Гарик Мартиросян и Артур Джанибекян: «Ругать Comedy Club — то же самое, что ругать жизнь»

Гарик Мартиросян и Артур Джанибекян: «Ругать Comedy Club — то же самое, что ругать жизнь»
Гарик Мартиросян и Артур Джанибекян

Этот материал был опубликован в апрельском номере «The Hollywood Reporter – Российское издание».

Встрече с боссами главного шоу ТНТ назначили на Мещанской, где расположен офис Comedy Club Production. Нас предупредили, что уже на месте надо будет выбрать, в каком из двух стильных кабинетов пройдут интервью и съемка: Артур и Гарик это непростое решение переложили на THR. После небольшой, но впечатляющей экскурсии остановились на просторном офисе Мартиросяна, оформленном в черно-белых тонах, с портретами музыкантов и коллекцией гитар. Гостеприимный хозяин между тем общался с ребятами из трио «Иванов, Смирнов, Соболев», которые делились идеей скетча, Гарик удивился — мол, только что обсуждал с кем-то из резидентов практически то же самое. Вот уж точно идеи витают в воздухе!..

По легенде, идея создания Comedy Club родилась во время американских гастролей команды КВН «Новые армяне», в которой вы оба некогда состояли. Мол, вы посещали в Штатах стендап-клубы и решили сделать нечто подобное…

ГАРИК: Я по этому поводу ничего сказать не могу, поскольку в Comedy Club пришел одним из последних. Кроме того, я никогда не посещал стендап-клубы и вообще не знаю, что это такое.

АРТУР (закуривая сигару): Гарик, действительно, прямого отношения к рождению первых вечеринок клуба не имел, хотя выступал на сцене с самого начала, причем единственный бесплатно… Что касается меня, то я, по большому счету, почти случайно оказался в числе придумщиков: просто только у меня было 600 долларов, чтобы организовать наше дебютное шоу. Это факт — что уж тут темнить…

Это были первые инвестиции — все правильно. Стив Джобс тоже с малого начинал.

АРТУР: Ну, давайте со святым сравнивать не будем! Так или иначе, сейчас мы уже вряд ли вспомним, кто первый и как придумал Comedy Club. Просто в какой-то момент группой товарищей, в которую входил и я, было принято решение организовать вечеринку с бывшими кавээнщиками, желающими выступать сольно. Возникшая позже телеверсия стала логичным продолжением уже к тому моменту популярного и успешного клубного шоу. И провернуть это без Гарика мы бы не смогли.

ТНТ был первым каналом, с которым вы общались по этому поводу?

АРТУР: Вообще поначалу мы делали это для СТС…

ГАРИК: Нет, до СТС мы делали это для MTV! Оттуда пришли талантливые ребята…

АРТУР: …отсняли нашу новогоднюю вечеринку, но дальше дело не пошло. Через полгода, летом 2004-го, мы за $22 тыс. отсняли пилотный вариант проекта, который продюсировал и редактировал Гарик.

ГАРИК: И Саша Цекало.

АРТУР: Да, мы его пригласили, он пришел, увидел, ему понравилось…

ГАРИК: Саша очень хотел, чтобы проект выходил на СТС, и всячески подталкивал нас к этому.

АРТУР: Мы с ним раз шесть встречались, чтобы все обсудить. Он хотел, чтобы программа называлась «Комедийный клуб», а не Comedy Club. Но ничего не вышло. По двум причинам, на мой взгляд. Первая — в том, что СТС на тот момент уже делал крен в сторону семейного формата, а мы…

ГАРИК: …все дальше от семьи!

АРТУР: А вторая, насколько я понимаю, в том, что на тот момент руководитель канала Александр Роднянский был в большей степени занят своим основным телевизионным активом — украинским каналом «1+1». Так что принятие такого сложного решения, как попадание Comedy Club на СТС, затягивалось. Мы в свою очередь ждать не могли — у нас была масса социальных и финансовых причин, чтобы как можно скорее начать что-то делать.

ГАРИК: Мы, кстати, кассету (тогда еще были кассеты!) с нашим пилотным выпуском отослали практически всем каналам. Но ничего не получалось, а через некоторое время вдруг позвонили с ТНТ.

АРТУР: Где-то в октябре — ноябре 2004 года мне позвонил Рома Петренко (в 2002–2013 гг. генеральный директор ТНТ. — THR) и сказал, что это как раз то направление, в которое они готовы инвестировать и в котором готовы двигаться дальше. И все завертелось.

Раз уж вы так акцентируете внимание на разнице между вечеринками и телеверсией, не могу не спросить о том, какой процент показанного на сцене попадает на экран.

ГАРИК: В программу не входит процентов шестьдесят. Запись идет 2,5 часа, а в эфире у нас только 45 минут. Почти два часа мы просто выкидываем.

АРТУР: Как производственный брак.

А кто решает, что оставить, а что нет?

ГАРИК: У нас никто ничего не решает. Это и так понятно.

Просто по тому, как реагирует публика?

ГАРИК: Да, у нас очень честный зал. Первые три ряда — это приглашенные звезды и их знакомые, которым нет абсолютно никакого резона смеяться в несмешных местах. Причем мы с ними чаще всего вообще никак не связаны. Дальше идут люди, которые купили билеты на нашу вечеринку, их тоже не обмануть: они заплатили деньги, чтобы вдоволь посмеяться, и очень расстраиваются, когда им не смешно. А на балконе вообще студенты сидят. То есть у нас настолько разношерстная публика, что, если уж все зрители смеются, значит, это действительно смешно, и наоборот, каким бы крутым ты ни считал свое выступление, если никто даже не улыбается, значит, оно не смешное, а радует только тебя.

А резиденты сами эти веселые или не очень номера придумывают?

ГАРИК: Да, все ребята, которые выступают в Comedy Club, пишут себе сами. Но у нас есть и сценарная группа. То, что вы видите на экране, — это в 95% случаев совместное творчество резидентов и коллектива авторов. Работает это так. Допустим, ребята сидят и обсуждают: «Хорошо бы Паша Воля на 9 Мая прочитал монолог о том, что американские супергерои: Спайдермен, Женщина-кошка и так далее — фальшивые, просто чмошные куклы в дурацких нарядах, а наши дедушки и бабушки, которые воевали в Великой Отечественной войне, — настоящие». Они делятся идеей с Пашей. Он отвечает: «О, круто! Я сейчас на гастролях, я накидаю шуток, а вы напишете». Потом они встречаются через неделю, Паша говорит: «Я придумал такую шутку, что Супермен — это плохой супергерой, потому что то-то и то-то…» Ребята говорят: «Класс! Можно еще так сказать…» Лепится выступление. Оговорюсь: я на примере Воли рассказываю, но так бывает у всех. Так вот, Паша берет этот монолог и читает его, допустим, на своем сольном концерте в Новосибирске. Потом отзванивается ребятам по скайпу: «Значит так: вот эти четыре шутки — супер, две шутки не зашли, а патриотическая концовка, когда я начал говорить про войну, вообще на ура прошла. Я там еще шутку вставил про американцев, которые ввели против нас санкции, и зал вообще взорвался. Давайте уберем несмешные шутки и оставим смешные». Затем он возвращается в Москву на съемки, читает это все в «Голден Пэласе» (развлекательный комплекс, где проходят съемки шоу. — THR), мы на монтаже оставляем самые смешные шутки, и уже в таком виде монолог видят телезрители.

Члены Comedy Club почти автоматически становятся звездами. А вас не смущает некоторая одиозность вашей славы?

ГАРИК: Я убежден, что людей, которых тошнит от одного словосочетания Comedy Club, очень много. Мы не можем в полной мере оценить масштаб бедствия лишь потому, что нет площадки, где бы критики высказывались. Впрочем, если встать где-нибудь на Патриарших прудах и устроить опрос проходящих мимо: «Что вы думаете о Comedy Club?» — как минимум половина скажет, что это отвратительное явление. Только по той причине, что ругать Comedy Club модно ничуть не в меньшей степени, чем смотреть. Притом что ругать нас — то же самое, что ругать… жизнь. Если кто-то говорит: «Я ненавижу Comedy Club, вы все пошляки и моральные уроды», мне жалко этого человека, потому что он просто не разбирается в жизни. Может не нравиться Вадим Галыгин

АРТУР: Что нормально!

ГАРИК: …но не может не нравиться одновременно Галыгин, Руслан Белый, Павел Воля, Гарик Харламов, Зураб Матуа, потому что они выступают в совершенно разных жанрах, говорят о совершенно разном.

АРТУР: Люди, одумайтесь!

ГАРИК: Я хочу сказать всем критикам Comedy Club, что у них, увы, не хватает ума и проницательности, чтобы понять, что отвратительные моменты в Comedy Club являются чистой воды подставой и провокацией.

АРТУР: Я бы хотел смягчить, на самом деле…

ГАРИК: Я призываю не то чтобы любить Comedy Club всей душой…

АРТУР: А я призываю!

ГАРИК: …а относиться к Comedy Club чуть более рационально.

АРТУР: Если вы не зададите следующий вопрос, Гарик может еще часа два на эту тему говорить. (Смеются.)

А аудитория ваша за 10 лет сильно поменялась?

ГАРИК: Она становится все молодежнее и молодежнее с каждым годом и растет как на дрожжах.

АРТУР: Иначе и быть не может. Дело в том, что аудитория телеканала ТНТ за это время выросла в 4,5 раза.

И ваша, соответственно, тоже.

АРТУР: И наша, соответственно, даже больше. Потому что Comedy Club выходит в эфир в среднем с рейтингом 18–20% от общего числа смотрящих на тот момент телевизор.

ГАРИК: Что в пятничное пекло прайм-тайма — поистине чудовищные цифры!

АРТУР: Причем для аудитории 14–44 мы однозначно впереди планеты.

Сколько сейчас проектов делает ваша компания?

АРТУР: У Comedy Club Production 15 постоянных проектов в эфире и еще столько же в загашнике на той или иной стадии готовности — что-то на уровне уже одобренного, готового к эфиру пилота, что-то снимается. К сожалению, падение рекламного рынка, начавшееся несколько месяцев назад, сделало воплощение некоторых наших идей невозможным…

ГАРИК: Во всяком случае, не таким быстрым, как раньше.

А сколько у вас региональных клубов?

АРТУР: В период экспансии, в 2007–2008 годах, когда мы завоевывали рынок, их было 53. После кризиса 2008-го пришлось клубы, которые работали с наименьшей прибыльностью, закрыть. Те, что остались, оказались основным источником для появления новых резидентов клуба, а также участников программ вроде «Comedy Баттл».

У вас очень много новичков появляется вроде как из ниоткуда. А параллельно с ними — звезды КВН: недавно стали резидентами Comedy Club Андрей Скороход из Смоленска, ребята из «Станции «Спортивной»…

АРТУР (вскидывается с улыбкой): Они из КВН?!

Ну вот, заложил хороших парней! Я, собственно, хотел спросить, имеет ли для вас значение то, что они уже раскрученные персоны.

ГАРИК: Это абсолютно не важно! Нам все равно, кто выступает в Comedy Club, — главное, чтобы было смешно. У нас даже Жириновский выступал.

То есть вас включают не ради кого-то конкретного, а просто потому, что знают, что…

ГАРИК: …в какой-то момент обязательно будет весело.

АРТУР: Comedy Club случился как некий формат, когда отдельно взятый резидент, чем дальше, тем меньше, является…

ГАРИК: …программообразующим звеном.

АРТУР: Мы 10 лет в эфире. Где-то около 500 оригинальных выпусков вы за это время посмотрели. Если учитывать, что каждый из них был повторен только на ТНТ примерно 10–20 раз… 10 тысяч эфиров Comedy Club! А если умножить 10 тысяч на 42 минуты — это…

ГАРИК: …чудовищно! Я призываю через ваше издание телеканал ТНТ не повторять Comedy Club никогда.

АРТУР: Не повторяйте наших ошибок!

Comedy Club — это уже давно не только передача. Готовясь к интервью, я даже вычитал термин «зонтичный бренд», который применим к вашему детищу и который вы, Артур, как экономист по образованию должны оценить.

АРТУР: Наш бренд распространился прежде всего на два проекта — «Comedy Баттл» и Comedy Woman. Они, естественно, ничего общего — особенно в творческом смысле — с программой Comedy Club не имеют. Но для зрителя это очень близкие истории, которые, безусловно…

ГАРИК: …нацелены на поднятие настроения человека.

АРТУР: И когда пятничный эфир начинается с Comedy Woman, потом идет Comedy Club, а дальше «Comedy Баттл», это трио показывает многогранность нашего творческого пути.

ГАРИК: А когда наши зрители вдоволь насмеются и заснут, им на смену приходят поклонники программы «Дом 2».

АРТУР: Которая, как вы понимаете, еще смешнее, чем Comedy Club.

ГАРИК: Зрители «Дома 2» смешнее, чем Comedy Club.

Что смешит вас самих? Есть какое-нибудь шоу, которое вы любите?

ГАРИК: Я принципиально не смотрю никакие шоу, чтобы случайно не воровать оттуда идеи. У многих юмористов есть такая болезнь — смотреть американских комиков, близких к стендапу. Я никого не знаю! Вообще понятия не имею.

АРТУР: Я не смотрю по другой причине. У меня и без того от плотного общения с ребятами из клуба и их нескончаемых шуток-прибауток регулярно случается передозировка юмора. Но одно вам могу сказать: если кто-то устроит соревнование между Comedy Club и любой другой юмористической передачей, мы победим одной левой!

ГАРИК: В том числе любую американскую программу.

АРТУР: И в любом количестве.

ГАРИК: Мы напишем номера и монологи на английском языке и просто уничтожим их в соревновании! Любых юмористов вообще!

В первой игре нового сезона Высшей лиги КВН одна новенькая команда выдала шутку. Мол, Масляков сидит перед телевизором, переключает каналы и приговаривает: «Мои... мои... мои... Снова мои... А тут моих нет!» — Пошли титры, перечень сценаристов. — «О, вот они!»

АРТУР: Так и есть! Это был номер? В КВН стали правду показывать? (Смеются.)

Это я вот к чему. Стремитесь ли вы к тому, что когда-нибудь тоже будете так сидеть и повторять: «Мои... мои... мои...»?

АРТУР: Я стремлюсь, но только в ином смысле — не люди мои, а программы.

У вас в сейфе, наверное, план захвата мира лежит?

ГАРИК: Нет, конечно!

АРТУР: Да, конечно!

Так и запишем.

ГАРИК: Более того, скажу: у меня и сейфа-то нет. Серьезно, нет сейфа у меня! Только весы, которые не работают с первого же дня.

Похоже, вопрос с выбором подарка к юбилейной дате решен...

Материалы по теме

  • Стив Карел вряд ли появится в финале «Офиса»

    06 января 2013 / Денис Данилов

    «Я полон надежд, но не думаю, что он вернется», – говорит глава NBC Роберт Гринблад.

    Комментировать
  • Катриона Бэлфи: «Хотела бы оказаться в Нью-Йорке 20-х годов»

    20 августа 2014 / Редакция THR Russia

    Звезда сериала «Чужестранка», который стартует 22 августа на телеканале Sony Entertainment Television, рассказала об отношениях с другими актерами телешоу, об опыте работы с автором романа Дианой Гэблдон, а также о своих фанатах, число которых резко увеличилось.

    Комментировать
  • Новый трейлер: «Метод»

    08 сентября 2014 / Редакция THR Russia

    Маньяки, кровавые убийства, взломы, погони и задумчивый Константин Хабенский в новом проекте Юрия Быкова.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus