Рецензия: «Хотел бы я быть здесь»

Рецензия: «Хотел бы я быть здесь»
Кадр из фильма «Хотел бы я быть здесь»

Начинается этот, казалось бы, поучительный фильм о бремени ответственности и надобности взрослеть весьма неожиданно - с лесной пробежки Железного человека в сопровождении летающего аппарата наподобие R2D2 из «Звездных войн». Такие периодические затмения (или просветления) происходят в мозгу неудачливого актера Эйдана Блума (Зак Брафф).

Эйдан много лет назад сыграл в рекламе шампуня от перхоти и с тех пор безрезультатно посещает актерские пробы и прослушивания. Между тем забота о двух его детях почти целиком переложена на плечи родных. Отец Эйдана, микробиолог на пенсии (Мэнди Патинкин), оплачивает их учебу в частной школе с еврейским уклоном. Жена Эйдана, Сара (Кейт Хадсон), просиживает в конторе по водоснабжению, занося цифры в столбцы. Когда-то она поддерживала мечту Эйдана о карьере лицедея, но теперь срок годности мечты подходит к концу – как и ее терпение.

У отца Эйдана находят рак легких, и он отказывается оплачивать дальше школу для внуков. Cтановится ясно, что Эйдану пора браться за ум и обеспечивать семью. Воспитывать Эйдану приходится не только своих детей – но и своего младшего брата Ноя (Джош Гад). Ной, некогда одаренный программист, теперь живет анахоретом в трейлере с задернутыми шторами и озабочен костюмом для посещения Comic-Con больше, чем новостью о том, что отец находится на смертном одре.

Зак Брафф, режиссер и исполнитель главной роли, абсолютно не скрывает того, что под Вуди Алленом себя чистит. Дебютная картина Браффа 10-летней давности, инди-драма «Страна садов» (Garden State), получила сравнения с фильмами «Энни Холл» и «Манхэттен». А еще за 10 лет до этого совсем юный Зак сыграл первую роль у Аллена в фильме «Загадочное убийство в Манхэттене».

Эпигонов нью-йоркского комика в современном независимом американском кино хватает. И в «Хотел бы я быть здесь» эксцентричный юмор балансирует на фоне закатов западного побережья и норовит скатиться в депрессию. Согласно завету духовного отца, Брафф выступает в роли еврея-агностика и обильно юморит на тему раввинов – дети Эйдана, конечно же, ходят не в обычную частную школу, а в ешиву.

Но интереснее здесь, согласно сюжету фильма, те моменты, где Брафф пытается быть самим собой и брать ответственность за фильм на себя. Он находит яркие цветовые решения в, казалось бы, одноцветной по определению сандэнсовской драме о взрослении – пусть даже путем одевания париков токсичной окраски. Более того, Брафф как-то походя, и совсем не боясь огрести по шапке, шутит про Аль-Каиду, офисные сексуальные домогательства и обязательную роль Отелло для афроамериканских актеров. Более того, почти все эти шутки работают, даже в среде, нагруженной сентиментальными моментами и беседами о религии и смерти.

Работает здесь и сама атмосфера Лос-Анджелеса, которой пропитан фильм – неряшливая, хаотичная и донельзя расслабленная. Именно эта территория была враждебной для Вуди Аллена, который считал, что местные жители делают из мусора телешоу. А Зак Брафф, уроженец Нью-Джерси, на Западе из тамошнего мусора слепил рыхлую, недоделанную, но по своему обаятельную инди-драму с назидательным пафосом, который совсем не коробит. Этой атмосферой, судя по всему, проникся и актерский ансамбль - от совсем малолетних его участников до таких патриархов, как Мэнди Патинкин. Ведь почему-то именно летняя расслабленная атмосфера мерного шелеста за кормою и полуденного солнца наиболее удачно воспитывает и внушает человеку самодисциплину и решительность, не так ли?

«Хотел бы я быть здесь» (Wish I Was Here). США, 2014, 106 мин. Реж. Зак Брафф. В ролях: Зак Брафф, Джош Гад, Кейт Хадсон, Эшли Грин, Джои Кинг, Мэнди Патинкин. В прокате с 24 июля («Парадиз»).

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus