Большая игра на малом экране: как делают футбольные телетрансляции

Большая игра на малом экране: как делают футбольные телетрансляции

Даже самый страстный болельщик вряд ли сможет посетить все интересующие его матчи грядущего чемпионата мира по футболу, который пройдет в России с 14 июня по 15 июля. Однако современные технологии подняли уровень телетрансляций на такую высоту, что многие изначально выбирают не стадион, а спорт-бар или даже просто любимый домашний диван. THR провел целое расследование и узнал, как показ матчей менялся в течение лет и сколько людей, аппаратуры и денег стоит за организацией показа игры №1 в прямом эфире.

Футбол уже давно не просто самый популярный вид спорта, но и первостатейное зрелище. Сражения между грандами сродни блокбастерам и приковывают внимание сотен миллионов людей, зачастую в независимости от их клубных или национальных пристрастий. И потому футбольные телетрансляции актуальны как никогда, ведь постоянно колесить по стадионам с любимой командой никаких денег и времени не хватит — особенно если вы болеете за клуб из другой страны.

Лучшие игроки подобны голливудским звездам: небожители почитаемы по всему миру и снимаются в рекламе, не говоря уже о том, что зарабатывают неприличное количество денег (самый высокооплачиваемый футболист мира Лионель Месси заработал за этот сезон 126 млн евро, — THR). С одной стороны, телевидение подает матчи как эффектное шоу, используя кинематографичные планы, с другой — позволяет углубиться в тонкости игры через разборы в студиях, анализ тактики и статистики.

Подобная благодать не всегда была доступна болельщикам. Первый показ матча состоялся 16 сентября 1937 года — лондонский «Арсенал» схлестнулся с командой своих резервистов. Вывеска у игры не отличалась эпохальностью, но сигнал BBC тогда ловился все равно лишь в нескольких сотнях домов неподалеку от стадиона «Хайбери». Противостояние освещалось тремя камерами, а трансляция продлилась всего 15 минут, прежде чем канал пустил в эфир более насущные вещи вроде комических реприз. Тем не менее эксперимент вышел удачным, и потихоньку его повторяли и другие державы. В СССР футбольную встречу впервые продемонстрировали 29 июня 1949 года.

Чемпионат мира – 1954 показали сразу в восьми странах. То, что по тем временам считалось прорывом, сейчас вызвало бы содрогание: транслировались только вторые таймы (чтобы фанаты не залипали дома, а приходили на стадионы), нарезки опасных моментов шли с трехдневной задержкой, а каналы довольствовались теми матчами, что им предлагали. Так, например, англичане вместо игры своей сборной увидели поединок между Венгрией и Западной Германией.

***

В начале 1960-х изобрели слоу-мо-машину для повторов, что позволило зрителям рассматривать ключевые моменты с особым шиком. В 1969-м английская программа «Матч дня» впервые показала футбол в цвете — команды наконец-то стали различимы! В 1970-м на финал Кубка Англии между «Челси» и «Лидс Юнайтед» включилась рекордная аудитория в 20 млн человек. А благодаря развитию спутников и распространению телевизоров за ЧМ-1970 в Мексике наблюдал уже весь земной шар.

Аппараты Super Slo-Mo отвечают за замедленные повторы

В 1980-е футбол взял курс в сторону шоу-бизнеса: увеличилось количество камер, монтаж стал оригинальнее. Матчей показывалось все больше, в том числе и в прямых трансляциях. В 1990-е каналы подхватили французскую модель с платной зрительской подпиской — болельщики превратились в спонсоров своего любимого зрелища. В 1992-м канал Sky выкупил права на показ новообразованной английской Премьер-лиги за £304 млн. За последующие десятилетия футбол раскрутился до невиданных высот, став чрезвычайно прибыльной индустрией, которая стабильно обеспечивает телевидение высокими рейтингами.

Потенциальную аудиторию Эль-Класико — непримиримого противостояния между испанскими грандами «Барселона» и «Реал Мадрид» — оценивают в 650 млн человек. Каждый матч чемпионата Европы – 2016 в среднем смотрели 130 млн, а весь турнир — 2 млрд. За финалом ЧМ-2014 следил 1 млрд (с учетом людей, которые включались не из дома или в интернете и хотя бы на 1 минуту).

Чтобы не терять аудиторию, каналы вкладывают все большие деньги в съемки, повышая их качество всевозможными наворотами. На ЧМ-2016 каждый французский стадион оснастили 46 камерами (42 стандартными и 4 Ultra HD), хотя на играх Лиги чемпионов средней руки порой хватает и 15. «В последние несколько лет мы видели все возрастающее число камер, и каждый вещатель хочет доставить как можно больше камер, чтобы улучшить свою трансляцию», — отмечает старший менеджер ТВ-операций УЕФА Маркус Ховел.

Nokia OZO (камера виртуальной реальности) для записи панорамы 360 градусов

Где только камеры не располагаются: ездят вдоль поля на рельсах, висят на кранах за воротами, летают на квадрокоптерах и скрываются в различных участках стадиона — от трибун до туннеля, откуда выходят футболисты. Задачи у них самые разнообразные: аппараты Super Slo-Mo отвечают за замедленные повторы, офсайдные камеры фиксируют положение вне игры, стедикам снимает игроков во время гимна, крупная оптика запечатлевает эмоции на скамейке запасных, спайдеркам дает панорамные планы и ездит над полем на тросах, протянутых из углов стадиона.

В России такая камера-паук — собственного производства и управляют ею дистанционно сразу три человека: один — по вертикали, другой — по горизонтали, а третий — вертит сам объектив. Ручная техника отнюдь не легкая, так что от ее операторов требуются богатырские качества: камеры вместе с аккумулятором, штативом, радиоканалом и прочими прибамбасами весят примерно от 8 до 25 кг.

Спайдеркамом дистанционно управляют сразу три человека

В Европе показ матча обслуживают до 200 человек. Как и в киноиндустрии, российское спортивное телевидение отличается от западного более широкой специализацией: количество людей вдвое-втрое меньше, а функций они выполняют больше. На «Матч ТВ» существует три формата производства трансляций: минимальный, средний и максимальный, иногда переходящий в расширенный (с экспертными разборами в студии до и после матча). На расширенном формате бывает задействовано до 100 человек (3 продюсера, 2 режиссера, 2 редактора, 8 режиссеров повторов, 25–30 операторов, 5 операторов графики, 30 человек технического персонала, 2 звукорежиссера и т.д.).

Подготовка к игре начинается еще за неделю: редактор пишет верстку трансляции, которая потом обсуждается и дорабатывается коллективно, собирается статистика игроков и команд. За несколько часов до матча вся ТВ-бригада приезжает на стадион. Техники устанавливают оборудование и подсоединяют кабели, режиссер матча определяет расположение камер (для них есть специально отведенные места, но их можно менять) и распределяет задачи операторов, которые настраивают одинаковое освещение в кадре.

Подготовка трансляции начинается за неделю до игры

Изображение с многочисленных камер выводится на передвижную телевизионную станцию, которая обычно находится в фургоне у стадиона. Сигнал чаще идет уже через оптоволоконные кабели, а не спутники. Внутри ПТС режиссер следит за матчем с десятков мониторов одновременно, дирижируя показом.

На принятие решений у него есть всего несколько секунд. «Когда в игре что-то происходит, ребята здесь сразу же пересматривают различные ракурсы, затем я решаю, какие из них использовать и в каком порядке», — рассказывает режиссер матчей Лиги чемпионов в BT Sports Нил Хаусли. Иногда, правда, приходится жертвовать красивыми повторами, поскольку темп игры так высок, что не позволяет их вставить.

***

На расширенном формате трансляции задействовано до 100 человек (3 продюсера, 2 режиссера, 2 редактора, 8 режиссеров повторов, 25-30 операторов, 5 операторов графики, 30 человек технического персонала, 2 звукорежиссера и т.д.)

Простора для импровизаций у каналов не так много. Существуют определенные правила и договоренности, что, когда и как долго необходимо показывать. Особенно строгие ограничения в ЛЧ: в определенное время нужно давать кадры с футболками из раздевалки, с выходом игроков на поле и т.д. «Это очень регламентированный и унифицированный порядок, которого должен придерживаться весь мир. Мы должны предоставлять единообразную прямую трансляцию, так же, как испанские, итальянские, немецкие вещатели на своих матчах, кого ни назови», — подытоживает Стивен Кук, глава направления на BT Sport.

Запрещено демонстрировать бесчинства фанатов на трибунах, поджигание фаеров и выбегающих на поле энтузиастов, чтобы не поощрять подобные подвиги. Зато не возбраняется снимать живность, забредшую на стадион, — коммерческий потенциал котиков очевиден даже чопорным чиновникам УЕФА.

«После забитого гола можно даже не показывать реакцию тренера забившей команды, но обязательно нужно показать реакцию тренера пропустившей. На его лице может быть написано, что все пошло не так только из-за этого момента», — объясняет главный режиссер трансляций «Матч ТВ» и матчей сборной на Первом канале Артем Шадров.

Крупная оптика запечатлевает эмоции на скамейке запасных

В наш прогрессивный век матчи в телевизоре изобилуют графической информацией — на экраны выводится статистика, при тактических разборах эпизодов подсвечиваются игроки и рисуются стрелочки и т.п. Ответственность за все эти хитрости лежит на операторе виртуальной графики, который выбирает моменты для анализа совместно с режиссером и редактором.

Комплексы по созданию и обслуживанию графики подключаются к нескольким камерам и встраивают в картинку графические объекты — например, со спайдеркама можно наглядно выводить состав и расстановку прямо на поле. Положение графики получается фиксированным, в то время как сама камера может смещаться.

Зная точные размеры поля, системы трекинга и распознавания образов на камерах считывают движение объектов по газону. Благодаря этому можно создавать тепловые карты, демонстрирующие, на каких участках игрок располагался чаще всего, подсчитывать пробег футболиста за матч, скорость полета мяча и т.д. Почти для каждого графического элемента на поле требуется определенная техника — например, для рисования линии офсайда, которое занимает около минуты.

Подобные технологии вроде системы CyberSport также позволяют проецировать таргетированную виртуальную рекламу. В частности, в товарищеском матче сборных России и Бразилии в 2013-м на «Стэмфорд Бридж» на щитах располагалась британская реклама. Однако с помощью определенных программ в трансляции для отечественных зрителей на ограждения накладывались изображения русской водки, в то время как латиноамериканские болельщики лицезрели на баннерах родное пиво.

Видеосигнал формировался на английском стадионе, что должно было стать лазейкой для производителей спиртного в России, где реклама алкоголя запрещена. Тем не менее ФАС все равно возбудила дело против канала, и в результате у нас технология не прижилась. Зато она процветает в остальных странах, позволяя продать одно рекламное место несколько десятков раз для разных аудиторий.

Камеры ездят вдоль поля, висят на кранах, висят на квадрокоптерах

***

В мире футбольных трансляций идет постоянная гонка вооружений с целью подогреть зрительский интерес технологическими инновациями. В 2010-м спорт заразился от кино увлечением 3D. На стадионах ЧМ в Южной Африке размещались дополнительные восемь пар камер, которые снимали в объеме. Некоторые игры транслировались даже в кинотеатрах, но всенародной любви такая практика не снискала.

На важных матчах регулярно ведутся пока еще закрытые испытания над демонстрацией матчей в VR. Облачная технология выручает вещателей уже сейчас, позволяя им экономить и быстрее доставлять контент различным каналам. В преддверии домашнего ЧМ Первый канал экспериментировал с интерактивными трансляциями в формате 360°. В интернете пользователи могли выбирать интересующий их ракурс (с камеры-паука, с трибун или с тренерской скамьи) или следить весь матч за самым звездным футболистом.

Во многих чемпионатах используется технология определения гола Hawk-Eye. Семь камер устанавливаются внутри ворот и генерируют 3D-изображение залетевшего мяча. Когда игровой снаряд оказывается в сетке, то встроенный в него микрочип посылает сигнал на судейские часы.

В испанской Ла Лиге до сих пор не торопятся покупать такую систему, зато стадионы клубов-гигантов «Барселоны» и «Реала Мадрид» оборудовали технологией Intel® 360 Replay system. 38 фиксированных камер с разрешением 5К дают 360-градусный обзор при повторах, в которых можно совершать облеты вокруг застывших спортсменов, как в «Матрице», и даже показывать эпизоды глазами игрока.

«Это мечта каждого продюсера — выбирать, откуда можно смотреть за событиями на поле, — не может нарадоваться продюсер MEDIAPRO Оскар Лаго. — Другие виды спорта более медленные, но в футболе все может измениться в мгновение ока. Никто не знает, как сложится игра, и это вызов — иметь такую технологию в своем распоряжении».

Режиссер матча определяет расположение камер (для них есть специально отведенные места, но их можно менять) и распределяет задачи операторов, которые настраивают одинаковое освещение в кадре

***

По данным Sky Sports, количество зрителей английской Премьер-лиги летом 2017-го упало на 14% — самый большой обвал с 2010 года. При этом на 31% выросли просмотры через стрим-сервисы Sky на смартфонах и планшетах. «Это комплексный вопрос, но есть предположение, что молодая аудитория смотрит другие вещи, доступные ей на множестве платформ, и что высокие цены подписки на футбол высшего качества отпугивают подписчиков», — считает Мэттью Хорсман, аналитик медиа консультационного агентства Mediatique.

Тем не менее, несмотря на растущие угрозы со стороны пиратства и сетевых сервисов, телетрансляции остаются доминирующей формой потребления футбола — и вряд ли в ближайшие десятилетия их позиции глобально пошатнутся. Сколько бы людей ни отворачивалось от ТВ, умереть ему не позволят преданные болельщики игры номер один, которые будут всегда.


Сколько это стоит

За последние годы стоимость телеправ выросла в астрономические суммы, которые являются основным источником дохода для многих клубов. За удовольствие наблюдать за английской лигой в сезонах с 2016 по 2019 год конкурирующие каналы выложили рекордные £5,14 млрд. Новое 4-летнее соглашение принесет немецкой Бундеслиге €4,64 млрд, что на 85% превосходит прошлый контракт. В среднем один матч английского чемпионата стоит €10,5 млн, Лиги чемпионов — €6 млн, испанской Ла Лиги — €4,4 млн. Права на ЛЕ-2016 были проданы за суммарные €1,05 млрд. Цены настолько велики, что Россия с большим трудом договорилась с ФИФА о выкупе прав на показ домашнего ЧМ за $32 млн (вместо более-менее стандартных $120 млн, которые ассоциация в то же самое время требовала со многих других стран).

Материалы по теме

  • О жизни легендарного футболиста Пеле снимут сериал

    04 апреля 2017 / Редакция THR Russia

    Продюсеры сериала «Семейство Кардашьян» займутся экранизацией жизни бразильской легенды футбола Пеле.

    Комментировать
  • Виктор Гусев: человек и гол

    12 июня 2018 / Михаил Рузманов

    В рамках мастер-класса для THR Виктор Гусев поделился секретами профессии, а также рассказал, стоит ли шутить во время игр сборной России.

    Комментировать
  • Сиди и смотри: звезды ЧМ 2018

    13 июня 2018 / Александр Фолин

    THR отобрал семь лучших игроков чемпионата мира по футболу, которые приедут в Россию, чтобы побороться за титул.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus