- Главная
- →
Журнал- →
Анна Меликян: Про сны, красоту и любовьАнна Меликян: Про сны, красоту и любовь
Мария ЛемешеваНакануне выхода в прокат нового продюсерского проекта Анны Меликян «Про любовь. Только для взрослых» главный редактор THR Мария Лемешева предложила ей подытожить звездную декаду жизни.10 лет назад имя Анны Меликян прозвучало громко и настойчиво: тогда начинающий режиссер представила на «Кинотавре» свою «Русалку» и неожиданно для многих получила овации зрителей, критиков и жюри, а после прибавились престижные награды «Сандэнса» и других фестивалей. Отличный старт, но и, естественно, особые надежды. Однако на пике популярности Анна взяла паузу на целых семь лет. И в тот момент, когда логично было бы предположить, что возвращение в большую режиссуру отменяется, Меликян начала активно снимать, каждая ее работа становилась событием, а романтическую комедию «Про Любовь» Национальная академия киноискусств и наук России признала лучшим фильмом 2015 года. Накануне выхода в прокат нового продюсерского проекта Анны Меликян «Про любовь. Только для взрослых» главный редактор THR Мария Лемешева предложила ей подытожить звездную декаду жизни.
Оглядываясь назад, как ты оцениваешь причину успеха «Русалки»? Ведь по сути в фильме непритязательный сюжет о доброй девушке, умеющей исполнять желания людей, сыграла ее тогда еще неизвестная актриса, плюс ко всему печальный финал…
Успех «Русалки» оказался совершенно неожиданным и для меня. Первыми готовый фильм посмотрели продюсеры и прокатчики, и картина им не понравилась, они были разочарованы и мной, и выбором актрисы особенно. Я так хорошо помню это собрание после просмотра, где они все сидели с похоронными лицами и говорили: что же теперь делать и вообще непонятно, как это выпускать в прокат. А потом, через неделю после этого собрания, был первый показ в конкурсе «Кинотавра». Я представила картину и ушла в номер, сидела там одна… Это были очень страшные два часа в моей жизни, когда хотелось просто исчезнуть. И вдруг случилось невероятное, фильм всем очень понравился, Маша Шалаева (исполнительница главной роли. — THR) получила в тот год приз как лучшая актриса, ну и потом поехало — Берлин, «Сандэнс», номинация на «Оскар» от России, море призов везде. Но главное даже не это, а то, что в ленте оказалась какая-то магия, она действительно всем нравится, и когда я с ней ездила на фестивали, даже перестала волноваться, потому что знала — фильм полюбят. Это единственная моя картина, которую люди безоговорочно принимают, она их очаровывает, ее смотрят до сих пор. И знаешь, когда меня спрашивали, какой мой фильм у меня любимый, я, конечно, всегда отвечала, что нет такого, они все мои дети, но в этом году как-то ясно поняла, что есть: «Русалка» — мой любимый фильм.
Многие боятся приступить к следующей картине после такого успеха. У кого-то, наоборот, возникает излишнее самомнение, а что с тобой происходило? Почему ты взяла такую длинную паузу?
Да, я семь лет не снимала, но это не было связано со страхом второго фильма, были какие-то другие, видимо, причины. Успех на меня особо не повлиял, я вообще тогда как-то весьма спокойно все восприняла. Помню, позвонила мама и сказала, что она в новостях увидела, что «Русалку» выставили от России на «Оскар», и почему я ей не сказала об этом? А я, понимаешь, как-то особенно не жила этими событиями и не придала известию такого большого значения, потому и не сказала. Сейчас мне кажется это странным, потому что, в общем-то, выдвижение на «Оскар» — важное событие для кинематографиста, но тогда я этого не понимала.
Все твои фильмы этого десятилетия о любви. Почему? Это как-то связано с личными переживаниями? Или это свойственно женской режиссуре?
Ну, у каждого в жизни бывает, наверное, какая-то основная тема, у кого-то поиск смысла жизни, поиск предназначения или поиск совершенного человека, а я для себя недавно поняла, что, видимо, моя основная тема — поиск любви. И с полом, думаю, это не связано.
К огромному моему сожалению, твоя короткометражная работа «8», которая была представлена у Светы Бондарчук на благотворительном аукционе Action!, не была увидена широкой публикой. Как мне кажется, в этом рассказе о добровольном отказе от любви и страданий все кричит об их важности. Что для тебя любовь?
Это какая-то очень страшная для меня работа, я ее и не пересматриваю, боюсь. Потому что, конечно, я совершенно не согласна с ее идеологией. Я уверена, что даже если появится возможность избавиться от болезненных воспоминаний, то делать этого нельзя (по сюжету, главный герой в исполнении Евгения Цыганова решает принять таблетки, которые стирают память о его возлюбленной. — THR). И знаешь, вот я снимала эту ленту как фантастику, а недавно на меня неожиданно свалился человек с точно таким предложением — убрать информацию о конкретном человеке из памяти, все как в моем фильме! Я сначала подумала — да, попробую, а потом вдруг перед глазами всплыло лицо Жени Цыганова в самом финале, когда он уже ничего не помнит, идет и вроде улыбается, но уже какой-то не живой, не человек, овощ. Потому что без боли это все же не человек. И я вдруг так испугалась этой картинки, что, конечно, послала подальше этого человека с его предложением. И возвращаясь к твоему вопросу, что такое любовь — тут все очень просто: это жизнь, это то, что придает смысл существованию, без любви, конечно, можно прожить, но с ней это можно сделать осмысленно.
Про любовь мы поговорили, а что в твоем понимании красота? Женская, мужская?
Красота, как, в общем, и все искусство — самое бесполезное, что может быть в мире, но разве можно себе представить этот мир без красоты и без искусства? Невозможно. На эту тему есть монолог, который произносит Женя Цыганов в фильме «Про Любовь». Он о том, что человек всегда стремится к красоте, ищет ее, окружает себя красотой, возможно, это придает смысл ему и его собственной жизни. Что же касается красивого человека, то здесь для меня это слово, конечно, обозначает нечто большее, чем просто хорошая генетика — длинные ноги и правильные черты лица, — для меня красота совсем не про это, а про человека в целом, я не могу разделять понятия внешнего и внутреннего содержания.
Женщина-режиссер сегодня никого не удивляет. Удивляет другое: я сама как руководитель понимаю: основное в этой профессии — брать на себя ответственность, строить людей, решать сложнейшие вопросы. В общем, все то, что для хрупкой красивой девушки — не лучшее времяпрепровождение.
Понимаешь, на самом деле все эти сложности, о которых ты говоришь, конечно, существуют, но они ничто по сравнению с проблемой, когда ты сидишь одна перед компьютером и не знаешь, как сделать сцену или финал, и никто тебе не поможет. Чувство ответственности вещь, конечно, страшная, но к этому я уже привыкла, по-другому и не знаю, как бывает, в кино ведь всегда вся ответственность на режиссере.
Учитывая, что у тебя часто играют начинающие актеры — что ты им прежде всего говоришь, как готовишь к роли?
Я им говорю: «Умоляю, только ничего не играй!» Правда, и, надо сказать, это мало, кто умеет. В некотором смысле с непрофессионалами даже легче: они не понимают, что значит играть, и им легче естественно существовать в кадре. Я же считаю, что самое главное — правильно выбрать актера на роль, чтоб он с ней совпал, и если это произошло, то дальше все должно как-то само собой зажить в кадре, и все, что тебе нужно делать, — это смотреть в монитор и не пропускать фальши.
Некоторые режиссеры используют в работе даже свои сновидения, а для тебя основа выбора — реальные истории, ощущения или просто интересный сценарий?
Сны — это какой-то новый, удивительный мир, который мне только открывается. Раньше я не запоминала свои грезы, а в последнее время у меня как-то с ними наладился контакт, я начала вдруг видеть вещие сны, когда событие еще не произошло, но ты его видишь, просыпаешься и уже понимаешь, что оно скоро случится, и вот оно происходит через несколько дней. Или, к примеру, какой-то важный для тебя человек далеко, а ты видишь все, что с ним происходит, и знаешь, что это абсолютно достоверно. Это касается и каких-то творческих решений, ты всегда можешь во сне проверить правильность своих действий, иногда это приходит на уровне образов, иногда просто на уровне ощущений. Это какой-то очень интересный и нераспознанный мир. Вот у меня на столе стоит книга про Тарковского, она называется «Собиратель снов». Хорошее название, правильное.
Когда мы с тобой решали, какой выбрать образ для съемки, ты предпочла итальянский неореализм. Почему?
Ну, ты мне предложила попробовать образ голливудской дивы, я представила и испугалась. (Смеется.) Я подумала — это все же не мое, я как-то попроще. И если выбирать из каких-то кинообразов, то мне очень нравится итальянский неореализм (направление в кино 40–50-х годов прошлого века; основные представители — Лукино Висконти, Роберто Росселлини, Витторио Де Сика. — THR), я подумала, что можно пойти в сторону Анны Маньяни, ну и черно-белое изображение я, конечно, очень люблю.
Да, я тоже сразу представила Анну Маньяни или Сильвану Мангано по синергии чувственности и силы… А какие у тебя ориентиры в голливудском кинематографе?
У меня все ориентиры только на хорошее кино, голливудское оно или нет, это мне не важно. Я вообще заметила, что талантливые работы не прибивают тебя, нет, наоборот, вдохновляют на собственные идеи.
Ты готова попробовать себя в новом жанре? Трагедия? Хоррор?
Да, я готова, осталось только родить внутри себя этот хоррор. Но я от себя очевидной уже устала, мне хочется отыскать себя неочевидную и посмотреть, что получится, так что я сейчас открыта к любым экспериментам.
Какими ты видишь свои следующие десять лет?
Я для себя решила, что впереди меня ждут самые яркие и счастливые десять лет, так я на это настроилась, как будто все только начинается. Ну а что там будет в реальности, посмотрим... Так что давай встретимся через десять лет и поговорим.
«Про любовь. Только для взрослых»
WDSSPR / Россия / Режиссеры: Нигина Сайфуллаева, Павел Руминов, Наталья Меркулова, Алексей Чупов, Резо Гигинеишвили, Евгений Шелякин, Анна Меликян / В ролях: Джон Малкович, Анна Михалкова, Гоша Куценко, Юрий Колокольников, Федор Бондарчук, Виктория Исакова, Ингеборга Дапкунайте, Равшана Куркова, Александр Паль, Максим Матвеев / Премьера 1 сентября
Материалы по теме
Как снимали фильм «Про любовь» Анны Меликян
15 июня 2015 / Михаил РузмановTHR представляет кадры со съемок картины, получившей главный приз «Кинотавра» и рассказывающей o нежных чувствах жителей современной Москвы.
КомментироватьРецензия: «Про любовь» Анны Меликян
09 декабря 2015 / Мария КувшиноваСмартфон-комедия о городcких невраcтениках, мечтающих о любви, и Москве, не похожей на Мордор.
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: