«Интерстеллар» Кристофера Нолана. Сквозь черную дыру

«Интерстеллар» Кристофера Нолана. Сквозь черную дыру
Постер к фильму «Интерстеллар»

Этот материал был опубликован в ноябрьском номере «The Hollywood Reporter – Российское издание».

Мы совсем перестали мечтать о космосе. Как далеко ушло человечество от романтических 1960-х, когда все грезили о межзвездных путешествиях и надеялись обнаружить в бескрайней Вселенной следы внеземных цивилизаций!

Время вносило свои коррективы. Уже в 1970-е Андрей Тарковский смотрел на эти мечты со скепсисом. «Человеку нужен человек», — говорил герой «Соляриса». А в наступившую позже киберэпоху звездное небо, сияющее над нами, было и вовсе заменено на маленький экран, мерцающий в наших руках.

Похоже, Кристофер Нолан задумал вернуть нам забытые мечты. «Интерстеллар» — его версия вышедшей в конце 1960-х эпохальной ленты Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея». По крайней мере, именно этот фильм Нолан называет одним из главных источников вдохновения — наряду с «Бегущим по лезвию» и «Звездными войнами». Своей новой работой он ни много ни мало хочет вновь сделать профессию космонавта самой почетной и желанной. В эпоху бесконечных веб-стартапов такие амбиции внушают уважение, даже если кажутся неосуществимой утопией.

История «Интерстеллара» началась в 2006 году, когда кинопродюсер Линда Обст и известный астрофизик Кип Торн загорелись идеей сделать картину о межгалактических путешествиях. Что неудивительно, поскольку в научном мире Торн известен как автор теории о «червоточинах» — своеобразных «дырах» во времени и пространстве, которые соединяют удаленные точки Вселенной и делают возможными межгалактические путешествия. По крайней мере, в теории.

Книга Торна «Черные дыры и складки времени. Дерзкое наследие Эйнштейна», изданная в середине 1990-х с предисловием самого Стивена Хокинга, наделала немало шума. Но широкая публика знает ученого по большей части как друга Карла Сагана, который, основываясь на его идеях, создал «Контакт» — роман о путешествиях во Вселенной, экранизированный позже Робертом Земекисом.

Кип Торн, несомненно, первоклассный специалист в области астрофизики, но для съемок фильма требовались профессионалы из сферы кино. Проектом быстро заинтересовался сам Стивен Спилберг, который нанял в качестве сценариста Джонатана Нолана.

Бедняга и сам не знал поначалу, на что идет. Поскольку Торн не хотел превращать картину в очередную сказку в духе «Звездного пути» или «Вавилона 5», Нолану пришлось вернуться за студенческую парту. Без малого четыре года он провел в Калифорнийском технологическом институте, известном также как «Калтех», — Мекке теоретической физики, где он выслушал, в частности, курс по общей теории относительности Эйнштейна.

Чтобы понять, насколько она сложна, достаточно вспомнить известный анекдот про астрофизика Артура Эддингтона. Во время одного из интервью журналист отметил, что Эддингтон — один из трех людей в мире, который понимает суть теории относительности. «А кто же этот третий?» — удивленно спросил журналиста физик.

В общем, несложно себе представить, в какой ситуации оказался Джонатан Нолан. Чтобы облегчить его участь, продюсеры пригласили в качестве научных консультантов едва ли не половину физиков «Калтеха». Иначе было невозможно сделать кино в немодном сегодня жанре hardcore sci-fi, когда «декорации», в которых разыгрываются человеческие страсти, должны быть созданы в полном соответствии с последними научными теориями.

Неизвестно почему, но Спилберг отказался сесть за режиссерское кресло. Быть может, главного гуманиста Голливуда оттолкнул слишком серьезный подход к научной начинке фильма (это же вам не какой-нибудь Индиана Джонс, скачущий по пустыне в поисках Грааля). И когда Джонатан предложил на роль режиссера своего брата Кристофера, кандидатуру немедленно поддержали.

У старшего Нолана всегда была страсть к логически закрученным сюжетам, вдохновленным научными теориями. Взять хотя бы его дебютный фильм «Помни» или то же «Начало». Даже в трилогии о Бэтмене, основанной, казалось бы, на простом детском комиксе, можно обнаружить отголоски этих увлечений. Ведь кто такой Джокер, ошарашивший рецензентов абсурдным поведением, которое совершенно не вписывалось в логику зла? Он — не что иное, как шум в информационной системе. «Я — агент хаоса», — признается герой, которого мало волнует захват власти. Ему нравится просто увеличивать энтропию.

Научное ядро «Интерстеллара» — теория черных дыр. Земля исчерпала свои ресурсы, и ученым ничего не остается, как отправиться в межгалактическое путешествие. Но какая голливудская история может обойтись без человеческих отношений? Поэтому в центре сюжета оказался вдовствующий инженер, который волею судеб отправляется в космическое путешествие, оставляя на Земле двух детей.

Приглашенный на главную роль Мэттью МакКонахи — вот уж забавное совпадение — играл и в экранизации «Контакта» Сагана. Как развивается его сюжетная линия дальше, остается большой загадкой — скупой на комментарии Кристофер Нолан наотрез отказывается раскрывать содержание фильма. Вся работа над картиной проходила в атмосфере строжайшей тайны. Когда Джессика Честейн получила сценарий, на каждой странице стояли водяные знаки с ее фамилией. И как только она закончила знакомиться с текстом, агенты тут же его забрали — чтобы не дай бог не случилась утечка информации.

Но одно можно сказать совершенно точно: «Интерстеллар» — самый амбициозный проект Нолана на сегодняшний день. Достаточно упомянуть, что картина длится почти три часа — размах, достойный наследника кубриковских традиций. Подобно «Космической одиссее» это прежде всего философский фильм.

Как и при создании шедевра Кубрика, было потрачено немало сил на проработку дизайна космических кораблей. Пренебрегая (по мере возможности) компьютерными спецэффектами, Нолан, где мог, использовал натурные съемки. Так, например, пейзажи внеземной планеты снимались в Исландии — в хорошо знакомой всем любителям фантастики стране. Именно там инопланетный инженер в «Прометее» приносит себя в жертву, чтобы дать начало новой жизни.

Осознанно или нет, Нолан вступает в диалог с Ридли Скоттом, который разочаровал многих фанатов зашкаливающим количеством научных и просто логических ляпов, обнаруженных в «Прометее».

Режиссер «Интерстеллара» поставил перед собой благородную цель: реабилитировать почетный жанр «серьезной» фантастики, который в последние годы переживает не лучшие времена. Успехов добиваются лишь такие малобюджетные инди-фильмы, как «Детонатор» Шэйна Кэррата или «Луна 2112» Дункана Джонса. Удастся ли Нолану, уже перевернувшему наше представление об экранизации комиксов, совершить еще одну революцию, станет известно уже в ноябре.

«Интерстеллар» (Interstellar) / «Каро-Премьер» / США, Великобритания, 169 мин. Режиссер: Кристофер Нолан. В ролях: Мэттью МакКонахи, Энн Хэтэуэй, Джессика Честейн, Уэс Бентли, Кейси Аффлек, Тофер Грейс, Майкл Кейн, Уильям Дивэйн, Маккензи Фой, Эллен Берстин. В прокате с 6 ноября.

Материалы по теме

  • Комик-Кон 2012: Питер Джексон выпустил второй плакат «Хоббита»

    06 июля 2012 / Денис Данилов

    За несколько дней до начала международной киноковенции в Сан-Диего, где состоится первая презентация диптиха «Хоббит» для зрителей, картина обзавелась новым постером.

    Комментировать
  • Василий Горчаков: "Де Ниро — мастер на все руки"

    27 октября 2013 / Полина Тимофеева

    Журнал The Hollywood Reporter – Российское издание закрыл фестиваль «Золотая коллекция Голливуда». Четыре дня московская публика могла бесплатно посмотреть классику «нового Голливуда» - фильмы семидесятых и восьмидесятых годов, на большом экране, в оригинале и с передающимся через радионаушники синхронный перевод легендарного Василия Горчакова, работавшего со всеми звездами на всех кинофестивалях. Он поделился с THR впечатлениями по поводу прошедшего мероприятия и предложил свои идеи по поводу будущих фестивалей.

    Комментировать
  • Рецензия: «Манглхорн» с Аль Пачино

    10 июня 2015 / Инна Денисова

    Лирический фильм о мизантропе-слесаре, снятый режиссером «Ананасового экспресса».

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus