Гарик Мартиросян и Артур Джанибекян: «Ругать Comedy Club — то же самое, что ругать жизнь»

Гарик Мартиросян и Артур Джанибекян: «Ругать Comedy Club — то же самое, что ругать жизнь»
Гарик Мартиросян и Артур Джанибекян

Этот материал был опубликован в апрельском номере «The Hollywood Reporter – Российское издание».

Встрече с боссами главного шоу ТНТ назначили на Мещанской, где расположен офис Comedy Club Production. Нас предупредили, что уже на месте надо будет выбрать, в каком из двух стильных кабинетов пройдут интервью и съемка: Артур и Гарик это непростое решение переложили на THR. После небольшой, но впечатляющей экскурсии остановились на просторном офисе Мартиросяна, оформленном в черно-белых тонах, с портретами музыкантов и коллекцией гитар. Гостеприимный хозяин между тем общался с ребятами из трио «Иванов, Смирнов, Соболев», которые делились идеей скетча, Гарик удивился — мол, только что обсуждал с кем-то из резидентов практически то же самое. Вот уж точно идеи витают в воздухе!..

По легенде, идея создания Comedy Club родилась во время американских гастролей команды КВН «Новые армяне», в которой вы оба некогда состояли. Мол, вы посещали в Штатах стендап-клубы и решили сделать нечто подобное…

ГАРИК: Я по этому поводу ничего сказать не могу, поскольку в Comedy Club пришел одним из последних. Кроме того, я никогда не посещал стендап-клубы и вообще не знаю, что это такое.

АРТУР (закуривая сигару): Гарик, действительно, прямого отношения к рождению первых вечеринок клуба не имел, хотя выступал на сцене с самого начала, причем единственный бесплатно… Что касается меня, то я, по большому счету, почти случайно оказался в числе придумщиков: просто только у меня было 600 долларов, чтобы организовать наше дебютное шоу. Это факт — что уж тут темнить…

Это были первые инвестиции — все правильно. Стив Джобс тоже с малого начинал.

АРТУР: Ну, давайте со святым сравнивать не будем! Так или иначе, сейчас мы уже вряд ли вспомним, кто первый и как придумал Comedy Club. Просто в какой-то момент группой товарищей, в которую входил и я, было принято решение организовать вечеринку с бывшими кавээнщиками, желающими выступать сольно. Возникшая позже телеверсия стала логичным продолжением уже к тому моменту популярного и успешного клубного шоу. И провернуть это без Гарика мы бы не смогли.

ТНТ был первым каналом, с которым вы общались по этому поводу?

АРТУР: Вообще поначалу мы делали это для СТС…

ГАРИК: Нет, до СТС мы делали это для MTV! Оттуда пришли талантливые ребята…

АРТУР: …отсняли нашу новогоднюю вечеринку, но дальше дело не пошло. Через полгода, летом 2004-го, мы за $22 тыс. отсняли пилотный вариант проекта, который продюсировал и редактировал Гарик.

ГАРИК: И Саша Цекало.

АРТУР: Да, мы его пригласили, он пришел, увидел, ему понравилось…

ГАРИК: Саша очень хотел, чтобы проект выходил на СТС, и всячески подталкивал нас к этому.

АРТУР: Мы с ним раз шесть встречались, чтобы все обсудить. Он хотел, чтобы программа называлась «Комедийный клуб», а не Comedy Club. Но ничего не вышло. По двум причинам, на мой взгляд. Первая — в том, что СТС на тот момент уже делал крен в сторону семейного формата, а мы…

ГАРИК: …все дальше от семьи!

АРТУР: А вторая, насколько я понимаю, в том, что на тот момент руководитель канала Александр Роднянский был в большей степени занят своим основным телевизионным активом — украинским каналом «1+1». Так что принятие такого сложного решения, как попадание Comedy Club на СТС, затягивалось. Мы в свою очередь ждать не могли — у нас была масса социальных и финансовых причин, чтобы как можно скорее начать что-то делать.

ГАРИК: Мы, кстати, кассету (тогда еще были кассеты!) с нашим пилотным выпуском отослали практически всем каналам. Но ничего не получалось, а через некоторое время вдруг позвонили с ТНТ.

АРТУР: Где-то в октябре — ноябре 2004 года мне позвонил Рома Петренко (в 2002–2013 гг. генеральный директор ТНТ. — THR) и сказал, что это как раз то направление, в которое они готовы инвестировать и в котором готовы двигаться дальше. И все завертелось.

Раз уж вы так акцентируете внимание на разнице между вечеринками и телеверсией, не могу не спросить о том, какой процент показанного на сцене попадает на экран.

ГАРИК: В программу не входит процентов шестьдесят. Запись идет 2,5 часа, а в эфире у нас только 45 минут. Почти два часа мы просто выкидываем.

АРТУР: Как производственный брак.

А кто решает, что оставить, а что нет?

ГАРИК: У нас никто ничего не решает. Это и так понятно.

Просто по тому, как реагирует публика?

ГАРИК: Да, у нас очень честный зал. Первые три ряда — это приглашенные звезды и их знакомые, которым нет абсолютно никакого резона смеяться в несмешных местах. Причем мы с ними чаще всего вообще никак не связаны. Дальше идут люди, которые купили билеты на нашу вечеринку, их тоже не обмануть: они заплатили деньги, чтобы вдоволь посмеяться, и очень расстраиваются, когда им не смешно. А на балконе вообще студенты сидят. То есть у нас настолько разношерстная публика, что, если уж все зрители смеются, значит, это действительно смешно, и наоборот, каким бы крутым ты ни считал свое выступление, если никто даже не улыбается, значит, оно не смешное, а радует только тебя.

А резиденты сами эти веселые или не очень номера придумывают?

ГАРИК: Да, все ребята, которые выступают в Comedy Club, пишут себе сами. Но у нас есть и сценарная группа. То, что вы видите на экране, — это в 95% случаев совместное творчество резидентов и коллектива авторов. Работает это так. Допустим, ребята сидят и обсуждают: «Хорошо бы Паша Воля на 9 Мая прочитал монолог о том, что американские супергерои: Спайдермен, Женщина-кошка и так далее — фальшивые, просто чмошные куклы в дурацких нарядах, а наши дедушки и бабушки, которые воевали в Великой Отечественной войне, — настоящие». Они делятся идеей с Пашей. Он отвечает: «О, круто! Я сейчас на гастролях, я накидаю шуток, а вы напишете». Потом они встречаются через неделю, Паша говорит: «Я придумал такую шутку, что Супермен — это плохой супергерой, потому что то-то и то-то…» Ребята говорят: «Класс! Можно еще так сказать…» Лепится выступление. Оговорюсь: я на примере Воли рассказываю, но так бывает у всех. Так вот, Паша берет этот монолог и читает его, допустим, на своем сольном концерте в Новосибирске. Потом отзванивается ребятам по скайпу: «Значит так: вот эти четыре шутки — супер, две шутки не зашли, а патриотическая концовка, когда я начал говорить про войну, вообще на ура прошла. Я там еще шутку вставил про американцев, которые ввели против нас санкции, и зал вообще взорвался. Давайте уберем несмешные шутки и оставим смешные». Затем он возвращается в Москву на съемки, читает это все в «Голден Пэласе» (развлекательный комплекс, где проходят съемки шоу. — THR), мы на монтаже оставляем самые смешные шутки, и уже в таком виде монолог видят телезрители.

Члены Comedy Club почти автоматически становятся звездами. А вас не смущает некоторая одиозность вашей славы?

ГАРИК: Я убежден, что людей, которых тошнит от одного словосочетания Comedy Club, очень много. Мы не можем в полной мере оценить масштаб бедствия лишь потому, что нет площадки, где бы критики высказывались. Впрочем, если встать где-нибудь на Патриарших прудах и устроить опрос проходящих мимо: «Что вы думаете о Comedy Club?» — как минимум половина скажет, что это отвратительное явление. Только по той причине, что ругать Comedy Club модно ничуть не в меньшей степени, чем смотреть. Притом что ругать нас — то же самое, что ругать… жизнь. Если кто-то говорит: «Я ненавижу Comedy Club, вы все пошляки и моральные уроды», мне жалко этого человека, потому что он просто не разбирается в жизни. Может не нравиться Вадим Галыгин

АРТУР: Что нормально!

ГАРИК: …но не может не нравиться одновременно Галыгин, Руслан Белый, Павел Воля, Гарик Харламов, Зураб Матуа, потому что они выступают в совершенно разных жанрах, говорят о совершенно разном.

АРТУР: Люди, одумайтесь!

ГАРИК: Я хочу сказать всем критикам Comedy Club, что у них, увы, не хватает ума и проницательности, чтобы понять, что отвратительные моменты в Comedy Club являются чистой воды подставой и провокацией.

АРТУР: Я бы хотел смягчить, на самом деле…

ГАРИК: Я призываю не то чтобы любить Comedy Club всей душой…

АРТУР: А я призываю!

ГАРИК: …а относиться к Comedy Club чуть более рационально.

АРТУР: Если вы не зададите следующий вопрос, Гарик может еще часа два на эту тему говорить. (Смеются.)

А аудитория ваша за 10 лет сильно поменялась?

ГАРИК: Она становится все молодежнее и молодежнее с каждым годом и растет как на дрожжах.

АРТУР: Иначе и быть не может. Дело в том, что аудитория телеканала ТНТ за это время выросла в 4,5 раза.

И ваша, соответственно, тоже.

АРТУР: И наша, соответственно, даже больше. Потому что Comedy Club выходит в эфир в среднем с рейтингом 18–20% от общего числа смотрящих на тот момент телевизор.

ГАРИК: Что в пятничное пекло прайм-тайма — поистине чудовищные цифры!

АРТУР: Причем для аудитории 14–44 мы однозначно впереди планеты.

Сколько сейчас проектов делает ваша компания?

АРТУР: У Comedy Club Production 15 постоянных проектов в эфире и еще столько же в загашнике на той или иной стадии готовности — что-то на уровне уже одобренного, готового к эфиру пилота, что-то снимается. К сожалению, падение рекламного рынка, начавшееся несколько месяцев назад, сделало воплощение некоторых наших идей невозможным…

ГАРИК: Во всяком случае, не таким быстрым, как раньше.

А сколько у вас региональных клубов?

АРТУР: В период экспансии, в 2007–2008 годах, когда мы завоевывали рынок, их было 53. После кризиса 2008-го пришлось клубы, которые работали с наименьшей прибыльностью, закрыть. Те, что остались, оказались основным источником для появления новых резидентов клуба, а также участников программ вроде «Comedy Баттл».

У вас очень много новичков появляется вроде как из ниоткуда. А параллельно с ними — звезды КВН: недавно стали резидентами Comedy Club Андрей Скороход из Смоленска, ребята из «Станции «Спортивной»…

АРТУР (вскидывается с улыбкой): Они из КВН?!

Ну вот, заложил хороших парней! Я, собственно, хотел спросить, имеет ли для вас значение то, что они уже раскрученные персоны.

ГАРИК: Это абсолютно не важно! Нам все равно, кто выступает в Comedy Club, — главное, чтобы было смешно. У нас даже Жириновский выступал.

То есть вас включают не ради кого-то конкретного, а просто потому, что знают, что…

ГАРИК: …в какой-то момент обязательно будет весело.

АРТУР: Comedy Club случился как некий формат, когда отдельно взятый резидент, чем дальше, тем меньше, является…

ГАРИК: …программообразующим звеном.

АРТУР: Мы 10 лет в эфире. Где-то около 500 оригинальных выпусков вы за это время посмотрели. Если учитывать, что каждый из них был повторен только на ТНТ примерно 10–20 раз… 10 тысяч эфиров Comedy Club! А если умножить 10 тысяч на 42 минуты — это…

ГАРИК: …чудовищно! Я призываю через ваше издание телеканал ТНТ не повторять Comedy Club никогда.

АРТУР: Не повторяйте наших ошибок!

Comedy Club — это уже давно не только передача. Готовясь к интервью, я даже вычитал термин «зонтичный бренд», который применим к вашему детищу и который вы, Артур, как экономист по образованию должны оценить.

АРТУР: Наш бренд распространился прежде всего на два проекта — «Comedy Баттл» и Comedy Woman. Они, естественно, ничего общего — особенно в творческом смысле — с программой Comedy Club не имеют. Но для зрителя это очень близкие истории, которые, безусловно…

ГАРИК: …нацелены на поднятие настроения человека.

АРТУР: И когда пятничный эфир начинается с Comedy Woman, потом идет Comedy Club, а дальше «Comedy Баттл», это трио показывает многогранность нашего творческого пути.

ГАРИК: А когда наши зрители вдоволь насмеются и заснут, им на смену приходят поклонники программы «Дом 2».

АРТУР: Которая, как вы понимаете, еще смешнее, чем Comedy Club.

ГАРИК: Зрители «Дома 2» смешнее, чем Comedy Club.

Что смешит вас самих? Есть какое-нибудь шоу, которое вы любите?

ГАРИК: Я принципиально не смотрю никакие шоу, чтобы случайно не воровать оттуда идеи. У многих юмористов есть такая болезнь — смотреть американских комиков, близких к стендапу. Я никого не знаю! Вообще понятия не имею.

АРТУР: Я не смотрю по другой причине. У меня и без того от плотного общения с ребятами из клуба и их нескончаемых шуток-прибауток регулярно случается передозировка юмора. Но одно вам могу сказать: если кто-то устроит соревнование между Comedy Club и любой другой юмористической передачей, мы победим одной левой!

ГАРИК: В том числе любую американскую программу.

АРТУР: И в любом количестве.

ГАРИК: Мы напишем номера и монологи на английском языке и просто уничтожим их в соревновании! Любых юмористов вообще!

В первой игре нового сезона Высшей лиги КВН одна новенькая команда выдала шутку. Мол, Масляков сидит перед телевизором, переключает каналы и приговаривает: «Мои... мои... мои... Снова мои... А тут моих нет!» — Пошли титры, перечень сценаристов. — «О, вот они!»

АРТУР: Так и есть! Это был номер? В КВН стали правду показывать? (Смеются.)

Это я вот к чему. Стремитесь ли вы к тому, что когда-нибудь тоже будете так сидеть и повторять: «Мои... мои... мои...»?

АРТУР: Я стремлюсь, но только в ином смысле — не люди мои, а программы.

У вас в сейфе, наверное, план захвата мира лежит?

ГАРИК: Нет, конечно!

АРТУР: Да, конечно!

Так и запишем.

ГАРИК: Более того, скажу: у меня и сейфа-то нет. Серьезно, нет сейфа у меня! Только весы, которые не работают с первого же дня.

Похоже, вопрос с выбором подарка к юбилейной дате решен...

Материалы по теме

  • Она мужчина: 30 лет «Тутси»

    16 декабря 2012 / Геннадий Устиян

    Майкл Джексон выпустил «Thriller» — самый продаваемый альбом в истории музыки. Человеком года по версии журнала Time стал... компьютер. Но какими бы ни были эпохальными эти события, для киноманов всего мира декабрь 1982 года запомнился, прежде всего, благодаря Дастину Хоффману, совершившему революционное преображение в рыжеволосую даму с южным акцентом, героиню эксцентричной комедии «Тутси».

    Комментировать
  • Керри Вашингтон: «Беременность помогла мне в работе над сериалом»

    09 октября 2014 / Скотт Файнберг

    Звезда фильмов «Рэй» и «Джанго освобожденный» Керри Вашингтон на время оставила кино. И все ради главной роли в сериале «Скандал». В политическом триллере героиня Керри улаживает грязные дела Белого дома и крутит роман с женатым президентом США. В личной жизни у актрисы все иначе — она вышла замуж за футболиста, а весной родила дочку Изабель. THR поговорил с Керри о ее карьере на телевидении и узнал, как беременность помогла ей во время съемок.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus