- Главная
- →
Журнал- →
Джон Бэйли: фотографическая памятьДжон Бэйли: фотографическая память
Грегг КилдэйTHR поговорил с новым президентом академии Джоном Бэйли: он рассказал о неизбежных изменениях, которые ждут ее в самом ближайшем будущем.В год юбилейного, 90-го вручения премии «Оскар» Американскую киноакадемию трясет как никогда — Голливуд подкидывает скандал за скандалом, да и в самой организации, насчитывающей более 8000 членов, перемены назрели давно. Вот обо всем этом THR и поговорил с новым президентом академии Джоном Бэйли, он рассказал о неизбежных изменениях, которые ждут ее в самом ближайшем будущем.
Джон Бэйли стал новым президентом академии в августе прошлого года. Хозяйство ему досталось беспокойное — последние два года организацию лихорадят скандалы. А сразу после назначения на нового руководителя обрушились очередные беды — вайнштейнгейт и другие мрачные истории о злоупотреблениях властью. Академии пришлось исключить из своих рядов Харви Вайнштейна и принять новый кодекс поведения на рабочих местах.
Бэйли, которому в прошлом году исполнилось 75 лет, — первый оператор-постановщик (он стоял за камерой, например, в «Дне сурка» и «Лучше не бывает») в истории институции на посту ее президента. Поэтому кроме текущих организационных и этических проблем он с удовольствием занимается и более близкими ему делом — новым музеем академии, а также продвижением практики сохранения старого кино.
Как вы сами определяете, из чего складывается работа президента академии?
У меня до этого назначения было совсем другое поле деятельности, чем у всех президентов за последние 20 лет. Я первый оператор и всего лишь второй из технических специалистов (первым был художник-постановщик Джин Аллен в 1980-е. — THR). То есть я трудился в окопах, и у меня совсем другая точка зрения на съемки и на индустрию, чем у продюсеров или пиарщиков. Поэтому между мной и 17 подразделениями академии и их председателями уверен, что сложатся особые отношения, все же большинство членов — рядовые киношники, а не начальство. Ну и на показах и фестивалях, которые мы устраиваем, президент академии сможет что-то сказать собственно о кино, что тоже хорошо. Еще для нас, операторов, невероятно важно сохранение старых фильмов, и у меня лучше получится это продвигать, чем, например, у директора студии.
В прошлом между техническими подразделениями академии и актерами, режиссерами или сценаристами были определенные трения. Как дела обстоят сейчас?
Не скажу, что есть какое-то противостояние, но напряжение иногда чувствуется. Есть точка зрения, что технический персонал — второстепенный, и это разделение постоянно всплывает, когда приближается очередное вручение «Оскаров». Раньше даже были попытки какие-то номинации из трансляции исключить — якобы они недостаточно развлекательные и удлиняют церемонию. Но, мне кажется, сейчас наоборот растет интерес к техническим кинопрофессиям — музыке, монтажу, работе оператора или художника. Поэтому я считаю, что все 17 подразделений должны быть представлены. А если говорить о короткометражках, то они — важная ступень в карьере для тех, кто их делает, поэтому нужно и такое кино отмечать. Кстати, самые эмоциональные и мощные речи традиционно произносят те, кто получают «Оскар» за короткие документальные фильмы.
Недавно академия, чтобы бороться с харассментом, объявила о создании кодекса поведения на рабочем месте. Получает ли теперь руководство жалобы на нарушение этого кодекса?
Пока нет. Сейчас мы делаем защищенный веб-сайт, чтобы эти жалобы принимать. Совет председателей уже месяц вырабатывает процедуры по применению кодекса и разъясняет академикам все грядущие нововведения. На последнем совещании мы как раз обсуждали этот вопрос и пришли к выводу, что применение кодекса не будет неким моментальным осуждением и исключением нарушителей, а прозрачным и последовательным процессом.
А как вы будете разбираться со старыми делами — например, с Романом Полански, обвиненным в педофилии еще в конце 1970-х? И может ли член академии подать жалобу, если он не был непосредственной жертвой или свидетелем нарушения?
По делу Полански было решение суда — там не просто обвинения. И есть уже несколько фамилий, с кем мы будем разбираться сразу, как запустим систему. Не могу пока сказать, что конкретно случится, но мы тщательно рассмотрим все обвинения.
За последние два года в академию пригласили рекордное количество новых участников. Получится ли в будущем находить столько же квалифицированных членов?
Прежний процесс приглашения через поручительство действующего члена академии был очень долгим. И огромное количество замечательных кинематографистов, которые работали в индустрии всю жизнь, оставались за бортом. Поэтому мы решили, что потенциальных новых участников будет рассматривать специальный комитет, и попытались сформулировать правила приема. Я могу пока говорить только за свое операторское подразделение — оно не очень многочисленное, и приток свежей крови к нам тоже невелик. Но в прошлом году мы по приглашению, а не через традиционное поручительство, взяли двух новичков. Первый — испанский оператор Хосе Луис Алькайне, который работал с Педро Альмодоваром, а сейчас снимает новый фильм Асгара Фархади. Ему 79 лет, вот такой новенький. А второй — 43-летний мексиканец Эрнесто Пардо, у него всего шесть проектов за плечами, но последний, «Шторм», выдвигался от Мексики в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Так что новые люди к нам теперь приходят разного возраста и со всех концов света, причем у каждого подразделения есть список потенциальных участников, которых уже давно пора включить в состав академии.
Сейчас академия достраивает свой музей, который стоил $388 млн. Вы что-то советовали в связи с ним?
Ничего конкретного, но сам я — энтузиаст сохранения старых фильмов и интересуюсь историей кино, особенно немого 1910-1920-х годов. Поэтому мы проследили, чтобы ему была посвящена достаточная часть экспозиции музея. Ведь работы той эпохи — не пролог появления звукового и цветного кино, а фундамент всего кинематографа. Директор музея Керри Брауэр со мной в этом согласна. Я, кстати, кроме самих фильмов еще очень люблю старую технику, на которой их делали. Молодежь такие штуки просто гипнотизируют, это же настоящий стимпанк! Поэтому у нас будут не только туфли Дороти из «Волшебника из страны Оз», а камеры, объективы и другие экспонаты в этом роде. Более того, часть вещей мы показали на традиционном балу для обладателей и номинантов на «Оскар». Там была, например, камера BNC 2, которой Грегг Толанд снимал «Гражданина Кейна».
Будете ли вы пересматривать критерии, определяющие принадлежность к кино, в свете новых технических разработок?
Вопросами будущего кинематографа занимается специальный комитет под руководством продюсера Альберта Бергера. Комитет провел уже три встречи с участием представителей разных подразделений академии, чтобы собрать все возможные взгляды на этот вопрос. И после вручения «Оскаров» в этом году займемся новыми критериями. Главная проблема — некоторые дисциплины, которые не пересекались в доцифровую эпоху, сейчас сливаются воедино, а это никак не отражено в наших правилах. Например, новый председатель актерского подразделения Вупи Голдберг недавно подняла вопрос о важности новаторских работ Энди Серкиса в технологии захвата актерской игры. А аниматоры теперь способны рисовать в новых программах так, что результат не отличишь от фильма с живыми актерами.
Появятся ли в связи с этим совершенно новые номинации?
Не представляю пока. Но до этого, конечно, дело в итоге дойдет. Прямо сейчас комитет, который занимается у нас документальным кино, пересматривает правила номинации из-за того, что большинство таких проектов показывают сразу в Интернете, а не в кинотеатрах. Жертвой этих изменений уже стал «Уормвуд» Эррола Морриса, к моему огромному сожалению. Это проект Netflix из шести частей, и, несмотря на то что его выпустили на большие экраны, комитет это во внимание не принял, записал его в мини-сериалы, а из претендентов на статуэтку исключил. Все это происходит потому, что многим не понравилось как «О. Джей: Сделано в Америке» получил сразу и «Оскар», и «Эмми». Теперь мы постараемся такие ситуации не допускать.
Почему вы отказались от традиционного выступления президента академии на вручении «Оскаров»?
Я сразу сказал продюсерам события Дженнифер Тодд и Майклу Де Луке, что выступать не буду. Юбилейное, 90-е вручение — это же особый случай, праздник всей академии, а формальные речи только тормозят шоу.
P.S. На момент выхода интервью в российской версии The Hollywood Reporter стало известно, что президента Американской киноакадемии обвиняют в сексуальных домогательствах. На него подано три жалобы, ведется расследование.
Материалы по теме
Президента Американской киноакадемии обвинили в сексуальных домогательствах
19 марта 2018 / Редакция THR RussiaНа Джона Бэйли подано три жалобы.
Комментировать
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: