Пенелопа Крус: любовь с акцентом

Пенелопа Крус: любовь с акцентом
Пенелопа Крус

Муза Педро Альмодовара, Пенелопа Крус с первого своего появления в Голливуде вызывала жгучую зависть коллег, успешно совмещая съемки в статусных драмах с легкими комедиями и блокбастерами. Выход на экраны байопика «Эскобар» — уже шестого ее совместного фильма с мужем Хавьером Бардемом — заставил THR задуматься: как вышло, что испанка смогла так прочно обосноваться за океаном, что под нее даже переписали роль, сыгранную некогда в «Убийстве в Восточном экспрессе» шведкой Ингрид Бергман.

В доме Крусов из Алькобендаса, провинция Мадрид, что-то явно подмешивали в еду или распыляли в воздухе. Иначе как объяснить, что в обычной семье розничного торговца и парикмахерши почти все дети подались в искусство? Старшая, Пенелопа, бредила танцами и кино с раннего детства, ее младшая сестра Моника тоже стала актрисой, а брат Эдуардо — певцом и музыкантом.

Пенелопа Крус, занимавшаяся танцами сколько себя помнит, решила стать актрисой, когда в 15 лет посмотрела эротическую комедию Педро Альмодовара «Свяжи меня». Это воспоминание со временем легло в основу красивой легенды: девочка много работала, выросла и превратилась в музу режиссера, чей фильм когда-то стал для нее профессиональным вдохновением… Интересно, что Крус, несмотря на долгие годы сотрудничества с Альмодоваром, славы в Испании всегда как будто было маловато.

Пенелопа прославилась рано: ей было всего 17 лет, когда вся Испания обсуждала ее появление в обнаженном виде в эротическом сериале «Розовая серия». Таким рискованным дебютом молодая актриса сразу заявила, что ради искусства готова на все, но в итоге долгие годы доказывала, что стала звездой не благодаря одной лишь внешности. Первый же громкий фильм «Ветчина, ветчина», в котором Крус было всего 18 лет, оказался судьбоносным по другой причине: ее партнером стал Хавьер Бардем.

Пенелопа Крус и Хавьер Бардем в фильме «Ветчина, ветчина»

Пенелопа тогда получила первую свою номинацию на главную испанскую кинонаграду «Гойя» и устремилась к вершинам национальной киноиндустрии. Однако в 20 лет совершила неожиданный кульбит — переехала в Нью-Йорк, где жила в Гринвич-Виллидж и учила английский, параллельно наведываясь на родину и активно снимаясь. В том числе и у ставшего наставником и другом Альмодовара в «Живой плоти», где ее партнером снова оказался все тот же Бардем.

Первый американский фильм с участием Крус, вестерн о любовном треугольнике «Страна холмов и долин» (1998), в котором у нее была небольшая роль, не был успешным. Зато она сразу снялась у великого англичанина Стивена Фрирза и таким образом наметила карьерную стратегию — работать в первую очередь с первоклассными режиссерами, а не гнаться за высокими гонорарами в блокбастерах.

Работа с Альмодоваром служила Пенелопе чем-то вроде страховки: после того как «Все о моей матери» с ее участием получил «Оскара» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», «Голливуд позвонил»: актриса получила главную роль в американской романтической комедии «Женщина сверху». В ней Крус сыграла шеф-повара и эмигрантку из Бразилии Изабеллу с небольшим, но плохо влияющим на личную жизнь нюансом — Изабелла не выносит лежать под партнером во время секса, ее буквально начинает мутить.

Кадр из фильма «Женщина сверху»

Эта метафора женской независимости понравилась зрителям, и Пенелопа постепенно стала в Голливуде «актрисой с акцентом №1», снимаясь с главными секс-символами начала XXI века — Мэттом Дэймоном, Джонни Деппом, Николасом Кейджом, Томом Крузом и Мэттью МакКонахи. С двумя последними у нее даже были недолгие романы, заканчивавшиеся сразу после завершения пиар-кампаний по продвижению картин с их участием.

Явно неудовлетворенная амплуа подруги главного героя, Крус охотно соглашалась на совсем вроде невыигрышные, но яркие второстепенные роли — скорее характерные, чем звездные. Но эти роли — пациентки психиатрической клиники в «Готике» и трагически погибающей медсестры Мии в «Голове в облаках», третьей в любовном треугольнике с Шарлиз Терон и Стюартом Таунсендом — запомнились. К Пенелопе начали относиться как к серьезной актрисе, а не как к героине боевика или трофею героя-любовника.

Впрочем, решающий поворот в карьере Крус случился лишь после очередной «помощи из дома» — от того же Альмодовара, предложившего любимой актрисе главную роль в драме «Возвращение» (2006). Главный испанский режиссер как будто дал Пенелопе теоретическую базу, подав ее как итальянскую звезду 1960-х и попросив ее смотреть побольше фильмов с участием Софи Лорен и Клаудии Кардинале.

Кадр из фильма «Возвращение»

Это был умный ход — такое включение современной актрисы в уважаемую европейскую кинотрадицию сразу вызвало у киноманов всего мира ностальгическое умиление. Крус получила первую номинацию на «Оскара» и предложение от Вуди Аллена. «Вики Кристина Барселона» (где ее партнером уже в третий раз стал будущий муж Хавьер Бардем) окончательно утвердила актрису в статусе главной иностранки Голливуда. Во многом тут ей оказался на руку вполне логичный для США, где значительная часть населения имеет латиноамериканские корни, социальный запрос на актрис соответствующей внешности.

Она стала первой испанкой, получившей «Оскара», и отныне ей доставались чуть ли не вообще все роли европеек с акцентом в Голливуде. В 2012-м она снова сыграла у Вуди Аллена в «Римских приключениях», причем уже итальянку, а потом еще одну — в военной мелодраме Серджио Кастеллитто «Рожденный дважды», где ее героиня Джемма возвращается в Сараево переживать прошлые драмы…

Кадр из фильма «Рожденный дважды»

***

Интересно, как Пенелопа до сих пор поддерживает две одинаково весомые карьеры. В европейском (и не только в испанском!) кино она играет часто трагические роли в фильмах со значимыми сейчас резонансными темами — например, учительницу, обнаружившую у себя рак груди, в драме «Ма Ма» (2015). И одновременно пускается развлекать народ в легкомысленных голливудских картинах. Совсем недавно у нее был комедийный период, когда она подряд появилась в «Образцовом самце 2» (где ее героиня-модель очень смешно страдала из-за слишком большой груди) и «Братьях из Гримсби» — в редком для себя амплуа карикатурной злодейки.

При этом Крус не забывает появляться в правильном контексте и компании в небольших ролях «с историей». В прошлом году Кеннет Брана специально ради нее изменил даже национальность героини, сыгранной в оригинальном «Убийстве в Восточном экспрессе» (1974) Ингрид Бергман (она получила за ту роль свой третий «Оскар»), — в ремейке Браны шведка Грета превратилась в испанку Пилар Эстравадос. Ради другой актрисы вряд ли бы стали идти на такие изменения, но участие Крус того стоило: ее религиозная миссионерка — одна из самых ярких пассажирок поезда.

Кадр из фильма «Убийстве в Восточном экспрессе»

Совмещая эти две как будто параллельные карьеры в Америке и Европе (а Пенелопа умудрилась сняться даже в двух популярных франшизах — в «Сексе в большом городе 2» и «Пиратах Карибского моря: На странных берегах»), актриса обошла еще одно препятствие, которое казалось непреодолимым другим звездам ее уровня. Будучи замужем за Хавьером Бардемом уже восемь лет и воспитывая с ним сына Леонардо и дочь Луну, она ухитряется выбирать проекты, которые не разлучают ее с семьей.

Новый фильм «Эскобар», где Бардем играет знаменитого наркобарона Пабло Эскобара, а Крус — его любовницу, журналистку Вирхинию Вальехо, снят по воспоминаниям его главной героини «Люблю Пабло, ненавижу Эскобара», после которых Вальехо вынуждена была просить убежища в США. И в этом же году выйдет еще один фильм, где знаменитая супружеская пара сыграет вместе, — триллер Асгара Фархади «Все знают», в котором Пенелопа сыграла живущую в Буэнос-Айресе испанку Каролину.

В наше время фильмы, главные роли в которых исполняют известные супруги, редко пользуются успехом, но Бардему и Крус удается быть интересными. Достаточно сказать, что, например, в криминальной драме Ридли Скотта «Советник» (2013) они снимались вместе, ни разу не появившись в одном кадре!

Конечно, Пенелопа не «жена при муже» — она соглашается на работу, которая обещает ей новые возможности. Совсем недавно она дебютировала на американском телевидении в очень яркой роли Донателлы Версаче во втором сезоне «Американской истории преступлений». Ее знаменитая героиня не раз высказывалась против содержания сериала, в котором, как она утверждает, искажены факты. Но ее уважение к сыгравшей ее актрисе неизменно — перед началом церемонии вручения «Золотых глобусов» Донателла прислала Пенелопе большой букет белых роз.

***

Голливуд не любит запоминать иностранные имена, но если уж к кому-нибудь прикипит, то всерьез и надолго. Пенелопа Крус представляет в Голливуде Испанию точно так же, как регулярно снимающаяся в Америке Марион Котийяр — Францию, Моника Беллуччи — Италию, а с недавних пор и Ребекка Фергюсон — Швецию. Семь лет назад на голливудской «Аллее славы» даже появилась именная звезда Пенелопы, официально ознаменовавшая признание актрисы американской публикой.

Для того чтобы стать по-настоящему американской звездой, ей предстоит сыграть в фильме об изнанке американской мечты, и следующий проект Тодда Солондза «Дитя любви» предоставит ей эту возможность. Крус играет Иммакулату, мать мальчика, подговорившего соседа убить его отца. Это та роль, которую от актрисы с ее солнечным имиджем улыбчивой испанки никто не ждет, и, кто знает, возможно, она совершит новый качественный переворот в ее карьере.

Пенелопа Крус

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора