Рецензия: «Стражи Галактики»

Рецензия: «Стражи Галактики»
Постер к фильму «Стражи Галактики»

Супергеройское кино уже давно перешагнуло грань, отделяющую поджанр массовой культуры от негласного кинематографического братства, которое, несмотря на следование самым обычным правилам рынка, никогда не забывает о своей гордой обособленности. Одним словом, образовалась самостоятельная жизнь внутри огромного организма под названием киноиндустрия. Высокобюджетные блокбастеры, эпические философские притчи, сериалы, пародии, сатиры, рефлексивные драмы — какими только проектами за все это время не разрасталось супергеройское кино. И сейчас, как бы странно или преждевременно это не звучало, подобные изменения претерпевает кабельное ТВ. Старички переживают последние сезоны, а новые проекты берут скорее количеством, а не качеством. Секс, кровь, немного драмы, предсказуемая интрига и приглашенная звезда, чтобы хоть как-то выделяться на фоне конкурентов. О каком-то кризисе идей говорить, конечно, рано, но небольшая пробуксовка ощущается уже сейчас. Упрек ли это? Ни в коем случае. Есть ниша — надо заполнять.

«Стражи Галактики» могли стать если не глотком свежего воздуха во всей этой поп-культурной мешанине, то хотя бы временным пристанищем, где можно отдохнуть от нагромождения супергеройских условностей. Речь, безусловно, не о новом витке комиксового кино. Для этого есть «Темные рыцари» Кристофера Нолана и новые «Люди Икс» с красно-синей Мистик, показательно замирающей на фоне американского флага. «Стражи» перед собой глобальных целей не ставили, но выполнение других, не менее важных задач, им было под силу. Но все опасения, к сожалению, оправдались. Слабый сценарий превратил легких, непосредственных и искрящихся задором «Стражей» в утомительный детский утренник.

После прощания с матерью, в память о которой у Питера Куилла (Крис Пратт) остается только кассетный сборник музыкальных хитов 70-х, юного героя утащит на свой корабль космический пират Йонда Удонта (Майкл Рукер). Под его крылом некогда ранимый мальчик превращается в хитрого и предприимчивого охотника за сокровищами. Однажды Куилл похищает таинственный артефакт, на который претендует могущественный Ронан. Возникает конфликт интересов: первый за счет артефакта хочет обогатиться, а второй с его помощью стать властелином Галактики, доказав своему отцу Таносу (еще одному антагонисту) свою злодейскую состоятельность.

Помочь Ронану берутся его сестры: Небула и Гамора (Зои Салдана). Героиня Салданы — приемная дочь того самого Таноса. Он убил ее биологических родителей, приютил девочку и вырастил из нее совершенного убийцу. В итоге Гамора отправляется на поиски Куилла, за которым, помимо семейки Таноса, охотятся ворчливый енот Ракета и древообразный гуманоид Грут. Над зверьком в свое время экспериментировали, уничтожив и воскресив его с помощью кибернетических имплантатов, а древесный напарник енота, помимо недюжинной силы, отличается ограниченным словарным запасом, состоящим из трех слов: «Я есть Грут». В итоге шайка оказывается в тюрьме. Там она объединяется вместе с жаждущим мести Драксом Разрушителем (Дэйв Батиста), жена и ребенок которого погибли от рук Ронана, и выступает против главного злодея.

Грузануло? То ли еще будет. Незнакомые с комиксом зрители некоторое время будут недоумевать: генеалогическая путаница, дети, восстающие против отцов, приемные родители, пытающиеся убить свои отпрысков, хрупкие альянсы, переменчивые мотивы — материала тут хватит на несколько разножанровых проектов. И чем сильнее концентрируешься на истории, тем меньше удовольствия получаешь от фильма. Благо, сценаристы довольно быстро поняли свою ошибку и с присущей им ветреностью отпустили ситуацию, развязав тем самым руки режиссеру.

Но Ганн предоставленной свободой распорядиться сумел лишь частично. Сосредоточившись на визуальной составляющей фильма, он благополучно забыл о главном козыре «Стражей» — его героях. У всех персонажей есть своя биография, история и уникальный внешний вид. Но полноценные образы в руках создателей превратились даже не в простенькие характеры, а в кучку мельтешащих сгустков настроения. Чего уж говорить, если в одном Майкле Рукере (Мэрл из «Ходячих мертвецов») актерского обаяния было больше, чем у мелькнувших на секунду Джона С. Райли и Бенисио Дель Торо вместе взятых.

И если предыдущая комедия режиссера «Муви 43» была построена исключительно на несмешных сортирных шуточках, то в «Стражах» эта скабрезность коснулась сентиментальных сцен. Иной раз складывается впечатление, будто кто-нибудь из героев если не лопнет от раздувшегося пафоса, то хотя бы рассмеется, чтобы разрядить обстановку. В одном эпизоде на эту тему даже пошутят. При этом «Стражи Галактики» вовсе не лишены самоиронии. Даже наоборот. Герои частенько острят и подтрунивают друг над другом. И если бы не напускная серьезность, опускающаяся на лица персонажей в самый неподходящий момент, претензий к фильму было бы гораздо меньше.

В чем «Стражи» действительно хороши, так это в насыщенном визуальном ряде. Кислотные желто-салатовые цвета, многочисленные планеты, различные декорации, расы и виды кораблей — все детали проработаны досконально. И это не говоря о зрелищных экшн-сценах, которые связывают переходы из одной локации в другую, и гармонично вплетенного саундтрека, перекликающего с происходящим на экране действием. Довольными останутся и поклонники фантастических боевиков 80-х. Тюрьма, бары, космолеты, космические бои — туристический курс межгалактического туриста «Стражами» пройден успешно.

И если бы создателям удалось разбавить свой фильм хотя бы небольшой долей непосредственности и того здорового пофигизма, с которым авторы комикса собирали группу разношерстных героев, «Стражи» с лихвой компенсировали бы по меньшей мере половину своих недостатков. Но в итоге получился визуально насыщенный, но под конец изматывающий супергеройский аттракцион.

«Что дальше будем делать: что-нибудь хорошее, что-нибудь плохое или как пойдет?» — спрашивает Куилл. «Тебе решать, Звездный Лорд», — отвечает Гамора. «Или как пойдет».

Стражи Галактики /Guardians of the Galaxy/ США, 2013, 78 мин. Реж.: Джеймс Ганн. В ролях Крис Пратт, Зои Салдана, Дэйв Батиста, Вин Дизель, Брэдли Купер, Ли Пейс, Майкл Рукер, Карен Гиллан, Джимон Хонсу, Джон Си Райли, Бенисио Дель Торо. В прокате с 31 июля («Уолт Дисней Компани СНГ»)

Материалы по теме

  • Никита Михалков переизбран на пост председателя Союза кинематографистов

    20 марта 2013 / Редакция THR Russia

    361 из 422 присутствовавших делегатов проголосовали за кандидатуру нынешнего председателя организации.

    Комментировать
  • Джастин Лин поставит новый фильм о Джейсоне Борне

    11 ноября 2013 / Редакция THR Russia

    Режиссер последних четырех «Форсажей» получил в свои руки еще одну хлебную франшизу от Universal.

    Комментировать
  • Рецензия: «Отвязная Калифорния»

    12 июля 2014 / Фрэнк Щек

    Несмотря на отличную игру молодых актеров, фильм Марко Вебера выглядит бледно на фоне средненькой подростковой драмы.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus