«Мумия»: Дух Египта

«Мумия»: Дух Египта
Кадр из фильма «Мумия»

Справившись с пятью невыполнимыми миссиями, Том Круз отправился на раскопки в Египет и обнаружил там мумию, которая была не очень-то рада встрече. Об этом и расскажет фильм Алекса Куртцмана, ставший первопроходцем среди историй о вновь воскресших монстрах Universal. Решившись переснять свои старые картины, студия очень рискует затеряться в мире, покоренном злодеями из комиксов Marvel, поэтому THR решил разобраться, нужны ли классические чудища современным зрителям.

В 20-х годах прошлого века не было темы популярнее Древнего Египта. Открытие гробницы Тутанхамона в ноябре 1922 года произвело сенсацию, сравнимую разве что с находкой Трои Генрихом Шлиманом (немецкий археолог-самоучка, нашедший легендарный город во второй половине XIX века. — THR). Женщины стали делать стрижки каре, как у богини Исиды, мужчины — обсуждать новости в кальянных кабинетах…

Чуть ли не главной темой тогда была теория о «проклятии фараонов»: потревоженный юный царь мстил мелким людишкам за то, что они нарушили его покой. Почти каждую неделю умирал кто-то из первого состава экспедиции, и едва ли не каждая кончина была окружена мистическим ореолом: кого-то забрала пневмония, другого — отравление мышьяком, третий умер от заражения крови, а еще один несчастный вдруг выбросился из окна… В возможность наказания потусторонними силами верил даже сэр Артур Конан Дойль, а его авторитет был неоспорим.

Сейчас принято считать, что «проклятие фараонов» придумали газетчики, чтобы увеличить тиражи своих изданий. Одним из таких был Джон Л. Болдерстон, специальный корреспондент The New York Times. Мы уже никогда не узнаем, верил ли он сам в то, о чем писал. Но бурная фантазия через несколько лет привела его в Голливуд, где вместо статей предприимчивый журналист принялся сочинять сценарии, и весьма успешно. Придуманная им «Мумия» вышла вслед за «Дракулой» и «Франкенштейном»: студия Universal гордилась своим прозвищем «фабрика ужасов». История об ожившем покойнике стала лучшей и самой известной работой Болдерстона.

…1921 год, открытие саркофага с мумией жреца Имхотепа (так звали архитектора, построившего пирамиды, но в Голливуде требовалось громкое имя, а Тутанхамона потревожить еще раз не рискнули. — THR). Имхотеп, проснувшись, пришел в ярость, но решил использовать раннее пробуждение в собственных интересах. Сориентировавшись на месте, он похищает «папирус Тота» — древнюю, мистическую рукопись, дарующую власть над землей и океаном, способность смотреть на солнце не жмурясь и воскрешать мертвых.

Собственно, последнее, самое ценное качество ожившего жреца, и интересует: он хочет вернуть к жизни возлюбленную, принцессу Анхесенамон. Проблема в том, что в новой инкарнации его пассия стала вполне современной женщиной, и на нее имеет виды красавец археолог.

Это и есть классическая «Мумия» — фильм 1932 года, положивший начало жанру. В нем сыграл гениальный Борис Карлофф — «штатный монстр» студии Universal. Легендой стал его наносившийся по восемь часов грим, который полностью обездвиживал лицевые мускулы: максимум, что мог делать Карлофф, это открывать рот и произносить несложные фразы.

Актриса, исполнявшая роль современной египтянки, свято верила в реинкарнацию и оккультизм: она была очень разочарована, что сцену покидания телесной оболочки и перерождения души так и не сняли «вживую». Но даже без этого эпизода картину ждал грандиозный успех: потом выйдут продолжения: «Рука мумии», «Гробница мумии», «Призрак мумии», «Проклятие мумии»… Так постепенно очередь дошла и до наших дней.

Впрочем, все будут сравнивать фильм Алекса Куртцмана с совсем другой «Мумией» — более-менее новой версией Стивена Соммерса, где археолога играла тогда еще далекая от статуса звезды Рэйчел Вайс, молодой Брендан Фрейзер помогал ей в образе бывшего капитана Французского иностранного легиона, а образ «плохого хорошего Имхотепа» достался Арнольду Вослу. Тем более что тогда, 18 лет назад, на главную роль также пробовался Том Круз. «Вечное возвращение» — фараоны бы одобрили.

Но «Мумия» Соммерса была «мягкой» версией старой картины. Кого она могла напугать? Новый фильм гораздо ближе духу оригинала: предполагается настоящий аттракцион «18+». На перезапуск возлагаются большие надежды еще и потому, что это только первая ласточка: если лента будет успешной, Universal разбудит всех своих старых фирменных монстров, начиная с Франкенштейна и заканчивая Тварью из Черной Лагуны, кем бы она ни была.

Главное новшество Куртцмана — не спецэффекты, а смена пола главного антагониста. Мы живем в эпоху гендерного равенства (ну как бы), и поэтому злодей будет девушкой. Никакой Имхотеп ей не нужен, она сама вполне способна проснуться и напугать окружающих до чертиков. Мумией женского пола стала София Бутелла, бывшая гимнастка из французской олимпийской сборной и девушка на подтанцовке Мадонны и Майкла Джексона. Ее лицо вам наверняка знакомо: это София сыграла Газель в «Kingsman: Секретная служба» (помните: «Одна нога здесь, другая там»?).

Укрощать строптивую собираются сразу двое мужчин: Том Круз в своей идеальной вот уже несколько лет физической форме и Рассел Кроу в роли доктора Джекила. А этот еще откуда? Оказывается, и Генри Джекилу из романа Роберта Стивенсона нашлось место: он мечется между светлой и темной стороной: положительным археологом Томом и злодейкой-мумией Софией, не зная, кого из них выбрать.

Мы, кстати, не уверены, что в «Мумии» появится его альтер эго: скорее всего, студия решила приберечь мистера Хайда для продолжений. Так что, похоже, Древний Египет снова войдет в моду — если правильно сойдутся звезды и принцесса в бинтах сразит вас наповал. Ну а что касается притянутых за уши мистификаций, еще известный английский археолог сэр Мортимер Уилер сказал: «Археология — это вообще не наука. Это непрекращающаяся вендетта».

 

«Мумия» (The Mummy)

UPI / США / Режиссер: Алекс Куртцман / В ролях: Том Круз, София Бутелла, Хавьер Ботет, Рассел Кроу / Премьера 8 июня

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus