Рецензия: «Навстречу шторму»

Рецензия: «Навстречу шторму»
Постер к фильму «Навстречу шторму»

Этот материал был опубликован в августовском номере «The Hollywood Reporter – Российское издание».

Хорошо в американском городке Сильверстоун в конце мая, но не видно радости на лицах отдельных его жителей и гостей. Школьник Донни в канун выпускного страдает из-за того, что ему уделяют маловато внимания родной отец (замдиректора школы) и одноклассница с выдающейся грудью.

Папа, в свою очередь, тоскует по давно умершей жене, живет прошлым, но старается держаться молодцом и экономит на эмоциях — в первую очередь на родительских. А фигуристой однокласснице не дает покоя экологическая угроза, которую таит в себе заброшенная целлюлозная фабрика.

Колесящий в окрестностях на специально оборудованном броневике документалист Пит зарабатывает на жизнь съемками торнадо. Но приличного объекта ему не попадалось давно — все-таки не каждый год случается профессиональный праздник, подобный урагану «Катрина». Остается срывать горечь на сопровождающей его мобильный отряд научной ассистентке. Той, опять-таки, тоже есть из- за чего нервничать: постоянные командировки не позволяют чаще видеться с пятилетней дочуркой…

Одним словом, на первых порах картина выглядит концептуально нудной, как сама жизнь, историей об отношениях. И вот на горизонте темнеет, воздушные потоки скручиваются в штопор, ветер усиливается, первые дождевые капли быстро сменяются градинами размером с бильярдный шар. В известной аскетичности драматургии угадывается не слишком твердая, но уже набитая рука молодого сценариста Джона Сьютнема.

В новом фильме перед ним поставлены те же стратегические задачи, что и в предыдущем проекте «Шаг вперед: Все или ничего». Простенькие сюжетные постройки требуются исключительно для того, чтобы связать между собой ударные номера развлекательной программы. В «Шаге» это танцы с геометрически прогрессирующим количеством двойных тулупов и па. В «Навстречу шторму» — соответственно, торнадо. Один торнадо средней руки, второй помощнее, на правах главного блюда — коллективное выступление: «Господи, Пит! Их пять, шесть, семь!»

Режиссер Стивен Куэйл (смонтировал «Бездну» Джеймса Кэмерона, выпустил документальный фильм о ее съемках и поставил пятый «Пункт назначения» — не худший из франшизы и определенно самый кровавый) выгуливает стихии с удалью и размахом. В порядке разминки разносит в щепу амбары, затем переключается на городские районы и наконец добирается до аэропорта.

Сцена с хаотическими танцами лайнеров, подхваченных вихрем с взлетной полосы, сделала бы честь лучшим жанровым образцам. Да и техника «мокьюментари» (а всякий герой, понятно, норовит снять происходящее на мобильный) оказывается к месту, что не про каждый фильм можно сказать.

Что незыблемо среди беснующихся воздушных потоков, так это голливудские мелодраматические штампы, торчащие по сюжету островками стабильности. Буря мглою небо кроет, ветер крепчает, но нет ни малейших сомнений в компиляции финальных объятий — предопределенных, как смерть в «Пункте назначения». На смертников в картине тоже, впрочем, можно уверенно делать ставки: единственный более или менее отрицательный персонаж совершает дурной поступок, раскаивается (в удачно оказавшейся в окрестностях церкви, не тронутой избирательной стихией) и жертвует собой в рамках искупительного подвига — строго по секундомеру.

Те же штампы — бледно-лиловые от частоты использования, но отчетливые — мешают окончательному взлету невесомой куароновской «Гравитации» и спасают мир в блокбастерах Роланда Эммериха (на которого Куэйл ориентируется в большей степени). Однако старшие мастера умеют разогнать хандру шуткой-другой, тогда как автор «Навстречу шторму» избыточно серьезен.

На финал он приберегает такую слоновью дозу пафоса, что даже пара славных реднеков-алкоголиков, для которых торнадо — один сплошной праздник, не в силах сгладить неловкость момента.

Навстречу шторму (Into the Storm) / США / Режиссер: Стивен Куэйл. В ролях: Сара Уэйн Кэллис, Ричард Армитедж, Джереми Самптер, Нэйтан Кресс, Лондон Элиз Мур, Мэтт Уолш, Стефани кениг, Скотт Лоуренс, Арлен Эскарпета, Кайл Дэвис. В прокате с 7 августа («Каро-Премьер»)

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus