Джоди Фостер: нервы, бизнес и работа мечты

Джоди Фостер: нервы, бизнес и работа мечты
Джоди Фостер

Дважды лауреат «Оскара» за лучшую женскую роль, вундеркинд и одна из самых ярких актрис своего поколения, доказавшая, что она еще и талантливый режиссер, на протяжении всей жизни страдает от неврозов. Джоди Фостер рассказала THR о том, как она справляется со своими расстройствами и о своей новой роли в фильме «Отель „Артемида“», к которой стремилась последние несколько лет.

Давайте поговорим о том, что значит частная жизнь для звезд.

Думаю, всех очень волнует, насколько сейчас размылось понятие частной жизни, поэтому так сильно хочется сохранить хотя бы то, что от нее еще осталось. И наверное, стоит начинать с довольно раннего возраста. Я вот не веду фейсбук, твиттер или другие социальные сети. Все потому, что я выросла с чем-то вроде невротического чипа, который реагирует на любые попытки вторгнуться в мое личное пространство. К тому же я никогда не хотела стащить с себя одежду и прокричать на весь мир: «Посмотрите на меня».

Вам сложно с этим живется?

Для меня все то прекрасное, что есть в отношениях, не может перевесить все то плохое, что происходит, когда я не ощущаю себя в безопасности. С трехлетнего возраста постоянно нахожусь в некоем режиме выживания — такова моя настоящая реальность. Хорошая новость в том, что я до сих пор еще не в психушке. Плохая — у меня множество защитных механизмов, как у всякого невротика. Но я стараюсь справиться с этим. Ведь когда становишься старше, то стремишься быть более открытым с людьми и, что еще важнее, не наступать на одни и те же грабли, которые постоянно подкидывают тебе собственные бзики.

Ваше состояние мешает работе — например, над фильмом «Отель „Артемида“»?

Я очень довольна своей работой в этой картине. На мой взгляд, получилось прекрасное сочетание эмоционального и рационального с очевидной ноткой сарказма, как у героинь Барбары Стэнвик (популярная актриса золотого века Голливуда, — THR). Именно такую возможность я искала — быть органичной, играя характерную роль, но при этом наполнить своего персонажа эмоциями. Ведь моя героиня пряталась от мира почти 20 лет, злоупотребляя выпивкой и таблетками, но, несмотря на это, неизменно помогала людям.

Чем она отличается от других героинь, которых вы играли?

В большинстве своих предыдущих фильмов я играла главные роли. Для них действовало правило: в самом начале картины персонажи сталкивались с проблемами, а к финалу их решали, изменившись под влиянием обстоятельств, — в общем, как бывает с настоящими героями. Но медсестра из «Отеля „Артемида“» не такая: она не собирается меняться — может быть, она уже мертва или попросту слишком стара и упряма для каких-либо изменений. Настоящая же причина, почему взялась за эту роль в том, что подобного персонажа я искала в течение последних пяти лет. Мне показалось, что продюсеры даже немного испугались, когда я показалась им в образе медсестры.

Джоди Фостер

И вас это смутило?

На их лицах читалось: если ты не та самая Джоди Фостер, которую все привыкли видеть, нужна ли ты нам вообще? Но образ есть образ, и это крайне важно для актера. Моя героиня — 70-летняя женщина, и последние 25 из них она не выходила на улицу, питаясь тако.

Как же она оказалась в таком состоянии?

Дрю Пирс (режиссер, сценарист и продюсер фильма, — THR) придумал нечто вроде тюрьмы или золотой клетки, которую населяют люди, одержимые собой и бегущие от прошлого. Мне кажется, это похоже на чистилище: все герои картины мертвы, но они об этом не знают и, подобно белке в колесе, продолжают заниматься тем, к чему привыкли. Я вот лечу людей. И кстати, не обязательно быть главным героем на протяжении всего фильма, чтобы привлечь внимание зрителей к себе. Когда ты часть актерского ансамбля, это попросту не нужно. Поэтому мне так интересны драматически насыщенные триллеры.

Это то, что вы ищете в своей разноплановой карьере?

Точно не как режиссер, а в качестве актрисы — почему бы и нет? Честно говоря, все очень просто: если сценарий хорош, я готова сниматься. Потому что не так-то просто найти жанровые фильмы, в которых есть не только хороший сюжет, но и сложные персонажи. Ведь зачастую подобные картины снимаются исключительно из коммерческих соображений или чтобы попросту закрыть дыру в прокатных планах. А моя цель как актрисы — оказаться в команде, которая делает что-то по-настоящему стоящее. И каждый раз, когда я пытаюсь быть циничной в этом вопросе, всегда оказываюсь не права.

И почему же так происходит?

Сейчас актерская игра приносит мне гораздо больше удовольствия просто потому, что я люблю заниматься этим. На самом деле это огромная привилегия: иметь возможность отказаться от своего фото на обложке сотен журналов, поскольку мне уже далеко не 22 года, а также не доказывать никому, что я могу принести очередной кассовый хит или еще раз номинироваться на «Оскара». Все это я уже проходила, теперь мне хочется делать то, что нравится.

А что вам интереснее — сниматься или снимать?

Конечно, сейчас мне хочется больше снимать. Но все не так просто: нужно найти материал, освоиться с ним и, самое главное, найти для него финансирование — все это занимает месяцы, иногда даже годы. А столько хороших ролей мне попросту не найти: я постоянно читаю сценарии, но моя чрезмерная избирательность часто мешает сказать «да». И с возрастом становится все сложнее, поскольку очевидно же, что не каждый из них посвящен 50-летней женщине, а ведь мне и повторяться не хочется.

Джоди Фостер

Вы не думали сами написать сценарий?

Много раз. Спрашиваю себя, почему не пишу, ведь это кажется таким очевидным. Да и, по правде говоря, думаю, что писать у меня получается не хуже всего остального, но я не получаю удовольствия от сочинительства. Однако то, что я не способна написать роман, расстраивает меня куда меньше, нежели незавершенные сценарии. Ведь как режиссер я постоянно работаю с ними — вместе с драматургами мы создаем диалоги, меняем детали, переписывая черновик за черновиком.

Это как-то компенсирует то, что вы не снимаете кино по собственным задумкам?

Конечно. Для режиссера гораздо практичнее работать с другими авторами, нежели тратить несколько лет собственной жизни, сочиняя и переписывая сценарий. Сама индустрия развлечений изменилась много раз с тех пор, как я оказалась в ней в трехлетнем возрасте (Фостер снялась в рекламном ролике крема для загара Coppertone, — THR), однако это не обескураживает меня, как многих людей вокруг. И мне вовсе не больно признавать, что культура кинопросмотра тоже преобразилась.

А что случилось с той девочкой, которая снималась в рекламе крема для загара?

Мой путь — одна из самых странных вещей на свете. Возможно, так вышло, потому что я на самом деле не актриса в строгом смысле этого слова и никогда ею не была. Для семьи я была бизнесом, а поскольку я из тех, кто готов расшибиться в лепешку, но сделать то, что от него хотят, временами моя концентрированность на работе превращалась чуть ли не в обсессивно-компульсивное расстройство. Но благодаря многолетней практике я научилась это контролировать в той или иной мере.

И вам это действительно помогло принять себя?

Часть меня всегда страдала из-за того, что я не стала писателем или преподавателем. Почему я, скажем, не пошла в аспирантуру или в юридическую школу? Поэтому иногда мне кажется, что где-то в параллельной вселенной есть профессор, которая всегда хотела быть актрисой и теперь сокрушается, что так и не смогла на это решиться. Вот что на самом деле происходит со мной.

«Отель „Артемида“» (Hotel Artemis)

«Централ Партнершип» / Великобритания, США / Режиссер: Дрю Пирс / В ролях: Джоди Фостер, Стерлинг К. Браун, София Бутелла, Джефф Голдблюм, Дженни Слейт, Закари Куинто / Премьера 23 августа

Материалы по теме

  • Джоди Фостер: «Я хотела стать режиссером, но не думала, что у меня это получится»

    23 мая 2016 / Ребекка Форд

    Актриса и режиссер делится мыслями о контроле над съемочным процессом, а также вспоминает о своих предыдущих поездках в Канны и испуге Мела Гибсона.

    Комментировать
  • Джоди Фостер: «Чужие жизни я беру в аренду...»

    02 июня 2016 / Марина Очаковская

    Режиссер «Финансового монстра» рассказала о том, почему ей позволено больше, чем другим, как магистерская степень по литературе помогает на съемочной площадке и где взять хороший сценарий.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора