Иван Шахназаров: «Моя первая картина навеяна фильмами братьев Коэн»

Иван Шахназаров: «Моя первая картина навеяна фильмами братьев Коэн»
Фото: Вениамин Фридгельм

Несмотря на юный возраст, Иван Шахназаров уже успел заслужить признание коллег по актерскому и режиссерскому цеху: достаточно сказать, что его получасовой «Рок» был показан вне конкурса на Каннском кинофестивале. Сейчас Иван готовит к премьере на «Кинотавре» одноименный полнометражный дебют, сделанный по мотивам дипломного проекта. THR встретился с молодым кинематографистом и расспросил об увлечениях, иронии и страхе.

Что тяжелее: снимать или играть самому?

Физически тяжелее заниматься режиссурой. Это другая ответственность, ведь от тебя на площадке зависит очень много. Но по внутренним ощущениям мне было легче, потому что чувствовал себя на своем месте. В этой работе больше удовольствия и она дает ощущение какого-то внутреннего спокойствия, уверенности, что все будет как надо. На этих съемках, например, мы всей группой ездили от одной локации к другой. «Рок» — road movie, а значит, каждая сцена — новый объект. Путешествовали как персонажи фильма: начали в первых числах августа в Брянской области и в сентябре добрались до Москвы.

В названии «Рок» заложен не только музыкальный смысл?

В картине не так много музыки, как можно ожидать. Гораздо более важна — по крайней мере я пытался ее передать — другая идея: фатум, некоторая потусторонняя сила, которая ведет ребят на протяжении всего фильма.

Но без музыки все-таки не обошлось. Выбирали по своему вкусу?

Люблю олдскульный рок. Обожаю The Doors, еще слушаю Pink Floyd, Led Zeppelin, AC/DC. Раньше нравились Бадди Холли, Чак Берри — классический рок-н-ролл.

Это не похоже на то, что предпочитает современная молодежь. Фильмы тоже смотрите классические?

По-разному. Я много всего смотрю, но давно ловлю себя на мысли, что не чувствую от современных фильмов той отдачи, какая есть от картин прошлых лет. Поэтому, наверное, и ближе старое кино — как советское, так и голливудское, — оно более живое. Когда был маленьким, еще до ВГИКа, впервые посмотрев «Летят журавли», неделю о нем думал. Сейчас, конечно, выходят интересные ленты, но сложно назвать такую, чтобы захватила мысли хотя бы на день. Для меня же это самый главный показатель качества.

Фото: Вениамин Фридгельм

Есть фильмы или люди, которые вас особенно вдохновляют?

Я регулярно пересматриваю несколько фильмов, чтобы зарядиться. И из современного кинематографа мне больше всего нравятся братья Коэн. Можно сказать, моя первая картина навеяна их кино. Думаю, они со свойственным им ироническим отношением к жизни и ко всем серьезным вещам, над которыми вроде бы нельзя смеяться, наиболее точно передают ощущение от происходящего в мире. Не то чтобы ориентируюсь на них, но получаю большое эстетическое и интеллектуальное удовольствие.

Кстати, в части сюрреализма и черного юмора Коэны близки к некоторым работам вашего отца, Карена Шахназарова. К «Городу Зеро», например.

Есть такое. Но вообще, и в их картинах, и в работах отца в том числе обращение к метафизике позволяет говорить о важнейших вещах — смерти, любви, предательстве — без назидательности и дидактизма, с иронией. То есть зритель может разобраться во всем без посторонней помощи. Ему предоставлен набор фактов, но выводы он делает сам. Вот это мне очень нравится.

После выхода картины вас наверняка начнут сравнивать с отцом. Не страшно?

Честно говоря, не думаю об этом. Будут сравнивать — это от меня никак не зависит, к сожалению или к счастью. Я просто делаю то, что мне интересно, и стараюсь быть честным, по крайней мере, с самим собой.

А вы никогда не хотели заниматься чем-то, не связанным с кино?

Был непродолжительный период в 10–11-м классе, когда я хотел поступать на юридический в МГУ. Уже не помню, почему — возможно, потому, что туда шли почти все мои одноклассники, и казалось, если хочешь реализоваться и стать человеком, нужно вот такое прагматичное образование. Но продолжалось это недолго. (Смеется.) И я пошел во ВГИК. Сначала собирался на актерский — в школе занимался в театральной студии и там говорили, что хорошо играю, — но потом передумал. Слишком зависимая профессия — от чужой воли, времени, даже от собственной внешности, которую всегда надо поддерживать на должном уровне.

Но актерство тем не менее не бросаете. Каким спортом увлекаетесь, чтобы поддерживать форму?

Десять лет занимался плаванием, у меня даже был разряд, но потом все это так надоело, что в бассейн теперь наведываюсь лишь иногда. Если говорить о других увлечениях, то я загорелся этническими музыкальными инструментами: перкуссия, джембе. Уже год терроризирую ими соседей. Сейчас подначиваю одного своего друга, чтобы он научил меня играть на барабанной установке.

Досье:

Иван Шахназаров

Дата рождения: 25 января 1993 года

Место рождения: Москва, Россия

 

Фильмография:

«Исчезнувшая империя» (2007) — актер

«Без слов» (к/м, 2010) — режиссер, сценарист

«Авторский метод» (к/м, 2012) — режиссер

«Игроки» (к/м, 2012) — режиссер

«Рок» (к/м, 2013) — режиссер, сценарист

«Неуловимые» (2015) — актер

«Неуловимые: Последний герой» (2015) — актер

«Не свадебное путешествие» (2015) — актер

«Рок» (2017) — режиссер, сценарист

Материалы по теме

  • ЭКСКЛЮЗИВ: Дом № 1 – Карен Шахназаров провел Яну Чурикову по павильонам «Мосфильма»

    20 сентября 2012 / Яна Чурикова

    Те, кто был в моем родном Останкинском телецентре, знают, что это редкий образец линейной архитектуры квантовых скачков. То есть вроде все квадратно-гнездовое, но новички почему-то теряются. «Мосфильм» в некотором смысле телецентру родственник – тоже легко заблудиться. Так просто ж надо знать, с кем по нему ходить!

    Комментировать
  • Карен Шахназаров перемонтирует «Исчезнувшую империю»

    12 октября 2012 / Илья Кувшинов

    Новая версия картины с музыкой Константина Шевелева появится на экранах под названием «Любовь в СССР».

    Комментировать
  • Карен Шахназаров возглавит жюри кинофестиваля дебютов «Движение»

    17 марта 2015 / Редакция THR Russia

    В состав судейской коллегии также войдут Виктория Исакова, Анна Меликян и оператор Павел Капинос.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора