Сергей Сельянов: «Ведущие продюсеры научились точнее чувствовать зрительские ожидания»

Сергей Сельянов: «Ведущие продюсеры научились точнее чувствовать зрительские ожидания»
Сергей Сельянов

— Короткометражное кино переживает сейчас настоящий бум, а потому и фестивали короткого метра плодятся как грибы после дождя. Чем «Короче» выделяется на общем фоне?

— У фестиваля изначально была продюсерская концепция. Когда Станислав Воскресенский (ныне заместитель министра экономического развития РФ. — THR) пригласил в Калининград меня, Игоря Толстунова, Сергея Мелькумова, Валерия Тодоровского и других продюсеров, мы ставили перед собой задачу поиска режиссеров зрительского кино. У нас, конечно, нет запрета на авторские фильмы, но упор делается именно на работы с определенным коммерческим потенциалом. Главная задача фестиваля — кузница кадров.

— Сумел ли кто-то из победителей прошлых лет получить право на полнометражную постановку?

Роман Артемьев взял приз за лучший фильм на первом фестивале в 2013 году, а сейчас снимает для СТВ (кинокомпания Сельянова. — прим. THR) «Человека из будущего». Кстати, такая возможность может выпасть любому участнику фестиваля — не только победителю.

— Следят ли за участниками фестиваля наши крупнейшие кинокомпании или дело ограничивается СТВ? Насколько вообще фестивальный успех является пропуском в индустрию?

— Все продюсеры следят за новыми именами. Дефицит кадров есть всегда, сильных режиссеров даже в Голливуде не хватает. Проблема в том, что профильные учебные заведения выпускают режиссеров авторского кино, их специально так обучают. Мы же стараемся поправить этот дисбаланс и помогаем режиссерам и продюсерам найти друг друга.

— Какие жанры и темы, на ваш взгляд, молодым кинематографистам даются лучше, а какие — хуже?

— Надо пробовать! Пока мы в масштабах индустрии не снимем, условно, десять экшенов, — насколько нам это по силам, не узнаем. Главный вызов здесь — конечно, финансовые риски. Возьмем, к примеру, хорроры. У них есть свой сформировавшийся круг зрителей, и за рубежом эта схема прекрасно работает. У нас же таких фильмов практически нет, а качество тех, что есть, вы себе прекрасно представляете. И вот тут как раз полезно следить за проектами вроде нашего фестиваля. Режиссеры короткометражек ищут подходы, пытаются доказать, что они что-то умеют, и, может быть, со временем их успехи помогут переступить через эту грань риска. Может быть, индустрия и способна работать с более широкой жанровой линейкой, но сама этого пока не осознала. Сейчас есть исторические фильмы, комедии, мультфильмы — тоже в большинстве своем комедийные. Остальное практически не распробовано. Наверное, копится и однажды прорвет. Не в последнюю очередь останавливает и простейшая аналитика: многие американские триллеры у нас не очень хорошо собирают. Это заставляет задуматься даже тех, кто внутренне уже готов запускаться с проектом.

— Нет рынка?

— Его недостаточно. Рынок комедий и фантастики объективно значительно крупнее, но для фантастики нужны большие бюджеты. Поэтому снимают в основном комедии. Среди них есть вполне успешные не только по сборам, но и по чисто кинематографическим достоинствам. Недавний «Призрак» (мистическая комедия Александра Войтинского с Федором Бондарчуком в заглавной роли. — THR), например, — очень качественная работа. На этом фронте у нас нормально.

— Как скоро, по вашим ощущениям, могут случиться заметные подвижки в сторону жанрового разнообразия?

— Был такой художник Ренуар, он много писал женщин. До него не было понятия «женщины Ренуара», он их создал. Так и здесь. Если завтра появится, допустим, классный триллер, который покорит всю аудиторию, схожие проекты тут же начнут активно развиваться. Разумеется, не у всех получится, но механизм будет запущен. Успех вообще творит чудеса. Он меняет картину индустрии. Правда, бывает и наоборот: кто-то сделает триллер, вроде и денег вложил, и по продакшну все качественно, актеры сыграли, но зритель проигнорировал. В итоге никто из продюсеров еще лет пять в эту сторону даже смотреть не станет. В первую очередь это вопрос объемов рынка: чем он больше, тем рисковать на нем легче, шансы на появление прорывных проектов автоматически возрастают.

— Выросло ли в последнее время количество интересных сценариев?

— Я бы не сказал, что сценарии стали лучше. Другое дело, что ведущие продюсеры научились гораздо точнее чувствовать зрительские ожидания и попадать в них. Мы теперь лучше знаем, как надо создавать творческие группы, освоили скрипт-докторинг (профессиональная доработка уже готового сценария. — THR) и его разновидность, так называемое усмешнение (вкрапление шуток в уже готовый сценарий приглашенным специалистом. — THR). Проектов, заслуживающих внимания, стало появляться больше. Сценаристы тоже растут, стараются, читают нужные книжки, ходят на разные курсы. Многие понимают, что нельзя стоять на месте, надо самосовершенствоваться. Впрочем, умеющих писать классные сценарии по-прежнему очень мало.

— Что нам никогда не сможет предложить Голливуд? На чем следует сконцентрироваться самим?

— Очевидно, он не может нам предложить именно то, что на рынке отечественного кино уже работает, — национальный юмор и фильмы на основе событий из истории нашей страны. Не про Голливуд, но история показа-ельная: несколько лет назад в нашем прокате была драма про Льва Толстого «Последнее воскресение» (картина Майкла Хоффмана 2009 года с Кристофером Пламмером в роли великого русского писателя. — THR). Очень качественная, со звездами, небольшая часть публики даже смотрела с интересом, но в целом фильм прошел в России незамеченным. Это не наш Толстой! Это не их поляна! В какой-то степени это относится и к Великой Отечественной войне. То есть, конечно, американцы частенько делают военные фильмы, и «Ярость» более-менее нормально у нас собрала, но мы чувствуем этот исторический период острее.

— Предположим, у СТВ появилась возможность снять блокбастер за $200 млн. Вы бы взялись за что-нибудь вроде «Мстителей» или «Годзиллы»?

— С удовольствием! Сейчас мы вместе с партнерами участвуем в производстве «Вия 2» и разрабатываем с Джаником Файзиевым фантастический боевик «Вратарь Галактики». Это большие проекты даже по мировым меркам. А значит, мы уже готовы, и первые шаги в нужную сторону уже делаются.

Материалы по теме

  • Warner Bros. приобрела права на «Прекрасную катастрофу»

    31 июля 2012 / Илья Кувшинов

    Описываемый как «Пятьдесят оттенков Грея» для молодежной аудитории, роман Джейми МакГайр рассказывает о пай-девочке, которая заключает пари с татуированным парнем.

    Комментировать
  • Metallica показала фильм в Кремле

    16 сентября 2013 / Татьяна Баталова

    Барабанщик Ларс Ульрих и бас-гитарист Роберт Трухильо пообщались с фанатами и представили в Кремлевском дворце фильм «Metallica. Сквозь невозможное».

    Комментировать
  • Джессика Честейн планирует сыграть Мэрилин Монро

    23 апреля 2014 / Редакция THR Russia

    Двукратная оскаровская номинантка претендует на главную роль в «Блондинке» – продюсерском проекте Брэда Питта.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus