Анна Меликян: Про сны, красоту и любовь

Анна Меликян: Про сны, красоту и любовь
Анна Меликян

10 лет назад имя Анны Меликян прозвучало громко и настойчиво: тогда начинающий режиссер представила на «Кинотавре» свою «Русалку» и неожиданно для многих получила овации зрителей, критиков и жюри, а после прибавились престижные награды «Сандэнса» и других фестивалей. Отличный старт, но и, естественно, особые надежды. Однако на пике популярности Анна взяла паузу на целых семь лет. И в тот момент, когда логично было бы предположить, что возвращение в большую режиссуру отменяется, Меликян начала активно снимать, каждая ее работа становилась событием, а романтическую комедию «Про Любовь» Национальная академия киноискусств и наук России признала лучшим фильмом 2015 года. Накануне выхода в прокат нового продюсерского проекта Анны Меликян «Про любовь. Только для взрослых» главный редактор THR Мария Лемешева предложила ей подытожить звездную декаду жизни.

Фото: Даша Ястребова

Оглядываясь назад, как ты оцениваешь причину успеха «Русалки»? Ведь по сути в фильме непритязательный сюжет о доброй девушке, умеющей исполнять желания людей, сыграла ее тогда еще неизвестная актриса, плюс ко всему печальный финал…

Успех «Русалки» оказался совершенно неожиданным и для меня. Первыми готовый фильм посмотрели продюсеры и прокатчики, и картина им не понравилась, они были разочарованы и мной, и выбором актрисы особенно. Я так хорошо помню это собрание после просмотра, где они все сидели с похоронными лицами и говорили: что же теперь делать и вообще непонятно, как это выпускать в прокат. А потом, через неделю после этого собрания, был первый показ в конкурсе «Кинотавра». Я представила картину и ушла в номер, сидела там одна… Это были очень страшные два часа в моей жизни, когда хотелось просто исчезнуть. И вдруг случилось невероятное, фильм всем очень понравился, Маша Шалаева (исполнительница главной роли. — THR) получила в тот год приз как лучшая актриса, ну и потом поехало — Берлин, «Сандэнс», номинация на «Оскар» от России, море призов везде. Но главное даже не это, а то, что в ленте оказалась какая-то магия, она действительно всем нравится, и когда я с ней ездила на фестивали, даже перестала волноваться, потому что знала — фильм полюбят. Это единственная моя картина, которую люди безоговорочно принимают, она их очаровывает, ее смотрят до сих пор. И знаешь, когда меня спрашивали, какой мой фильм у меня любимый, я, конечно, всегда отвечала, что нет такого, они все мои дети, но в этом году как-то ясно поняла, что есть: «Русалка» — мой любимый фильм.

Многие боятся приступить к следующей картине после такого успеха. У кого-то, наоборот, возникает излишнее самомнение, а что с тобой происходило? Почему ты взяла такую длинную паузу?

Да, я семь лет не снимала, но это не было связано со страхом второго фильма, были какие-то другие, видимо, причины. Успех на меня особо не повлиял, я вообще тогда как-то весьма спокойно все восприняла. Помню, позвонила мама и сказала, что она в новостях увидела, что «Русалку» выставили от России на «Оскар», и почему я ей не сказала об этом? А я, понимаешь, как-то особенно не жила этими событиями и не придала известию такого большого значения, потому и не сказала. Сейчас мне кажется это странным, потому что, в общем-то, выдвижение на «Оскар» — важное событие для кинематографиста, но тогда я этого не понимала.

Все твои фильмы этого десятилетия о любви. Почему? Это как-то связано с личными переживаниями? Или это свойственно женской режиссуре?

Ну, у каждого в жизни бывает, наверное, какая-то основная тема, у кого-то поиск смысла жизни, поиск предназначения или поиск совершенного человека, а я для себя недавно поняла, что, видимо, моя основная тема — поиск любви. И с полом, думаю, это не связано.

Фото: Даша Ястребова

К огромному моему сожалению, твоя короткометражная работа «8», которая была представлена у Светы Бондарчук на благотворительном аукционе Action!, не была увидена широкой публикой. Как мне кажется, в этом рассказе о добровольном отказе от любви и страданий все кричит об их важности. Что для тебя любовь?

Это какая-то очень страшная для меня работа, я ее и не пересматриваю, боюсь. Потому что, конечно, я совершенно не согласна с ее идеологией. Я уверена, что даже если появится возможность избавиться от болезненных воспоминаний, то делать этого нельзя (по сюжету, главный герой в исполнении Евгения Цыганова решает принять таблетки, которые стирают память о его возлюбленной. — THR). И знаешь, вот я снимала эту ленту как фантастику, а недавно на меня неожиданно свалился человек с точно таким предложением — убрать информацию о конкретном человеке из памяти, все как в моем фильме! Я сначала подумала — да, попробую, а потом вдруг перед глазами всплыло лицо Жени Цыганова в самом финале, когда он уже ничего не помнит, идет и вроде улыбается, но уже какой-то не живой, не человек, овощ. Потому что без боли это все же не человек. И я вдруг так испугалась этой картинки, что, конечно, послала подальше этого человека с его предложением. И возвращаясь к твоему вопросу, что такое любовь — тут все очень просто: это жизнь, это то, что придает смысл существованию, без любви, конечно, можно прожить, но с ней это можно сделать осмысленно.

Про любовь мы поговорили, а что в твоем понимании красота? Женская, мужская?

Красота, как, в общем, и все искусство — самое бесполезное, что может быть в мире, но разве можно себе представить этот мир без красоты и без искусства? Невозможно. На эту тему есть монолог, который произносит Женя Цыганов в фильме «Про Любовь». Он о том, что человек всегда стремится к красоте, ищет ее, окружает себя красотой, возможно, это придает смысл ему и его собственной жизни. Что же касается красивого человека, то здесь для меня это слово, конечно, обозначает нечто большее, чем просто хорошая генетика — длинные ноги и правильные черты лица, — для меня красота совсем не про это, а про человека в целом, я не могу разделять понятия внешнего и внутреннего содержания.

Женщина-режиссер сегодня никого не удивляет. Удивляет другое: я сама как руководитель понимаю: основное в этой профессии — брать на себя ответственность, строить людей, решать сложнейшие вопросы. В общем, все то, что для хрупкой красивой девушки — не лучшее времяпрепровождение.

Понимаешь, на самом деле все эти сложности, о которых ты говоришь, конечно, существуют, но они ничто по сравнению с проблемой, когда ты сидишь одна перед компьютером и не знаешь, как сделать сцену или финал, и никто тебе не поможет. Чувство ответственности вещь, конечно, страшная, но к этому я уже привыкла, по-другому и не знаю, как бывает, в кино ведь всегда вся ответственность на режиссере.

Фото: Даша Ястребова

Учитывая, что у тебя часто играют начинающие актеры — что ты им прежде всего говоришь, как готовишь к роли?

Я им говорю: «Умоляю, только ничего не играй!» Правда, и, надо сказать, это мало, кто умеет. В некотором смысле с непрофессионалами даже легче: они не понимают, что значит играть, и им легче естественно существовать в кадре. Я же считаю, что самое главное — правильно выбрать актера на роль, чтоб он с ней совпал, и если это произошло, то дальше все должно как-то само собой зажить в кадре, и все, что тебе нужно делать, — это смотреть в монитор и не пропускать фальши.

Некоторые режиссеры используют в работе даже свои сновидения, а для тебя основа выбора — реальные истории, ощущения или просто интересный сценарий?

Сны — это какой-то новый, удивительный мир, который мне только открывается. Раньше я не запоминала свои грезы, а в последнее время у меня как-то с ними наладился контакт, я начала вдруг видеть вещие сны, когда событие еще не произошло, но ты его видишь, просыпаешься и уже понимаешь, что оно скоро случится, и вот оно происходит через несколько дней. Или, к примеру, какой-то важный для тебя человек далеко, а ты видишь все, что с ним происходит, и знаешь, что это абсолютно достоверно. Это касается и каких-то творческих решений, ты всегда можешь во сне проверить правильность своих действий, иногда это приходит на уровне образов, иногда просто на уровне ощущений. Это какой-то очень интересный и нераспознанный мир. Вот у меня на столе стоит книга про Тарковского, она называется «Собиратель снов». Хорошее название, правильное.

Когда мы с тобой решали, какой выбрать образ для съемки, ты предпочла итальянский неореализм. Почему?

Ну, ты мне предложила попробовать образ голливудской дивы, я представила и испугалась. (Смеется.) Я подумала — это все же не мое, я как-то попроще. И если выбирать из каких-то кинообразов, то мне очень нравится итальянский неореализм (направление в кино 40–50-х годов прошлого века; основные представители — Лукино Висконти, Роберто Росселлини, Витторио Де Сика. — THR), я подумала, что можно пойти в сторону Анны Маньяни, ну и черно-белое изображение я, конечно, очень люблю.

Фото: Даша Ястребова

Да, я тоже сразу представила Анну Маньяни или Сильвану Мангано по синергии чувственности и силы… А какие у тебя ориентиры в голливудском кинематографе?

У меня все ориентиры только на хорошее кино, голливудское оно или нет, это мне не важно. Я вообще заметила, что талантливые работы не прибивают тебя, нет, наоборот, вдохновляют на собственные идеи.

Ты готова попробовать себя в новом жанре? Трагедия? Хоррор?

Да, я готова, осталось только родить внутри себя этот хоррор. Но я от себя очевидной уже устала, мне хочется отыскать себя неочевидную и посмотреть, что получится, так что я сейчас открыта к любым экспериментам.

Какими ты видишь свои следующие десять лет?

 Я для себя решила, что впереди меня ждут самые яркие и счастливые десять лет, так я на это настроилась, как будто все только начинается. Ну а что там будет в реальности, посмотрим... Так что давай встретимся через десять лет и поговорим.

Фото: Даша Ястребова

«Про любовь. Только для взрослых»

WDSSPR / Россия / Режиссеры: Нигина Сайфуллаева, Павел Руминов, Наталья Меркулова, Алексей Чупов, Резо Гигинеишвили, Евгений Шелякин, Анна Меликян / В ролях: Джон Малкович, Анна Михалкова, Гоша Куценко, Юрий Колокольников, Федор Бондарчук, Виктория Исакова, Ингеборга Дапкунайте, Равшана Куркова, Александр Паль, Максим Матвеев / Премьера 1 сентября

Материалы по теме

  • Как снимали фильм «Про любовь» Анны Меликян

    15 июня 2015 / Михаил Рузманов

    THR представляет кадры со съемок картины, получившей главный приз «Кинотавра» и рассказывающей o нежных чувствах жителей современной Москвы.

    Комментировать
  • Рецензия: «Про любовь» Анны Меликян

    09 декабря 2015 / Мария Кувшинова

    Смартфон-комедия о городcких невраcтениках, мечтающих о любви, и Москве, не похожей на Мордор.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора