Джулиано — это попытка примкнуть к корням, к истокам семьи. И стать ближе к родному отцу и к деду.

За мужчинами трех поколений встает образ сильной и бесстрашной женщины, которая хоть и остается большей часть за кадром, но восхищает ничуть не меньше, чем ее муж. Лелия не только стала двигателем карьеры Себастьяна, его полноценным менеджером, опорой, главой семьи — она же своими руками возродила земли на ферме Сальгадов Бразилии. Еще лет 15 назад казалось, что на высохших холмах больше никогда ничего не вырастет, но благодаря ее заботе они превратились в настоящий оазис, который сегодня носит название «Институт Земли». Сегодня именно эта земля поддерживает в 70-летнем фотографе жизненные силы и энтузиазм. Наблюдение за тем, как растут деревья, которые еще вчера были зернами, подарило ему веру и повернуло его фотографический взгляд от бед человечества к красоте и загадкам природы.

От фоторепортажей из горячих точек Себастьян после долгого перерыва и переосмыслениясвоей цели перешел к фотографиям дикой природы, а от рассказов об ужасах планеты — к ее спасению. Так что на счет одного из величайших фотожурналистов мира можно смело записать не только серьезнейшую пропагандистскую деятельность, но и возрождение экосистемы на сотню гектаров Земли. «Соль Земли» — это тоже своего рода попытка Вендерса перейти от мысли к действию. Поделиться тем, что его тронуло до глубины души с миром и, может, пробудить в ком-нибудь острое желание если не бросить все и поехать в Африку или тушить пожары, так хотя бы посадить дерево.

Соль Земли /The Salt of the Earth/ Бразилия, Италия, Франция, 2014, 110 мин. Реж.: Вим Вендерс, Джулиано Рибейро Сальгадо. В ролях Себастьян Сальгадо, Вим Вендерс, Джулиано Рибейро Сальгадо. В прокате с 16 октября («Премиум Фильм»)

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus