- Главная
- →
Журнал- →
Рецензия: «Холодная война» Павла ПавликовскогоРецензия: «Холодная война» Павла Павликовского
Leslie FelperinГорько-сладкая баллада о двух возлюбленных из тоскливой Польше советской эпохи, которые не могут жить ни вместе, ни порознь.«Холодная война» от режиссера Павла Павликовского — это болезненно романтическая, полная сурового реализма драма о разрушительной силе эроса, которая растянулась с конца 1940-х до начала 1960-х годов. Почти десять лет развиваются бурные отношения между пианистом Виктором (Томаш Кот) и певицей Зулой (Джоэнна Кулиг). Судьба носит их по миру — за «железный занавес», в Париж, еще дальше — пока страсти то разгораются, то снова затухают.
Нескончаемый джаз, черно-белое неширокоэкранное изображение и масса точных деталей эпохи неизбежно вызывают воспоминания о многократно награжденной ленте Павликовского «Ида» («Оскар» 2015 года в категории «Лучший фильм на иностранном языке», — THR). В то же время лента созвучна и другим работам режиссера.
Есть тут нечто общее и с его британскими историями об обреченной любви «Последнее пристанище» (2000), и с «Моим летом любви» (2004), и с поздней парижской драмой «Женщина из Пятого округа» (2011) о таинственной незнакомке. Хотя лента все равно остается очаровательно оригинальной, пусть иногда и кажется несколько недоработанной. Это, например, касается сюжетной линии ослепительной звезды «Иды» Агаты Кулеши, которая обрывается слишком неожиданно.
Так или иначе, картина Павликовского, украшенная подборкой песен самых разных жанров, станет усладой для меломана. Тут есть и традиционные мелодии, и советские гимны во славу сельскохозяйственных реформ, и классические отрывки из Джорджа Гершвина (текст песни I Loves You, Porgy оказываются весьма важным для сюжета), перемежающиеся с каноническими композициями. А своеобразным символом конца эпохи — будь то смерть Сталина или падение Берлинской стены — оказывается Rock Around the Clock Билла Хейли.
Именно музыка — пища для любви, как сказано в «Двенадцатой ночи», — сводит главных героев вместе. История начинается в 1949 году, Виктор вместе с коллегой и любовницей Ирэной (Кулеша) разъезжает по разоренной войной Польше. Они записывают музыкальные выступления простых людей, сопровождает их водитель-оппортунист Качмарек (Борис Шиц).
Через некоторое время — экран темнеет, субтитры поясняют нам место и время, не указывая, впрочем, сколько же прошло с предыдущих событий, — Виктор и Ирэна уже занимаются школой для будущих певцов и танцоров. При покровительстве государства они готовят инструмент пропаганды, демонстрирующий талант и арийскую красоту поляков для всех остальных стран Восточного блока.
На одном из прослушиваний Виктор встречает Зулу, красавицу-блондинку с широкими славянскими скулами и хитрыми глазами. Ее голос не настолько чист, как у других девушек, зато у нее есть «кое-что еще» — обаяние и умение держаться на сцене. Она производит неизгладимое впечатление, как и играющая ее Кулиг, способная измениться на экране в мгновение ока…
Антиромантический посыл фильма может оказаться слишком горькой пилюлей для большинства зрителей, хоть она и подслащена потрясающей музыкой. Также добавляет сладости изысканное освещение и съемка оператора Лукаша Зала, ничем не уступающие той работе, которую они проделали с Рышардом Ленчевский на «Иде», только на этот раз без обилия снега и контрастного сопоставления. И, несмотря на всю тоску, очевидную даже по названию, «Холодная война» — более знойная, сексуальная и солнечная лента, напоминающая о кинематографе той эпохи, но ни разу не подражающая ему.
«Холодная война» (Zimna wojna)
«Централ Партнершип» / Польша, Франция, Великобритания / Режиссер: Павел Павликовский / В ролях: Джоэнна Кулиг, Томаш Кот, Агата Кулеша, Борис Шиц, Седрик Кан, Жанна Балибар / Премьера 15 ноября
Материалы по теме
Рецензия: «Время первых» с Евгением Мироновым и Константином Хабенским
06 апреля 2017 / Дмитрий ОсташевскийАпполон 13: «Хьюстон, у нас проблемы!» Время первых: «Заря, всё нормально!»
КомментироватьМаксим Севриновский сыграл Ричарда III
16 октября 2017 / Эвелина ГурецкаяЗлодей, лишенный совести, идущий от одного убийства к другому, и вместе с тем психологически точно разработанный характер талантливого и умного человека – таким получился Ричард III у Максима Севриновского.
Рецензия: «Мэри и ведьмин цветок» Хиромасы Енэбаяси
02 марта 2018 / Сергей СергиенкоМилая сказка, местами чересчур похожая на работы студии Ghibli.
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: