- Главная
- →
Журнал- →
Игорь Миркурбанов: «Зритель не прощает артисту самодовольства»Игорь Миркурбанов: «Зритель не прощает артисту самодовольства»
Игорь Миркурбанов Александр ФолинTHR встретился с Игорем Миркурбановым, недавно закончившим съемки в «Икарии» Явора Гырдева, и поговорил о жизненном и творческом пути, а также о взаимоотношениях с режиссерами на площадке и сцене.В жизни Игоря Миркурбанова есть одна, но пламенная страсть. Это театр. Именно из-за любви к сцене мы так редко видим этого потрясающего актера в кино. Зато на спектаклях Константина Богомолова в МХТ им. А.П. Чехова и «Ленкоме», где Игорь — самая яркая звезда, всегда аншлаг. И тем ценнее его появления на экране, главным из которых в прошлом году стала «Дама Пик» Павла Лунгина. THR встретился с Миркурбановым, недавно закончившим съемки в «Икарии» Явора Гырдева, и поговорил о жизненном и творческом пути, а также о взаимоотношениях с режиссерами на площадке и сцене.
Трудно припомнить другого актера, чей путь к славе был бы столь же долог и извилист. Во всяком случае, кто из ваших коллег может похвастаться дипломом дирижера симфонического оркестра? А ведь до Новосибирской консерватории вы еще и на нефтяника учились! Не жалеете, что ушли в искусство из столь перспективной отрасли? Может, олигархом сейчас были бы…
Может, и стал бы… У меня есть несколько бывших сокурсников, кстати, ставших весьма преуспевающими бизнесменами.
А музыку почему оставили?
Скорее это она меня оставила. Изменила мне с Чайковским. (Смеется.)
Вы фаталист?
В квантовой физике и психологии время не линейно. Прошлое, настоящее и будущее существуют в моменте, и трудно не признать, что будущее во многом предопределено. Но когда мы надеемся, что кое-что зависит и от нас, то не обманываем самих себя. Поэтому стоики правы: «Желающих судьба ведет, а нежелающих — тащит».
Фото: Влад Локтев Судя по тому, что вы перепробовали все на свете, с предначертанным мириться явно не хотели. Бунтарская позиция?
Мне как раз казжется, что я плыву по течению...
И в Израиль уехали работать — просто попутный ветер подул?
В 90-е людям стало не до зрелищ. И для меня вопрос стоял так: либо оставаться в профессии, либо уходить в ту же нефтянку, например. А мне, идиоту, хотелось играть Рогожина. Когда предложили его роль в театре «Гешер», я не особо раздумывал.
Как и над предложением сняться в «Списке Шиндлера»? Вы же отказали самому Стивену Спилбергу — в точности как в классическом анекдоте про «ёлки».
Ну да, сглупил. Если бы мне сейчас поступило такое предложение, я бы позвонил в театр в репертуарную часть, и попросил что-то придумать.
А что за роль вам предлагали?
Немецкого офицера, гестаповца, которого замечательно сыграл израильский актер. И после этого он успешно продолжил в Голливуде.
У швейцарского писателя и драматурга Макса Фриша есть пьеса «Биография», герою которой была предоставлена возможность прожить жизнь заново с любого момента. Но он, как и все мы, совершивший за годы массу ошибок, понял, что ничего не стал бы менять…
…О, я бы точно нашел, что поменять! (Смеется.) Просто из дурного перфекционизма, если хотите, потому что отношусь к тому типу людей, которые никогда ни в чем не уверены, вечно рефлексируют и сомневаются.
Рискну предположить, что вы не любите пересматривать свои работы.
Очень! Смотрю только по необходимости. Хотя случаются приятные неожиданности: вроде бы проходной проект — куда шел просто заработать — а получилось неплохо. Не то чтобы ты восхищаешься увиденным, но занятно наблюдать некий образ, существующий совершенно самостоятельно.
Фото: Влад Локтев Почему вы так редко снимаетесь?
Причин много. Принято ругать сценарии, но, по мне, одна из главных проблем — невероятно циничное отношение к актерам, ставшее во многих компаниях. Из-за этого площадка часто превращается в такой «невидимый фронт»: по ту сторону камеры и эту находятся люди, у которых противоположные задачи. Конечно, есть режиссеры и продюсеры, которые любят артистов, но их ничтожно мало.
Павел Лунгин, у которого вы снялись в «Даме Пик» — точно из последних.
Это правда. Павел Семенович — обладатель этого чудесного качества, превратившегося уже, к сожалению, в анахронизм. У него в группе к актерам относятся с уважением и любовью, ценят их труд. Его отношение передается всем, кто находится на площадке. А я, признаться,от этого очень завишу эмоционально.
Надеюсь, съемки в «Икарии» были столь же приятными.
Смотря что иметь в виду. (Улыбается) Не переставал удивляться интеллигентности и мужеству режиссера Явора Гырдева, тому, как слажено трудилась вся команда. Снимали на Мальте, условия были экстремальные. Молодые артисты таскали на себе в 40-градусную жару тяжеленные костюмы с крыльями. И при этом на площадке царило взаимопонимание, терпение и доверие.
Главного героя там, кстати, как и в «Даме Пик», сыграл Иван Янковский (лауреат THR «Событие года» — THR). У вас с ним две совместные картины подряд…
И это замечательно! Вы знаете, Иван — настоящий, открытый, добрый, глубокий, думающий, страдающий, талантливый. При этом невероятно дисциплинированный, фанатичный и преданный делу. Мы дружим с Филиппом, отцом Вани, — я с огромной любовью и нежностью к нему отношусь. Его Митя (в спектакле МХТ им. Чехова «Карамазовы», где у Игоря роль Федора, за которую он получил в 2015 году «Золотую маску», Филипп Янковский играет Митю Карамазова. — THR) каждый спектакль буквально разрывает мне сердце. Он такой полетный и такой трагический!
Ваш персонаж в «Икарии» — типичный антигерой?
Ну, надеюсь, все не так однозначно. (Улыбается.)
Мне ваша роль в «Даме Пик» как раз понравилась своим дуализмом. Понятно, что это очень жесткий человек, но в то же время способный на нежность.
Рад, если это понятно. И тут спасибо Павлу Семеновичу. Он, в общем, актерский режиссер и не навязывает умозрительных концепций, без учета того, что ты можешь, а у меня не было какого-то четкого представления о герое. Вспомниался иногда, ближе к ночным сменам, граф Сен-Жермена (реально существовавший авантюрист, алхимик и оккультист, увековеченный в том числе и в пушкинской «Пиковой даме» как хранитель тайны трех карт. — THR), но, к счастью, ненадолго... А Павел Семенович ни на чем не настаивал. И вот эта моя ни в чем неуверенность, смею надеяться, и трансформировалась в неоднозначность.
Когда я смотрел «Карамазовых», больше всего меня поражала не мера вашего таланта, а то, что, имея все, чтобы перетянуть в своих сценах одеяло на себя, вы этого не делали.
Потому что знаю одну вещь: зритель может простить артисту все — даже незнание текста — но никогда не простит ему самодовольства.
За что вы более всего любите свою профессию?
За взаимность.
Фото: Влад Локтев Материалы по теме
Павел Лунгин: «У нас вообще нет современной драмы»
12 июля 2014 / Семен КвашаПавел Лунгин взялся за российскую интерпретацию сериала «Родина». В процессе съемок он с трудом выкроил полчаса на разговор с THR, но даже за это короткое время успел поставить диагноз нации и объяснить, откуда берется сочувствие к отрицательным героям.
КомментироватьРецензия: «Дама Пик» Павла Лунгина
16 ноября 2016 / Александр ФолинПостмодернистская история, в которой классическое произведение фатально влияет на реальность.

Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры:




