Нервная работа: психиатры и ковровая дорожка

Нервная работа: психиатры и ковровая дорожка
Бенедикт Камбербатч «фотобомбит» группу U2 на «Оскаре»

Если вы мечтаете красоваться в свете софитов на красной дорожке и грезите жизнью голливудской звезды, самое время вспомнить поговорку: «Будьте осторожны в своих желаниях — они имеют обыкновение исполняться». Ведь к вожделенным наградам и блистательным нарядам в нагрузку достаются стресс, тревожность, а иногда и серьезные психические расстройства. THR выяснил, какую цену богатые и знаменитые платят за свой желанный статус.

Пока гости очередной престижной наградной церемонии спешно добавляют завершающие штрихи к своему образу, а агенты планируют пресс-туры для победителей, голливудские номинанты дружно усаживаются на кушетки психотерапевтов. Деннис Палумбо, лицензированный психотерапевт из Шерман-Оукс, Калифорния, возвращает душевное равновесие голливудскому креативному классу:

«Однажды у меня был пациент — очень серьезный режиссер, номинированный на "Оскар". Духовный наставник предсказал ему победу, а за день до вручения наград признался, что гуру его соперника пообещал выигрыш своему подопечному. В результате заветный приз не получили ни один, ни другой. Реакция моего пациента: "Теперь я не знаю, кому доверять". Нам всем знакомо чувство, когда натыкаешься взглядом на «приклеенные» улыбки проигравших номинантов. Когда у меня появлялись клиенты с таким выражением лица, то первой мыслью становилось: на работу тут уйдет как минимум месяца полтора».

Работать в Голливуде — огромный стресс, а с приближением сезона наград волна тревоги и беспокойства накрывает даже самых стойких ветеранов. «Я уже ходил на множество церемоний, и каждый раз казалось, будто все происходит впервые. Вспышки фотоаппаратов становятся ярче, а суета — еще более безумной, — признается Джефф Бриджес, который в 2010 году унес домой статуэтку за лучшую роль в фильме «Сумасшедшее сердце». — Меня до сих пор трясет, когда надо что-то сказать со сцены. Мозг просто зависает».

Джефф Бриджес и его «Оскар»

Бриджес в этом не одинок. Неважно, являетесь вы агентом или актером, приближение красной дорожки может провоцировать разнообразные психические расстройства. «Я очень сочувствую всем — и номинированным, и тем, кто не попал в список избранных. Это как получать ведомость в конце четверти, — говорит Палумбо. — По мнению многих, церемонии вроде "Оскара" — настоящий детектор отношения людей к тебе».

Как стресс красной дорожки переживают в Голливуде

«Бессонница — самая распространенная форма тревожности в это время года», — объясняет Филипп Пирс, клинический специалист по работе с лауреатами «Оскара». Его клиенты часто просыпаются посреди ночи, измученные мыслями о будущем и риске, которому они подвергаются. Среди других симптомов «оскаровской тревожности» — наркомания, злоупотребление спиртным, депрессия, нарушение аппетита и приступы расточительства. Все это приводит к выбросам адреналина, схожим по ощущениям с эйфорией от получения награды.

«Такие проблемы могут возникнуть у кого угодно: у продюсеров, актеров, режиссеров. Они просто сидят перед компьютером и без конца покупают, — говорит психотерапевт Ларри Шо, который работает с пациентами разных профессий в киноиндустрии. — Это дает им ощущение контроля: идите на Amazon или eBay, сложите покупки в корзину, и победа за вами!»

Психологическая дилемма

Номинанты, которые обычно проводят перед камерами не слишком много времени — сценаристы или продюсеры, — с большим напряжением ожидают сезон наград. «Их очень беспокоят публичные аспекты церемонии — например, как устанавливать контакт с незнакомыми людьми или действовать в непредвиденных обстоятельствах, — объясняет Пирс. — А режиссеры, с которыми я работаю, наоборот, всегда уверены в своей победе».

Обычно во время кампаний у актеров не так много поводов для стресса, однако нельзя забывать об огромном нервном истощении, которое неизбежно подстерегает их после сезона наград, вечеринок, промотуров и фотосессий. «В последнее время размеры рекламных кампаний только увеличиваются, — говорит Бриджес. — Кажется, пора вводить новую номинацию на звание лучшего их организатора». Узнаваемость и необходимость постоянно быть на виду сильно увеличивает риск эмоционального выгорания.

По мнению Дэвида Леви, профессора психологии Пеппердинского университета, «для режиссера фильм — это его собственный продукт, но актерство автоматически превращает вас в товар, и когда вам говорят нет, то не нравитесь именно вы». «У многих звезд очень непростые отношения с собственной популярностью, — добавляет Мари Мурао, психотерапевт из Беверли-Хиллз, работающая с номинантами. — Часть их натуры жаждет внимания и поощрения, а вторая приходит в ужас от публичности».

Кирстен Данст и Терренс Ховард на «Оскаре 2017»

Даже у менеджеров и агентов есть свои проблемы. «Мои звездные пациенты очень бы удивились, узнав, что переживают их представители: чего стоит только постоянный страх, что клиенты уйдут, стоит только прославиться! — рассказывает Палумбо. — Творческие люди никогда не замечают панику своих помощников. Они проецируют подчиненных отношение «родитель – ребенок», возлагая на них всю ответственность. Вы не представляете, как часто мне приходилось говорить актеру: "Эй, это твой агент, а не мать!"»

Порой Леви наблюдает обратную картину — многие агенты принимают достижения своих подопечных слишком близко к сердцу: «Частично это вопрос финансов. Если клиент получает награду, это означает еще больше предложений работы и более высокие расценки за услуги, а следовательно, и рост комиссионных». Но здесь есть и личностный аспект: «Когда что-то идет вразрез с их планами, менеджеры чувствуют себя оскорбленными».

Горечь поражения

Когда наступает заветная оскаровская ночь, многие звезды, по словам Палумбо, просят родных и друзей не смотреть трансляцию: номинанты не хотят, чтобы близкие стали свидетелями возможного поражения. Одна известная актриса, номинированная на премию «За лучшую женскую роль второго плана», попросила психотерапевта потренировать с ней «хорошее «проигравшее» лицо», когда объявляют других победительниц». «Вместо этого я посоветовал ей поработать над собственной самооценкой!»

Поражение рождает ощущение провала и кучу ненужных эмоций: «постоянное болезненное самокопание», — говорит Шо. А Леви предупреждает: «Вы не можете контролировать большую часть этого кошмара. И нельзя забывать о той роли, которую играет случай, помнить, что очень многое решает политика». Леви советует проигравшим клиентам не бояться говорить о своих чувствах, «но, конечно, не публично». «Это во многом вопрос самооценки, над которой мы работаем во время наших сеансов. Я стараюсь убедить клиентов не считать, что дело только в них самих. Они чересчур серьезно воспринимают и победу, и поражение», — заключает доктор.

Шарлиз Терон за кулисами «Оскара 2017»

Вина за победу

За право обладания заветной статуэткой нужно платить немалую цену, причем порой весьма оригинальную. Речь победителя — это еще одна гарантированная сессия на кушетке у психотерапевта. «Даже самые именитые режиссеры спрашивают: "Что я буду делать, если награда достанется мне и придется подниматься на сцену?"» — рассказывает Джеффри Блюм, лицензированный психотерапевт из Беверли-Хиллз, который вот уже 25 лет работает со звездами. Чтобы помочь клиентам представить себя на сцене и произнести речь, он использует гипноз и техники глубокого расслабления.

Некоторые испытывают «комплекс выжившего» — они выиграли, а многие не менее, а то и более достойные кандидаты проиграли. «Иногда люди чувствуют неловкость за свои достижения», — поясняет Блюм, а Пирс добавляет: «В подсознании очень многих успешных в бизнесе людей сидит глубоких страх. Им кажется, что их награда — это просто счастливая случайность». По словам психоаналитика, тревожность этих пациентов начинает резко прогрессировать после церемонии «Оскар» — они убеждены, что уж теперь их «мошенничество» точно будет раскрыто.

После всех торжеств и волнений обычно наступает «послевкусие» — период апатии, который сменяется стрессом. «Однажды, спустя год после вручения награды, ко мне пришел сценарист, — говорит Блюм. — У него началась паранойя: "Я получил награду и теперь должен создать настоящий шедевр, но у меня нет идей"». «Главный же источник переживаний режиссеров: получив номинацию, вы автоматически оказываетесь в компании Билли Уайлдера, Джона Форда, Стивена Спилберга и Стэнли Кубрика — в настоящем режиссерском пантеоне», — резюмирует Палумбо.

Эмма Стоун и Леонардо ДиКаприо на «Оскаре 2017»

«Проблема здесь заключается в том, что самым высоким достижением был ваш последний "Оскар", — объясняет Леви, — поэтому ожидания огромны: как можно перещеголять самого себя? Многим это так и не удается». В качестве лечения Леви предлагает посмотреть на тех, кто раньше оказывался в такой ситуации — неважно, победил он или проиграл, — и постараться проанализировать, как они себя вели. «Если вы посмотрите на тех, кто уже прошел через что-то подобное, то увидите, что им приходилось решать похожие проблемы. Ощущение сопричастности помогает справиться с тревожностью».

В заключение Палумбо отмечает: «Я думаю, что номинация — лучше, чем победа. Если вы повышаете цену за свои услуги, потому что выиграли "Оскар", от вас будут ожидать заоблачного проекта и постараются использовать в прямом смысле этого слова — а это верный рецепт профессионального провала».

Материалы по теме

  • Новые постеры: «Белоснежка и охотник 2» с Крисом Хемсвортом

    17 ноября 2015 / Редакция THR Russia

    В сиквеле фэнтези-боевика также снялись Шарлиз Терон, Джесcика Честейн и Эмили Блант.

    Комментировать
  • Звезды на церемонии Critics’ Choice Awards 2016

    12 декабря 2016 / Редакция THR Russia

    По красной дорожке прошлись Кейт Бекинсейл, Эмма Стоун, Мел Гибсон, Джастин Тимберлейк и другие.

    Комментировать
  • Канны 2017: 70 лет, 24 снимка и 19 конкурсных фильма

    17 мая 2017 / Инна Денисова

    Перед стартом 70-го Каннского фестиваля THR рассказывает, что нас ждет на юбилейном киносмотре.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus