Рецензия: «Киллер поневоле» с Роменом Дюрисом

Рецензия: «Киллер поневоле» с Роменом Дюрисом
Кадр из фильма «Киллер поневоле»

Все начинается как сказка: в маленьком городке живут три друга — Том (Густав Керверн), Джефф (Шарли Дюпон) и Жак Скоран (Ромен Дюрис). По вечерам они ходят в клуб, где Жак, посмеиваясь, мухлюет в покер — самый страшный грех, который позволяет себе совершать в жизни этот добрый и честный парень. А такие, как известно, не очень-то преуспевают: фабрику, где он работает, закрывают, а в придачу еще и девушка бросает.

В какой-то момент даже начинает казаться, что мы смотрим очередной фильм братьев Дарденн об обесценивании человеческой жизни в мире капитала. «Предприятия закрывались, денег у людей становилось все меньше». Картина Паскаля Шомеля совсем о другом: как из честного труженика переквалифицироваться в киллера.

Убийца как протагонист. Этот типаж популярен в Америке, где подобного рода персонажи косят человеческую нечисть, как траву, не встречая ни зрительского осуждения, ни сочувствия. Супергероя непременно должна играть звезда первой величины, поэтому и появляется Ромен Дюрис, одно из первых лиц современного французского кино.

Европейцу Паскалю Шомелю, впрочем, важнее психологические мотивы, поэтому жертвы, как правило, неприятные люди. Каждый из нас работал (или знаком с сотрудниками) в корпорациях. Где цель условного «эйчара» — понизить самооценку или зарплату посредством специальных манипуляций. Пожирание ближнего своего здесь не порок, а правило буржуазного мира. Поэтому Жак не просто протагонист комикса о супергероях, но борец за мировую справедливость.

«Жизнь на земле идет не по правилам». «Экономика — сплошное дерьмо, боль, подтасовки». Как только на заправке, куда Скоран чудом устроится после долгой безработицы, появится роботообразный инспектор Брехт, мы вздрогнем от его капиталистического оскала. «Это коммерция, а не центр по устройству инвалидов», — скажет он, увольняя парня с задержкой в развитии. И получит по заслугам. Убийство как воздаяние — провокационная мысль, высказанная Ларсом фон Триером в «Догвилле», воплощена здесь легко, игриво и без лишних рефлексий.

Комедию на пятьдесят процентов делают исполнители: пару Дюрису, неизменно блестящему, составляет Мишель Блан (известный комедийный актер и одновременно сценарист фильма. — THR), играющий Андре Гардо, заказчика преступлений, хозяина подпольного покерного клуба. Такие типажи — идейные, с повышенной чувствительностью и вкрадчивостью маньяка — случались, например, в постперестроечном кинематографе (вспоминается Свинья, глухой криминальный авторитет в исполнении Максима Суханова в «Стране глухих»).

Герой Блана — с понятиями: он наказывает нечестных и даже отказывает Джеффу в почетной должности убийцы, так как не доверяет лжецам. Честный Жак в его картине мира — идеальный головорез. Вместе они переживут множество нелепых ситуаций.

Каждая сцена убийства в стиле буфф заслуживает отдельных похвал за визуальное воплощение. Красный пеньюар жертвы, золотые подушки, саундтрек с песней Фила Спектора Sag Warum в исполнении Камилло Фельгена и маленькая собачка-глушитель, принесенная в жертву любителям черного юмора. Они напоминают выступления цирковых клоунов. Герои обмениваются ужасно смешными репликами (заслуга Блана-сценариста).

Маленький городок как место действия добавляет абсурда, какой мы видели у Брюно Дюмона: в поисках киллера заказчик вынужден поочередно обращаться к клиентам клуба; в полиции на убийцу, пришедшего на допрос, не обращают внимания; наказания не существует в принципе (это вам не Достоевский).

Картину не портит даже романтический хеппи-энд под фламенко: без него из «Киллера поневоле» вышел бы артхаус, а под мейнстримным соусом всегда проще вложить в головы аудитории пару свободолюбивых идей с провокационным налетом.

«Киллер поневоле» (Un petit boulot)

Франция, Бельгия / «ПРОвзгляд» / Режиссер: Паскаль Шомель / В ролях: Ромен Дюрис, Мишель Блан, Алис Белаиди, Гюстав Керверн, Алекс Лутс, Шарли Дюпон, Филипп Гран’Анри / Премьера 11 мая

Материалы по теме

  • Рецензия на фильм «Охотник»

    09 мая 2012 / Максим Эйдис

    Австралийский триллер об охоте на давно истребленное животное, борьбе человека с силами природы и одиночестве.

    Комментировать
  • Рецензия на фильм «После битвы»

    18 мая 2012 / Дебора Янг

    Пока, наверное, рано делать какие-то выводы по поводу Арабской Весны, изменившей Египет, но режиссер Юрси Насралла и сценарист Омар Шама предприняли мужественную попытку разобраться в истоках революционных событий. Так родился фильм «После битвы».

    Комментировать
  • Рецензия: «Грань будущего»

    03 июня 2014 / Заира Озова

    Том Круз и Эмили Блант – в научно-фантастической версии «Дня сурка» от режиссера «Мистера и миссис Смит».

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Реклама

Письмо редактора