Рецензия: «Прочь» Джордана Пила

Рецензия: «Прочь» Джордана Пила
Кадр из фильма «Прочь»

Подобрать время для премьеры фильма удачнее было просто невозможно: после победы Дональда Трампа на президентских выборах расовые вопросы встали особенно остро (и оказались очень понятными простым американцам). Неудивительно, что «Прочь», снятый за скромные $4,5 млн, заработал за месяц в мировом прокате в 30 раз больше.

Этот триллер, без сомнения, открывает перед его режиссером — одним из участников популярного скетч-сериала «Ки и Пил» (выдержал пять сезонов в 2012–2015 годах на телеканале Comedy Central. — THR) Джорданом Пилом — совершенно новые карьерные перспективы и должен стать для него ключом к будущей творческой свободе. Если, конечно, 38-летний актер решится изменить привычному комедийному амплуа.

Главный герой фильма Крис в исполнении темнокожего британца Дэниэла Калуя вместе со свой возлюбленной Роуз (Эллисон Уильямс) отправляется знакомиться с ее родителями. Парень очень нервничает, опасаясь, что те будут не в восторге оттого, что их дочь встречается с представителем расового меньшинства.

Девушка же, как и положено представителю либеральной интеллигенции, уверяет, что волноваться не о чем. Но, оказавшись дома, она вынужденно признает, что ее мать и отец ведут себя несколько странно. При этом от ее глаз укрывается то, что сразу замечает Крис: двое черных слуг больше напоминают зомби, и их вроде бы радушная широкая улыбка внушает страх.

Тем не менее родители в исполнении Брэдли Уитфорда и Кэтрин Кинер, кажется, вполне искренне хотят подружиться с будущим зятем. Мать Роуз — Мисси даже пытается помочь ему бросить курить посредством гипноза, на лечебных сеансах которого специализируется. Несмотря на явное нежелание Криса в этом участвовать, ей удается добиться своего, и все заканчивается погружением в болезненные воспоминания о трагических событиях детства (что словно эхом отразится в нескольких действительно страшных моментах картины).

На следующий день на ежегодную вечеринку собираются все друзья и знакомые: белые люди, приезжающие на огромных черных внедорожниках и седанах. Все они ведут себя очень дружелюбно, можно сказать, даже чересчур, так, что в какой-то момент любезность превращается в натянутость и неловкость и становится понятно: никто из них никогда по-настоящему не имел дело с людьми другого цвета кожи и плохо представляет себе чужую жизнь. Но пора ли начинать волноваться или Крис слишком себя накручивает?

Ну, а когда от смутной паранойи действие переходит к откровенному насилию, то оно оказывается поистине впечатляющим и поражающим самое смелое воображение. Так что зрители из тех, кто любит пощекотать нервы, не пожалеют о потраченных на билет деньгах. Однако Пилу, набившему себе руку скетчами и умеющему подавать с юмором даже самые необычные сюжеты, и этого мало.

«Почему мы? Почему черные?» — отчаянно вопрошает Крис, когда наконец понимает, в чем суть планов родителей Роуз. «А черт его знает!» — отвечают его мучители, прежде чем все же дать ответ, и даже не один. Собственно, самое сильное впечатление на зрителя должна произвести не сама дискриминация по цвету кожи, а те, кто ее демонстрирует. Это не какие-то ультраконсерваторы, которые еще пару-тройку десятилетий назад натягивали на головы белые колпаки ку-клукс-клана, а вполне себе либеральный средний класс, проповедующий толерантность и утирающий скупую слезу на просмотре «Лунного света».

И самое главное: это проблема далеко не только Америки. Выросший в Англии Калуя неустанно повторяет, как важна для него была эта роль: «Чтобы сыграть Криса, мне пришлось вновь обратиться к своим переживаниям, тяжелым воспоминаниям. Я хотел показать всю ту борьбу, которую приходится вести ежедневно, чтобы другие люди признали тебя, несмотря на цвет кожи».

И в перерывах между страшными эпизодами (как, впрочем, и забавными, которые появляются то тут, то там по всему фильму) «Прочь» показывает, что пришло время перестать закрывать глаза на происходящую несправедливость.

«Прочь» (Get Out)

США / UPI / Режиссер: Джордан Пил / В ролях: Дэниэл Калуя, Эллисон Уильямс, Кэтрин Кинер, Брэдли Уитфорд, Калеб Лэндри Джонс, Маркус Хендерсон, Бетти Гэбриел, Лейкит Стэнфилд, Стивен Рут, Лил Релл / Премьера 11 мая

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus