ММКФ 2018: чужие здесь не ходят

ММКФ 2018: чужие здесь не ходят
Кирилл Разлогов

В этом году мы проводим юбилейный, 40-й Московский международный кинофестиваль и к этому событию подготовили специальную программу, которую назвали «Свои». В нее вошли лучшие за эти годы картины, получавшие призы смотра и ставшие настоящим открытием. Среди них, и классические ленты — например, «Отец» (1966) Иштвана Сабо, и сравнительно недавние, как «Коктебель» (2003) Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского. Карьеры многих режиссеров начались именно с ММКФ….

Однако собственный юбилей — не единственный в этом году. В программу также включена ретроспектива работ Ингмара Бергмана, приуроченная к 100-летию великого шведа. Предметом особой гордости отборщиков смотра является то, что основу блока составляют фильмы, которые никогда ранее не демонстрировались в нашей стране на большом экране.

Что еще отличает нынешний фестиваль: в этом году временно прервалась тесная связь с Каннами. Проводя ММКФ в июне, мы многие годы в мае отбирали во Франции наиболее интересные фильмы, но в 2018-м из-за Чемпионата мира по футболу, финальная часть которого пройдет в России, московский смотр перенесся на апрель, так что наши отборщики переключили свое внимание на Берлин. Впрочем, я убежден, что на общем уровне это никак не скажется.

Если попытаться выделить основную тенденцию, которая нашла отражение в значительной части новых лент, вошедших в различные программы, то это, наверное, возрождение так называемой визуальной антропологии. Существовавшая как часть научного исследования, ныне она является неотъемлемой частью культурных связей между народами.

Отрадно, что территории, ранее считавшиеся периферией мирового кинематографического искусства, сегодня перемещаются в центр нашего внимания. Так в основном конкурсе Россию представит якутский эпос «Царь-птица». Лента Эдуарда Новикова максимально далека от привычного фестивального официоза и перенесет нас в глухую тайгу 30-х годов прошлого столетия.

Главной же задачей любого международного кинофестиваля является глобализация, объединение народов перед лицом высокого искусства. Стираются границы — и территориальные, и временные. Именно поэтому лично для меня одной из самых интересных программ стала подборка картин, снятых в Латвии, Литве и Эстонии в советские годы и в новейший период.

Едва ли не впервые за весь постсоветский период ММКФ вернул себе такую важнейшую функцию консолидации кинопроцесса на территории бывшего Советского Союза, а в какой-то степени Центральной и Восточной Европы. Это позволит зрителям сопоставить взгляд прибалтийских художников разных поколений на самые сложные события XX века.

Не сомневаюсь, что проведенная нами работа позволит достойно отметить юбилейный Московский международный кинофестиваль, тем более что его перенос на апрель даст возможность многим любителям хорошего кино, обычно покидающим на лето столицу, стать нашими гостями.                                    

Материалы по теме

  • ММКФ 2018: Стали известны программы и жюри фестиваля

    30 марта 2018 / Редакция THR Russia

    В основной конкурс 40-го фестиваля вошли две российский работы.

    Комментировать
  • ММКФ 2018 объявил фильм закрытия

    13 апреля 2018 / Редакция THR Russia

    Также в конкурсе появилась еще одна российская картина.

    Комментировать
  • ММКФ 2018: гид по фестивалю

    16 апреля 2018 / Татьяна Маркина

    Брюс Ли, Ингмар Бергман, армянская трагедия, шекспировские страсти, якутский орел, любовь в Москве с точки зрения китаянки и война как вечная тема — все это можно увидеть на Московском кинофестивале.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора