- Главная
- →
Журнал- →
Рецензия: «Фокстрот» Самуэля МаозаРецензия: «Фокстрот» Самуэля Маоза
Дебора ЯнгВсе ужасы современной израильской армии в сюрреалистичном высказывании, получившем Гран-при Венецианского фестиваля.Режиссер с уникальным взглядом Самуэль Маоз снял всего два полнометражных фильма. Первый, «Ливан», отправил зрителя в напряженную, клаустрофобную поездку внутри танка с четырьмя напуганными израильскими солдатами внутри — и выиграл «Золотого льва» в Венеции в 2009 году. Спустя восемь лет Маоз вернулся в основной конкурс фестиваля с еще более мучительной лентой «Фокстрот», которая выступила с резкой критикой использования армией неопытной молодежи для достижения политических целей.
Название фильма имеет двоякое значение: это и танец, и армейское кодовое слово. «Фокстрот» изображает современный Израиль как очень сюрреалистичное, но причиняющее реальную физическую и психологическую боль место. Оригинальность картины — в сложном, напряженном повествовании, из-за чего часть озадаченных зрителей может столкнуться с проблемой восприятия происходящего. Для тех же, кто досмотрит до конца, история точно будет иметь смысл.
Фильм разделен на три неравные части. В первой главе представители армии звонят в дверь семьи Фельдман, чтобы сообщить о том, что их сын Джонатан погиб при исполнении долга. На этой драматической ноте мы и знакомимся с Михаэлем Фельдманом (Лиор Ашкенази) и его молодой женой Дафной (Сара Адлер).
Дафна падает в обморок и после пьет успокоительное. Михаэль же мечется, как животное в клетке, по их стильной, современной квартире. В предельно крупных планах, выделяющих его из окружающей обстановки, мужчина пытается осмыслить происходящее, пока над ним нависают доброжелательные, но навязчивые солдаты и члены семьи. От отчаяния пнув собаку, он запирается в ванной, чтобы остаться один на один со своей болью. Удручающие кадры, снятые из-под потолка, буквально прижимают героя к полу.
Внезапно через 45 минут после начала фильма внимание переключается на отдаленный пограничный патруль, где четыре молодых израильских солдата — среди них и Джонатан Фельдман, сыгранный Йонатаном Шираем — служат на КПП посреди пустыни. И если первая часть ленты была снята в стиле научной фантастики на какой-то отдаленной планете, вторая — абсолютно сюрреалистична.
Изредка дежурные поднимают шлагбаум, чтобы пропустить одинокого верблюда. Время от времени несколько палестинцев идут мимо на свадьбу или по своим делам. Иногда после проверки документов парни их пропускают, иногда — оскорбляют и унижают. Это единственный способ бороться со скукой в этом богом забытом месте.
Маоз выбирает вызывающе агрессивный стиль съемки, который поднимает вопросы о бэкграунде солдат: кто они такие и за что борются. Крупные планы заполняют экран механическими объектами, лишенными всякого контекста. На фоне играют писклявые записи старых песен, оглушительно увеличивая громкость, когда Джонатан танцует со своим автоматом, представляя, что это красивая блондинка.
В третьей части повествование возвращается в квартиру родителей Джонатана, и мы видим странную сцену драки между ними. Ясно только то, что произошло что-то ужасное, даже роскошная некогда квартира стала грязной и обветшалой. Сара Адлер, едва заметная в начале фильма, теперь занимает центральное место в захватывающей сцене психологического конфликта, сыгранного с театральной непосредственностью и реализмом.
Безусловно, фильм производит неизгладимое впечатление. Похоже, у каждого из персонажей случается свидание с судьбой, но независимо от того, что они предпринимают, всегда оказываются в стартовой позиции — как в настоящем фокстроте. Еще более внушительно, что боль убитых горем родителей рассматривается как прямой результат абсурда войны и того, как она обходится с неготовыми новобранцами.
В соответствии с экстравагантным, почти инопланетным стилем фильма оператор Джиора Бейач успешно использовал экспрессионистскую палитру, которая варьируется от ярких, солнечных цветов пустыни до болезненно зеленых оттенков слякоти и невыспавшихся лиц.
«Фокстрот» (Foxtrot)
«Русский Репортаж» / Израиль, Швейцария, Германия, Франция / Режиссер: Самуэль Маоз / В ролях: Лиор Ашкенази, Сара Адлер, Йонатан Ширай, Шира Хаас, Йехуда Альмагор / Премьера 7 июня
Материалы по теме
Рецензия: «Патерсон» Джима Джармуша
17 февраля 2017 / Анна СергиенкоНовая картина легендарного режиссера, больше похожая на визуализацию стихотворения поэта-классика.
КомментироватьРецензия: «Мария Магдалина» с Руни Марой и Хоакином Фениксом
06 апреля 2018 / Григорий ЧерагинИстория жизни и смерти Иисуса Христа с точки зрения женщины.
Рецензия: «Русалка. Озеро мертвых» Святослава Подгаевского
12 июля 2018 / Эмилия ДеменцоваВ новом фолк-хорроре Святослава Подгаевского главным героем является вода, которая и чарует, и пугает одновременно.
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: